12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безотеческих Людмила Вячеславовна57
Педагог русского языка и литературы, люблю путешествовать по России, занимаюсь моржеванием
Россия, Курганская обл., Курган

Г Конспект внеурочного занятия по дисциплине «Русский язык»

для студентов по специальности

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

«Есть такая профессия – строитель»

(в рамках изучения темы: «Официально-деловой стиль.

Культура делового общения»)



Цель занятия: обобщить теоретические знания в области темы «Официально-деловой стиль. Культура делового общения», рассмотреть деловое общение как коммуникационный процесс и практически представить навыки делового общения в своей самопрезентации.


Задачи занятия:

Развивать у студентов интерес к изучению дисциплины «Русский язык».

Развивать речевые и коммуникативные умения студентов, ответственность за работу в команде, развивать профессиональные интересы и предпочтения.

Создать условия для формирования творческой активности, создать атмосферу здоровой конкуренции, ситуацию успеха.

Формировать компетенции, умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.


Оформление: мультимедийные презентации Microsoft Office PowerPoint, оформление доски.

Целевая аудитория: студенты отделения технических профессий по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Материальное обеспечение занятия: персональный компьютер; телевизор; карточки с заданиями, ведомости подведения итогов для членов жюри; таблички, цветовые сигнальные карточки; таблицы, для подведения промежуточных и итоговых результатов игры; презентации в программе ; грамоты для игроков.

Деятельность и состав жюри: жюри состоит из 3 человек, в состав которого входят студенты группы. Для жюри подготавливается распечатка вопросов по конкурсам с ответами, оценочных бланков, ручки.


Ход внеурочного занятия:

Эпиграф к занятию:

«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».

(Наполеон Бонапарт).



1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, проверка присутствующих на занятии.

2. Целеполагание (3 минуты)

Студентам предлагается продолжить фразы на выданных листах, используя до 5 слов, соблюдая нормы русского языка:

Есть такая профессия - …

Изучение культуры делового общения необходимо, потому что ….

Настоящий труд – это…

На доску прикрепляются ответы при помощи магнитов.

Обобщение ответов студентов.

Цель формулируют студенты при помощи задания: «Установить соответствие».

Обобщить

деловое общение как коммуникационный процесс

Рассмотреть

навыки делового общения в своей самопрезентации

Практически представить

теоретические знания в области делового общения


Таким образом, цель нашего занятия: обобщить теоретические знания в области делового общения, рассмотреть деловое общение как коммуникационный процесс и практически представить навыки делового общения в своей самопрезентации. (слайд 1)


3. Актуализация знаний (3 минуты)

Преподаватель: Учитывая требования современной жизни, желающие получить достойное место работы должны владеть навыками и делового речевого общения, и навыками делового письма. Практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, проведение собеседования, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов, проведение совещаний, конференций и многое другое), поэтому современный работник должен грамотно строить свои устные и письменные деловые высказывания.

Сегодня мы проведем занятие в форме деловой игры, разыгрывая ситуацию трудоустройства на работу.

Представление команд и членов жюри. Оглашение правил проведения мероприятия.

Я представляю вашему вниманию конкурирующих соискателей, которые в течение мероприятия должны показать умения грамотно говорить, правильно составлять и заполнять деловые бумаги, использовать административный речевой этикет. И перед нами работодатели, которые будут оценивать тех, кто желает трудоустроиться в их фирму. Заранее вы были распределены по группам.

Слайд 2 (реклама об открытии вакансии начальника строительного управления)

Реклама на экране: Строительство - одна из наиболее быстрорастущих и развивающихся отраслей бизнеса. Это обусловлено тем, что на рынке строительства и недвижимости наблюдается большой спрос, который растет с каждым днем. Мы ищем талантливого, грамотного, креативного и перспективного начальника строительного управления.

Желаю участникам игры удачи!


4. Изучение нового материала (27 минут)

Создание проблемной игровой ситуации.

Этап 1.

«Не скоро строится забор; тем более — красивый город» (слайд 3)

Преподаватель: при прохождении интеллектуальной викторины или теста при собеседовании или при оформлении деловых бумаг, вам необходимо владеть орфографическими нормами русского языка.

Проверим уровень грамотности каждой группы.

Подчеркните правильный вариант выбора букв(ы): э(ф,фф)ективность работы, в(о,а)кансия, предвыборная к(а,о)мпания, веселая к(а,о)мпания, пр(и,е)зентация, организация, предприятие, резюм(э,е), менедж(э,е)р, б(э,е)йдж, коми(с,сс)ия, конф(и,е)ренция, собесед(а,о)вание, довере(н,нн)ость, а(п,пп)е(л,лл)яция.

Пока жюри оценивает работы (макс. балл 14), проводится беседа с «соискателями».

Беседа с «соискателями»: Какие слова из этого перечня вам непонятны? Объяснить значения слов. На слайде правильные ответы (слайд 4).

