Конспект урока «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание» (6 класс)
Конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема. «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание».
Цели:
Предметные
1. Углубление и расширение представления об имени числительном. 2.Усвоение знаний о разрядах числительных. 3.Ознакомление с особенностями склонения числительных. 4. Сформирование умения склонять числительные. 5.Осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 6.Исправление грамматических ошибок.
Метапредметные 1. Формирование умений находить информацию в тексте. 2. Анализ, сравнение и обобщение на основе фактов. 3. Формирование умений представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
Личностные 1.Строить отношения с людьми. 2.Воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование урока: презентация
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение пройденного. (слайд)
* С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках? (имя числительное).
* Что же такое имя числительное? (Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая указывает на количество предметов и отвечает на вопрос «сколько?» или «который?». Различают количественные и порядковые числительные.
* Количественные и порядковые числительные по своему строению делятся на какие группы?
(Числительные, которые состоят лишь из одного корня – простые; у которых два корня – сложные, а состоящие из двух или нескольких слов – составные)
*Как отличить числительное от других частей речи? (числительное можно записать цифрами и словами).
Проверка домашнего задания. (слайд)
- Вам дома надо было записать предложения, в которых числа нужно заменить словами.
1. В (5) утра из парка на линию вышло (37) трамваев.
2. Сколько надо прибавить к (54), чтобы получилось (100).
3. Брат потратил на подарок (360) рублей.
4. Ель достигает (60) метров.
4. Изучение новой темы. (слайд)
- Перед вами числительные. Какие это числительные? (количественные числительные).
- Внимательно посмотрите и подумайте, почему они распределены по группам?
1) СемЬ, девяносто, двести четырнадцатЬ (обозначают целые числа);
2) одна вторая, две восЬмых (обозначают дробные числа, значит это дробные числительные);
3) трое мальчиков, семеро друзей (обозначают несколько предметов как одно целое, значит это собирательные числительные).
4) О шести, двум девятым, пятЬю книгами (склонение по падежам).
5) Как думаете, в числительных что обозначено другим цветом и крупным шрифтом? (орфограммы)
- Значит, мы с вами сегодня будем говорить о чём? ( О качественных числительных, об их разрядах, склонении их по падежам и о правописании числительных».
- Итак, запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Количественные
числительные. Их разряды, склонение, правописание».
Новая тема: (слайд)
1.Итак, количественные числительные имеют 3 разряда: целые числительные, дробные числительные и собирательные (их немного: двое-десятеро).
2.Количественные числительные (К.Ч.) имеют свойство склоняться по падежам.
-Перед вами таблицы со склонениями количественных числительных. Нам предстоит ознакомиться с ними и умело использовать при выполнении упражнений, также в ходе работы запоминать данные правила.
Склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ (2, 3, 4)
Падежи |
Для всех родов |
||
И. |
два (жен. род две) |
три |
четыре |
Р. |
двух |
трёх |
четырёх |
Д. |
двум |
трём |
четырём |
В. |
как И. или Р. |
||
Т. |
двумя |
тремя |
четырьмя |
П. |
(о) двух |
(о) трёх |
(о) четырёх |
От ПЯТИ до ДВАДЦАТИ и ТРИДЦАТЬ (5 - 20 и 30)
Склонение числительных от пяти до двадцати и тридцать |
|||||
И. В. |
пять |
восемь |
десять |
двадцать |
тридцать |
Р. Д. П. |
пяти |
восьми |
десяти |
двадцати |
тридцати |
Т. |
пятью |
восемью |
десятью |
двадцатью |
тридцатью |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (40; 90; 100)
Склонение числительных сорок, девяносто, сто |
|||
И. В. |
сорок |
девяносто |
сто |
Р. Д. Т. П. |
сорока |
девяноста |
ста |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (50; 60; 70; 80)
И. В. |
пятьдесят |
шестьдесят |
семьдесят |
восемьдесят |
Р. Д. |
пятидесяти |
шестидесяти |
семидесяти |
восьмидесяти |
