Урок истории в 6 классе на тему «Культура русских земель в XII-XIII вв»
Пояснительная записка к презентации
«Культура русских земель XII-XIII вв.»
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Цель: сформировать представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности, познакомить с выдающимися достижениями русской культуры XII-XIII вв.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о культуре XII-XIII вв.
Коррекционная: развивать навыки работы с дополнительным материалом, умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: формировать активную жизненную и гражданскую позицию.
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент – 1 мин |
Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! |
Приветствие. Подготовка к уроку. |
Проверка домашнего задания – 5 мин |
У вас на столах лежат листы самооценки. После каждого задания вы будете оценивать свои знания, используя три цвета: зеленый – я усвоил(а), желтый – возникли ошибки; красный – задание не понял. Давайте вспомним, что вы проходили на прошлых уроках? Чтобы проверить ваши знания, я подготовила текст с пропущенными словами на цветных карточках. Кто уверен в своих знаниях – выбирает карточку зеленого цвета. Кто считает, что недостаточно готов к проверке домашнего задания – выбирает желтую карточку. Кто сомневается в своих знаниях – выбирает красную. Давайте проверим, что у вас получилось. Если слово написано правильно, ставим плюс (последнее предложение не читать!!!). У кого нет ни одной ошибки? У кого 1? 2? Хорошо. Возьмите свои листы самооценки и оцените себя. Я заметила, что последнее предложение вы не заполнили. Ребята, в чем возникли трудности при выполнении задания? Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами поговорим на уроке? Карточки далеко не убираем. Они нам пригодятся в конце урока. |
Период раздробленности. Работа по карточкам. Вставляют пропущенные слова. Учитель зачитывает текст с зеленой карточки, дети вслух проговаривают написанные слова. Выставляют оценки в лист самооценки Мы этого не изучали. О том, что что-то переживало расцвет. Откладывают карточки на край парты. |
Постановка цели урока |
XII-XIII века – период феодальной раздробленности на Руси. Это время междоусобных войн (слайд 2), вторжения иноземных захватчиков (слайд 3). Экономических трудностей. Однако в этих условиях появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные традиции. В традиции Новгорода и Пскова (слайд 4) проявились черты, высокой активности городского населения. Владимиро-Суздальская Русь (Владимир на Клязьме, Галич) дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей (слайд 5, 6) О каких княжеских центрах я вам рассказала? А как вы думаете, что объединяет эти княжества? А сейчас посмотрите по сторонам. Что вы заметили? Если вы соедините слоги в порядке возрастания чисел, то узнаете тему сегодняшнего урока. Какая сегодня тема урока? Молодцы! Сегодня мы посмотрим, как же развивалась культура в XII-XIII веках. Записываем число и тему урока (слайд 7) |
Смотрят на слайды презентации. Новгород, Псков, Галич, Владимир на Клязьме. Цифры и слоги. Культура русских земель. Записывают число и тему урока. |
Усвоение новых знаний – 8 мин. |
Для того, чтобы узнать, как развивалась культура в XII-XIII вв. вы поработаете в парах. У вас на столах лежат конверты с вопросами для обсуждения. Урок будет проходить по плану, который вы видите на доске (слайд 8). Первая группа подготовит материал о накоплении научных знаний. Всю необходимую информацию вы найдете в учебнике в п.2 §16. Вторая группа расскажет об особенностях развития литературы XII-XIII вв. всю необходимую информацию вы найдете в конверте (в конверте карточки с текстом + таблица). Третья группа познакомит нас с памятниками древнерусской архитектуры. Ваша группа также всю необходимую информацию найдет в конверте. (в конверте карточки с текстом, изображения церквей) Четвертая группа расскажет нам о том, как развивалась живопись. Информацию про живопись вы найдете в учебнике в п. 5 §16. Приступаем к работе.
Давайте посмотрим, что выяснила каждая пара в ходе работы. И первый вопрос по плану – научные знания (переход по гиперссылке). Какие науки получили свое развитие в данный период? На каком уровне развития находилась Русь по отношению к средневековой Европе? Отлично. Молодцы. Вторая тема – литература. Пожалуйста, 2 группа, расскажите, какие произведения появились, кто их написал и о чем они (переход по гиперссылке, рассказ с помощью таблицы) Я вам дам подсказку (открыть слайды) Замечательно. Продолжаем. О развитии зодчества на Руси нам расскажут участники 3 группы. Какие выдающиеся памятники архитектуры появились? В чем особенность каждого из них? (переход по гиперссылке) Отличное выступление. Но на этом наш урок не заканчивается. О живописи нам расскажут участники 4 группы. Какие особенности прослеживались в новгородской живописи? Что изображалось на владимиро-суздальских фресках? (переход по гиперссылке)
|
Знакомятся с планом урока. Ученики выполняют задания. География, ботаника, зоология, медицина, история и т.д. (клик) По уровню знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы (клик) Выполняют задание на интерактивной доске. Преобладали яркие краски – красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше строгости (клик). Изображались реальные события и человеческие образы (клик). |
Закрепление |
Давайте проверим, как же развивалась культура в XII-XIII вв. Для этого мы с вами выполним задание на интерактивной доске. попробуем каждое понятие соотнести с определенной областью культуры (переход по гиперссылке. Показать самой первый пример: в XII-XIII в. развивалась география, она относится к научной области) Можно сказать, что культура периода раздробленности переживала расцвет? Оцените знания, полученные о развитии древнерусской культуры. (слайд 9) |
Выполняют задание на интерактивной доске. Да, можно. Выставляют оценку в лист самооценки. |
Итог, оценивание |
А сейчас проверим, как вы запомнили материал урока. Вернемся к нашим карточкам. Сможете ли вы теперь заполнить последнее предложение? Что у вас получилось? Благодаря каким направлениям развивалась культура? Молодцы. Оцените себя. Дома вы еще раз прочитаете §16. Давайте подведем итоги урока: кто считает, что справился со всеми заданиями и все понял на уроке? А у кого остались вопросы? Спасибо, ребята, за урок (слайд 10) Мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое отношение к уроку. Когда будете выходить из класса, приклейте веселый смайлик, если урок вам понравился. Если же вам было неинтересно – приклейте грустный смайлик. |
Отдельные ученики зачитывают предложения с карточки. Наука, зодчество, живопись, литература. Выставляют оценку в лист самооценки. Поднимают руки, кто оценил себя на «отлично». Если есть вопросы – задают. Выражают свое мнение, приклеивая смайлики. |
Задания по группам
DOCX / 181.94 Кб
Цифры и слоги
DOCX / 29.48 Кб
Карточки
DOCX / 491.12 Кб
Культура русских земель в XII-XIII вв.
PPTX / 4.98 Мб