К какому стилю речи они относятся? (Все термины относятся к официально-деловому стилю).

Какие признаки присущи этому стилю речи? (Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер) (слайд 5).

Жюри оглашает результаты.


Этап 2. «Грамотное резюме – залог успеха» (слайд 6).

Предварительным заданием для каждой группы было составить резюме на должность НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Уважаемые соискатели, Вы группами составляли резюме. Но прежде, чем мы перейдем к ознакомлению резюме, «работодатели», как профессионалы своего дела дадут определение этому понятию.

Директор: Резюме от фр. résumé) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и др., кандидата для найма на работу в США (в странах Европы аналогичный документ называется латинским термином «curriculum vitae», что переводится как дорога жизни, жизнеописание, краткая автобиография).

Резюме позаимствовано нами из практики европейского и американского кадрового менеджмента.

Зам. Директора: Можно сказать, что при устройстве на работу, обязательное предоставление резюме - это один из элементов современных правил делового этикета, но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.

Начальник отдела кадров: резюме должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. Резюме должно быть удобным для чтения, кратким, но в то же время содержать все ваши преимущества, которые будут способствовать эффективности работе.

Переходим к просмотру ваших резюме (презентация каждого резюме).

Жюри оценивает каждое резюме (до 5 баллов).

Преподаватель кратко комментирует каждое резюме. Обращает внимание студентов на выделенные шрифтом основные качества соискателя.


Этап 3. Деловая беседа: «Кто строит, тот и отвечает» (слайд 7)

Преподаватель: резюме рассмотрены, и работник отдела кадров приглашает вас на собеседование. Следующий этап «Деловая беседа».

Работодатели дают определение понятиям «деловая беседа», «собеседование».

Директор: Деловая беседа – это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Зам. директора: Деловые беседы обладают многими достоинствами, которых лишены собрания, обмен письменной информацией, телефонные разговоры. Они, во-первых, проводятся в тесном контакте, позволяющем сосредоточить внимание на одном собеседнике или очень ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают непосредственное общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов, т. е. позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, что облегчает их общение в дальнейшем.

Начальник отдела кадров: Деловая беседа является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем, чтобы он с ней согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач беседы – убедить собеседника принять конкретное предложение.

Проведение собеседований по группам.

Конкурс содержит 8 вопросов. Номинал правильного ответа 1 балл. Максимальное количество набираемых баллов – 8.

Вопросы группам:

группа (задает вопросы директор)

1. Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?

2. Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чём ваши преимущества перед другими кандидатами?

3. Какие ваши слабые стороны?

4. По-латыни «созданное» - creatura, «раскрашенное» - politura, «нарисованное» - pintura. Переведите на латынь слово «вырезанное». (Sculptura).

5. Назовите современный строительный материал, который придумали древние римляне более 2000 тысяч лет назад и использовали его, например, для водовода, проложенного по самому большому из построенных ими мостов длиной 275 метров и высотой 49 метров, перекинутому через реку Гардон у города Ним. (Бетон).

6. Назовите материал, который НЕ применяется в современном строительстве, но широко использовался на Руси для сооружения неприступных укреплений и праздничных забав, был особенно любим императрицей Анной Иоанновной. Наиболее известное сооружение из него имело около 17 метров в длину, более 6 – в высоту и был украшен статуями. (Лед).

7. Назовите известного изобретателя-самоучку, служившего у императрицы Екатерины II, и соорудившего для нее дворцовый лифт, который послужил прообразом для современных лифтов. (Иван Кулибин).

8. В каком году впервые в нашей стране официально отметили День строителя? (12 августа 1956 года). Задание: просьба записать числительные словами на доске.

2 группа (задает вопросы зам. директор)

1. Как вы представляете своё положение через 5 (десять) лет?

2. В какие сроки вы бы могли приступить к работе?

3. За что вас критиковали последние 3-4 года?

4. Чем вы любите заниматься в свободное время?

5. Стоящее скоро уже двести лет напротив Кремлевской стены в Москве здание Манежа было в свое время уникальным для России сооружением. Его деревянные перекрытия длиной 45 метров не имели ни одной промежуточной опоры! Чтобы спасти прогнувшийся вскоре после постройки потолок, изобретательный строитель Слухов предложил проделать специальные отверстия в крыше здания. Как они называются в настоящее время? (Слуховые окна).

6. Весь мир был поражен, когда в Париже появилась Эйфелева башня. Ее высота достигала 300 метров, а вес – более 8000 тонн. Позднее в одной из европейских столиц появилось сооружение из железобетона высотой более 500 метров. Это сооружение может выдержать землетрясение в 8 баллов и ураганный ветер, при котором верхушка башни отклоняется до 12 метров! Назовите это сооружение. (Останкинская башня).

7. Средневековье оставило нам много замечательных памятников архитектуры. Среди них, однако, нет ни одного, который датировался бы второй половиной Х в. Почему? (Ждали конца света в 1000 году, и долговременное строительство считалось бессмысленным).