Т. |
пятьюдесятью |
шестьюдесятью |
семьюдесятью |
восьмьюдесятью |
П. |
(о) пятидесяти |
(о) шестидесяти |
(о) семидесяти |
(о) восьмидесяти |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА, ПЯТЬСОТ (200; 300; 400; 500)
Склонение числительных двести, триста, четыреста, пятьсот |
||||
И. |
двести |
триста |
четыреста |
пятьсот |
Р. |
двухсот |
трёхсот |
четырёхсот |
пятисот |
Д. |
двумстам |
трёмстам |
четыремстам |
пятистам |
В. |
двести |
триста |
четыреста |
пятьсот |
Т. |
двумястами |
тремястами |
четырьмястами |
пятьюстами |
П. |
(о) двухстах |
(о) трёхстах |
(о) четырёхстах |
(о) пятистах |
ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ(1,5), ПОЛТОРАСТА (150)
Склонение числительного полтора (м./р), полторы (ж.р.), полтораста |
|||
И. |
полтора (рубля) |
полторы (копейки) |
полтораста |
Р. |
полутора (рублей) |
полутора (копеек) |
полутораста |
Д. |
полутора (рублям) |
полутора (копейкам) |
полутораста |
В. |
полтора (рубля) |
полторы (копейки) |
полтораста |
Т. |
полутора (рублям) |
полутора (копейками) |
полутораста |
П. |
(о) полутора (рублях) |
(о) полутора (копейках) |
полутораста |
Очень важно помнить о написании удвоенных согласных в таких числительных как «одиннадцать» (стык корня и суффикса), «миллион» и «миллиард». Запишите их себе, подчеркните удвоенные согласные и обведите в рамочку. (слайд)
При написании простых, а особенно сложных и составных числительных важно помнить о Ь (мягком знаке). (слайд)
Ь (мягкий знак) в числительных |
|
пишется |
не пишется |
На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 |
|
В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 |
|
В середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 |
5. Закрепление нового материала.
Выполнение упражнения.
- Давайте с вами просклоняем числительное: 243 страницы, 559 дней.
И. |
двести сорок три страницы |
пятьсот пятьдесят девять дней |
Р. |
двухсот сорока трёх страниц |
пятисот пятидесяти девяти дней |
Д. |
двумстам сорока трём страницам |
пятистам пятидесяти девяти дням |
В. |
двести сорок три страницы |
пятьсот пятьдесят девять дней |
Т. |
двумястами сорока тремя страницами |
пятьюстами пятьюдесятью девятью днями |
П. |
(о) двухстах сорока трёх страницах |
(о) пятистах пятидесяти девяти днях |
- Какое числительное мы просклоняли? (составное).
- В составе составного есть ещё есть какие числительные? (простые – три, сорок; сложное - двести).
- К какому выводу вы пришли? (в сложных числительных склоняются обе части; в составных числительных склоняются все слова).
6. Физкультминутка.
- Давайте немножко отдохнём.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – слегка назад прогнуться.
Три – присесть.
Четыре – встать и руками помахать.
Пять – наклоны вправо, влево.
Шесть – достать рукой колено.
Семь – глазами поморгайте.
Восемь – шею разминайте.
Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.
*Какие числительные здесь употребляются? (количественные).
*К какому разряду они относятся? (целые)
Выполнение упражнения. (слайд)
- Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите цифры словами:777, 15, 932, 60, 89, 58, 19.
(Семьсот семьдесят семь, пятнадцать, девятьсот тридцать два, шестьдесят, восемьдесят девять, пятьдесят восемь, девятнадцать).
- Поменяемся тетрадями и проверяем. (слайд)
- Тем, у кого нет ни одной ошибки, поставим «5», если одна ошибка – «4».
Выполнение упражнения.
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Выполнение упражнения.
-Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую.
Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один, пятёрка, четыре.
- Что нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову)
Рефлексия:
-О чём мы сегодня узнали на уроке?
-Чему мы научились?
-Материал урока для вас был сложным или не очень?
-Вам сегодня на уроке удалось всё понять?
-Что оказалось самым трудным?
-Важна ли для нас эта тема?
-Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Домашнее задание:
- Дома вам предстоит найти пять пословиц, где есть числительные и записать в тетрадях. Затем указать у числительных род.
Подведение итогов урока: оценивание работы на уроке учащихся.
Елена Владимировна
Галина Меркулова