12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Меркулова956
Россия, Чувашская респ.
8

Конспект урока «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание»

Конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема. «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание».

Цели:

Предметные

1. Углубление и расширение представления об имени числительном. 2.Усвоение знаний о разрядах числительных. 3.Ознакомление с особенностями склонения числительных. 4. Сформирование умения склонять числительные. 5.Осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 6.Исправление грамматических ошибок.

Метапредметные 1. Формирование умений находить информацию в тексте. 2. Анализ, сравнение и обобщение на основе фактов. 3. Формирование умений представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

Личностные 1.Строить отношения с людьми. 2.Воспитывать уважение к родному языку. 


 

Оборудование урока: презентация

Ход урока.

Организационный момент.  

Повторение пройденного. (слайд)

* С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках? (имя числительное).

* Что же такое имя числительное? (Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая указывает на количество предметов и отвечает на вопрос «сколько?»  или  «который?». Различают количественные и порядковые числительные.

* Количественные и порядковые числительные по своему строению делятся на какие группы?

(Числительные, которые состоят лишь из одного корня – простые; у которых два корня – сложные, а состоящие из двух или нескольких слов – составные)

*Как отличить числительное от других частей речи? (числительное можно записать цифрами и словами).

 

Проверка домашнего задания. (слайд)

- Вам дома надо было записать предложения, в которых числа нужно заменить словами.

1. В (5) утра из парка на линию вышло (37) трамваев.

2. Сколько надо прибавить к (54), чтобы получилось (100).

3. Брат потратил на подарок (360) рублей.

4. Ель достигает (60) метров.


 

4. Изучение новой темы. (слайд)

- Перед вами числительные. Какие это числительные? (количественные числительные).

- Внимательно посмотрите и подумайте, почему они распределены по группам?

1) СемЬ, девяносто, двести четырнадцатЬ (обозначают целые числа);

2) одна вторая, две восЬмых  (обозначают дробные числа, значит это дробные числительные); 

3) трое мальчиков, семеро друзей (обозначают несколько предметов как одно целое, значит это собирательные числительные).    

4) О шести, двум девятым, пятЬю книгами (склонение по падежам).

5) Как думаете, в числительных что обозначено другим цветом и крупным шрифтом? (орфограммы)

 

- Значит, мы с вами сегодня будем говорить о чём? ( О качественных числительных, об их разрядах, склонении их по падежам и о правописании числительных».

- Итак, запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Количественные

числительные. Их разряды, склонение, правописание».

Новая тема: (слайд)

1.Итак, количественные числительные имеют 3 разряда: целые числительные, дробные числительные и собирательные (их немного: двое-десятеро).


 

2.Количественные числительные (К.Ч.) имеют свойство склоняться по падежам.


 

-Перед вами таблицы со склонениями количественных числительных. Нам предстоит ознакомиться с ними и умело использовать при выполнении упражнений, также в ходе работы запоминать данные правила.


 

Склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ (2, 3, 4)

Падежи

Для всех родов

И.

два (жен. род две)

три

четыре

Р.

двух

трёх

четырёх

Д.

двум

трём

четырём

В.

как И. или Р.

Т.

двумя

тремя

четырьмя

П.

(о) двух

(о) трёх

(о) четырёх


 

От ПЯТИ до ДВАДЦАТИ и ТРИДЦАТЬ (5 - 20 и 30)

Склонение числительных от пяти до двадцати и тридцать

И. В.

пять

восемь

десять

двадцать

тридцать

Р. Д. П.

пяти

восьми

десяти

двадцати

тридцати

Т.

пятью

восемью

десятью

двадцатью

тридцатью

СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (40; 90; 100)

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

И. В.

сорок

девяносто

сто

Р. Д. Т. П.

сорока

девяноста

ста

ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (50; 60; 70; 80)

И. В.

пятьдесят

шестьдесят

семьдесят

восемьдесят

Р. Д.

пятидесяти

шестидесяти

семидесяти

восьмидесяти

Т.

пятьюдесятью

шестьюдесятью

семьюдесятью

восьмьюдесятью

П.