8. Около 20-25 тысяч домов в Англии имеют особенность, благодаря которой с домовладельцев снижены налоги почти вдвое, так как им труднее искать клиентов. Что это за особенность? (Привидения). (Просьба написать слово на доске).

3 группа (задает вопросы начальник отдела кадров)

1. Вы чаще соглашаетесь или спорите? Почему?

2. В каких ситуациях вам не удалось добиться успеха? Почему?

3. Человеку свойственно приукрашивать себя, устраиваясь на работу. В чём вы приукрасили себя?

4. После завершения строительства этого дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом и превратил утилизацию мусора из дорогостоящей в бесплатную – он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен. (Зимний дворец).

5. Идея начала этой стройки возникла в 1874 году и в 1881 году она начата в нескольких километрах от г. Барселона. По решению инициаторов строительства, финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований. Согласно данным правительства Испании, полностью завершить строительство удастся не ранее 2026 года. Что является самым знаменитым долгостроем? (Храм Святого Семейства). (Просьба написать слово на доске).

6. Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако, как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Какие еще рукотворные объекты на Земле видны из космоса? (Египетские пирамиды).

7. С этой знаменитой лестницей связано много городских легенд. Согласно одной из них, где-то под лестницей находится выход из подземного хода, ведущего из Воронцовского дворца. Согласно другим, под лестничными арками зарыты клады одесских контрабандистов, а под одной из ступенек якобы спрятал награбленные драгоценности знаменитый одесский налетчик Мишка-Япончик. (Потемкинская лестница).

8. Этот современный отделочный материал берет свое начало в Междуречье на берегах Тигра и Евфрата. Позднее широко использовался в Древнем Вавилоне, Иране и Персии для отделки дворцов и храмов. Итальянская и испанская школы развития его производства являются лидерами и сегодня. (Керамическая плитка).

4 группа (задает вопросы директор)

1. Как вы смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?

2. Получали ли вы другие предложения о работе?

3. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками?

4. Как вы представляете своё положение через 5 (десять) лет?

5. Римляне, особенно элита, не доживали до 30 лет из-за раковых опухолей. Этот факт связывают с тем, что при строительстве водопровода подземные трубы выполнялись из дерева, глины и этого металла – провокатора онкологических заболеваний. Назовите этот металл. (Свинец).

6. Саманная технология строительства возродилась в конце XIX в. в штате Небраска США и получила широкое распространение во Франции, Норвегии и Австралии. Сырье для строительства прессуется и перевязывается полимерным шнуром, в результате чего получаются блоки 90х45х35 см и весом около 23 кг. Назовите строительный материал саманной технологии. (Солома).

7. Эти архитектурные сооружения названы по имени карийского царя Мавсола в Галикарнасе (4 в. до н. э.). Получили распространение в Др. Риме и в средние века на Востоке. В 20 в. в ряде стран увековечивают память политических деятелей. (Мавзолей).

8. Видео-вопрос «Что? Где? Когда?».

Ребята, вы проявили не только интеллектуальные знания в области профессии строителя, но и грамотно смогли сформулировать ответы.

По окончании конкурса обратить внимание на предложение на доске:

«Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка».


4 этап «Мастера делает практика!»

Дополнительный бонус за скворечник

При подготовке к мероприятию ребятам было дано задание (по желанию) сделать собственными руками дом или эскиз дома для птиц, как будущим строителям. Мы благодарим тех студентов, которые не только добросовестно относятся к учебе, но и проявляют гражданскую позицию.

Преподаватель: ребята, вы являетесь примером развития гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно относиться ко всем природным компонентам. А значит при строительстве зданий и сооружений вы будете отдавать приоритет экологически чистым продуктам.


5. Закрепление изученного материала (5 минут)

Преподаватель: Жизнь каждого человека является постоянной и своеобразной учебой. Каждый новый день открывает перед людьми тайны новых знаний, новых истин, новых жизненных горизонтов. И важным этапом здесь является учеба студента в области культуры речи, использование делового общения на практике, для дальнейшей успешной работы после окончания колледжа.

Пришло время подведению итогов. Перед производственным совещанием работники отделов должны отчитаться в проделанной работе руководству. Заканчивается совещание словом директора фирмы, который анализирует работу каждой группы.

6. Подведение итогов (3 минуты)

Сегодня на занятии каждому была предоставлена возможность проявить себя в том или ином качестве, сыграть важную роль в достижении общих целей коллектива. Какая же из групп с поставленными задачами справилась лучше? Спросим об этом «директора» компании. (Слово «директора»)

Завершить занятие мне хотелось бы словами «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Спасибо за работу!

7. Рефлексия (2 минуты)

На доске крепится лист ватмана с изображением дома с таблицей:

 


Знаю

























Понимаю


























Умею



























​​​​​​​ Напротив каждого слова, студентам предлагается разместить изображение кирпичика.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.