(о) пятидесяти

(о) шестидесяти

(о) семидесяти

(о) восьмидесяти


 

ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА, ПЯТЬСОТ (200; 300; 400; 500)

Склонение числительных двести, триста, четыреста, пятьсот

И.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Р.

двухсот

трёхсот

четырёхсот

пятисот

Д.

двумстам

трёмстам

четыремстам

пятистам

В.

двести

триста

четыреста

пятьсот

Т.

двумястами

тремястами

четырьмястами

пятьюстами

П.

(о) двухстах

(о) трёхстах

(о) четырёхстах

(о) пятистах


 

ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ(1,5), ПОЛТОРАСТА (150)

Склонение числительного полтора (м./р), полторы (ж.р.), полтораста

И.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

полтораста

Р.

полутора (рублей)

полутора (копеек)

полутораста

Д.

полутора (рублям)

полутора (копейкам)

полутораста

В.

полтора (рубля)

полторы (копейки)

полтораста

Т.

полутора (рублям)

полутора (копейками)

полутораста

П.

(о) полутора (рублях)

(о) полутора (копейках)

полутораста


 

Очень важно помнить о написании удвоенных согласных в таких числительных как «одиннадцать» (стык корня и суффикса), «миллион» и «миллиард». Запишите их себе, подчеркните удвоенные согласные и обведите в рамочку. (слайд)

При написании простых, а особенно сложных и составных числительных важно помнить о Ь (мягком знаке). (слайд)

Ь (мягкий знак) в числительных

пишется

не пишется

На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30

 

В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900

 
 

В середине числительных 15, 16, 17, 18, 19

 

5. Закрепление нового материала.

Выполнение упражнения.
- Давайте с вами просклоняем числительное: 243 страницы, 559 дней.

И.

двести сорок три страницы

пятьсот пятьдесят девять дней

Р.

двухсот сорока трёх страниц

пятисот пятидесяти девяти дней

Д.

двумстам сорока трём страницам

пятистам пятидесяти девяти дням

В.

двести сорок три страницы

пятьсот пятьдесят девять дней

Т.

двумястами сорока тремя страницами

пятьюстами пятьюдесятью девятью днями

П.

(о) двухстах сорока трёх страницах

(о) пятистах пятидесяти девяти днях


 

- Какое числительное мы просклоняли? (составное).

- В составе составного есть ещё есть какие числительные? (простые – три, сорок; сложное - двести).

- К какому выводу вы пришли? (в сложных числительных склоняются обе части; в составных числительных склоняются все слова).

 

6. Физкультминутка.

- Давайте немножко отдохнём.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – слегка назад прогнуться.

Три – присесть.

Четыре – встать и руками помахать.

Пять – наклоны вправо, влево.

Шесть – достать рукой колено.

Семь – глазами поморгайте.

Восемь – шею разминайте.

Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Десять – сели образцово, принялись за дело снова.

Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.

*Какие числительные здесь употребляются? (количественные).

*К какому разряду они относятся? (целые)


 

Выполнение упражнения. (слайд)

- Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите цифры словами:777, 15, 932, 60, 89, 58, 19.

(Семьсот семьдесят семь, пятнадцать, девятьсот тридцать два, шестьдесят, восемьдесят девять, пятьдесят восемь, девятнадцать).

- Поменяемся тетрадями и проверяем. (слайд)

- Тем, у кого нет ни одной ошибки, поставим «5», если одна ошибка – «4».


 

Выполнение упражнения.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.


 

Выполнение упражнения.

-Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую.

Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один, пятёрка, четыре.


 

- Что нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову)


 

Рефлексия:

-О чём мы сегодня узнали на уроке?

-Чему мы научились?

-Материал урока для вас был сложным или не очень?

-Вам сегодня на уроке удалось всё понять?

-Что оказалось самым трудным?

-Важна ли для нас эта тема?

-Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Домашнее задание: 

- Дома вам предстоит найти пять пословиц, где есть числительные и записать в тетрадях. Затем указать у числительных род.

Подведение итогов урока: оценивание  работы на уроке учащихся.

Опубликовано


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 19.01.23 в 09:56 0Ответить Пожаловаться
Галина, спасибо Вам за публикацию методической разработки урока в помощь коллегам!
Галина Меркулова, 27.01.24 в 17:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за ваш комментарий, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.