12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куликова Ольга Павловна20

Культура учителя и искусство анализа

Куликова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области.

Как повысить эффективность урока литературы? Как сделать его действенным средством нравственного воспитания, пробуждение в юных душах доброты и милосердия?

Размышляя о природе литературы, о ее роли в идейно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, мы в очередной раз убеждаемся, что литература в школе – особый, необычайно сложный и оригинальный предмет, который имеет свою специфику, свой стиль и даже голос. Учитель словесности должен владеть образным, ярким, эмоционально насыщенным языком. Нельзя о литературе, притягательной и движущей силой которой является художественный образ, говорить тусклым, скучным, примитивным языком. Кроме того, важнейшая и конечная цель преподавания литературы – добиться того, чтобы чтение стало духовной потребностью учащихся, которое бы осталось у них на всю жизнь. Знание литературы – явление особое, не сравнимое со знаниями по одному из других предметов. Знать литературу – это, прежде всего, понимать ее, ценить и любить.

Во время изучения программных произведений стараюсь сопрягать с жизнью важные нравственные и эстетические вопросы, например, такие, как цель жизни человека, значение в ней подвига. Убеждаю учеников в том, что настоящий подвиг можно совершить не везде и не каждому человеку это под силу. Для свершения подвига нужно обладать определенными качествами, так или иначе систематически готовить себя к нему.

Нельзя также смешивать понятия выполнения долга и совершение подвига.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство и др.

Поэтому делаю все необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения. Не просто дать знания, а к чему-то звать – вот задача учителя литературы. Не просто вкладывать понимание, что такое добро и зло, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу. Излагая тему, раскрывая необычайную сложность и противоречивость характеров персонажей, а также вскрывая сущность событий, описанных в произведении, словесник не должен не забывать о самом главном – воспитывать у учащихся нетерпимость к подлости, предательству, формировать на этой почве их взгляды.

Особое значение придаю изложению на уроке нового материала. Стараюсь, чтобы он был глубоко продуман, ярким, запоминающимся не только по форме, но и по содержанию. Каждый раз, освещая новую тему, демонстрирую ученикам научный анализ художественного произведения, его сюжетно-композиционной основы, образной системы, художественных особенностей. При этом акцентирую внимание на важные воспитательные проблемы, которые должен ставить и решать учитель вместе с учениками на каждом уроке. Иными словами, подача нового материала – это не только знакомство с литературными шедеврами и запечетленными в них художественными образами, но и страстная проповедь добра и справедливости, призыв к великой и благородной гражданской цели.

Главное добиться того, чтобы дети всей душой потянулись к предмету, не могли без него жить, чтобы постижение или красоты формы и содержания художественных произведений было шагом к постижению истины, приобретением жизненного опыта и мудрости

Особая роль в преподавании предмета отводится русской классической литературе.

В. А. Сухомлинский считал, что без обаятельной и могучей силы классики нельзя воспитать духовно богатую личность. Василий Александрович относился к классическому наследию как к испытанному нестареющему средству познания и воспитания, располагающему высокой культурой мышления, блеском и изяществом формы.

От того, что учитель использует в своей работе литературу, много зависит в обучении и воспитании. Изучая басни И.А. Крылова, я предлагаю ученикам записывать в тетради наиболее популярные строки крыловских басен, ставшие афоризмами «Слона то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага», «А Васька слушает да ест», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник».

Предлагаю детям выучить эти изречения и учу использовать крыловские афоризмы в жизни, в общении с людьми.

Предлагаю пятиклассникам записать в тетради и отдельные слова, широко представленные в баснях: лесть, жестокость, невежество, глупость, угодничество и др. для того, чтобы и они вошли в их активный словарь. Стараюсь строить свою работу по изучению произведений так, чтобы как можно больше обогащалась и обновлялась речь учащихся. Считаю, очень важно связать проблематику изучаемого произведения с насущными вопросами современности, с жизнью учащихся. Изучая рассказ И.С. Тургенева «Му-му», стараюсь побудить детей к живому художественному насыщенному пересказу. Рассказывая об образе Герасима, дети не могут скрыть слез. Важно, что они не только знают, но и переживают.

В 10 классе изучая рассказ И.А. Гончарова «Обломов», думаю не только об усвоении содержания, но и о его воспитательном резонансе. Для старшеклассников важно понять порочность обломовщины, скудности мысли, бездеятельности. Ученики должны знать, что и в наше время можно встретить людей, подобных Обломову. В том и состоит значение образа, что он выходит за рамки своей эпохи и модифицируется в современной жизни.

И.А. Гончаров в своем критическом этюде «Милых терзаний» анализируя «Горе от ума» А.С. Грибоедова, отметил, что Чацкий неизбежен, при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновлений, вызывает его тень. В этом он видел главную причину вечной молодости героев комедии. Наверно, «вечное подобие» в жизни и литературе будет иметь и верно схваченный образ Обломова. Учителю необходимо следить за тем, чтобы во время изучения классических произведений такого типа образы в сознании учащихся не превращались в «каменные статуи».

Задача учителя состоит в том, чтобы найти живые следы анализируемого образа в современном мире, в сегодняшнем дне, как удачно заметил опять-таки И.А. Гончаров. Особенно важно, по-моему, чтобы ученики почувствовали нетерпимость к образу жизни, именуемому обломовщиной.

В изучении литературы первостепенное значение уделяю анализу художественных образов, при помощи которых формируется идея произведения. Так, изучая стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» в 6 классе, стараюсь детальнее анализировать художественные образы, ибо это помогает осмыслить содержание произведения, пробуждает мысли и чувства.

Слушая ответы учащихся отмечаю, что речь детей недостаточно развита, они с трудом строят предложения, допускают речевые ошибки. Понимаю, что ученики еще не умеют применять знания по литературе практически. Поэтому стараюсь давать детям больше домашних заданий творческого характера. Например, написать для школьной стенгазеты рассказ или стихотворение. Для этого готовлю соответствующие темы и предлагаю их ребятам, проводя индивидуальную работу с каждым.

Уроки изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8 классе направлены главным образом на то, чтобы учащиеся глубже познали идейную сущность произведения, чтобы на каждом уроке учились мыслить, анализировать литературные факты, явления, искать и находить истину.

Ставя перед классом проблемные вопросы, побуждаю учеников делать самостоятельные выводы: Что называется общественным явлением? Назовите общественные и бытовые явления, отраженные в «Ревизоре», В чем заключается народность пьесы «Ревизор?»

«Понимайте значение слов», - писал немецкий философ Лейбниц, - и мир будет избавлен от множества ошибок. Стараюсь, чтобы во время изучения «Ревизора» Н.В. Гоголя восьмиклассники не только усвоили значение слов и понятий, но и умели активно пользоваться ими в своей речи. Среди них такие, как пошлость, лицемерие, ложь, чванство, отсутствие человеческого достоинства, грубость, пустословие.

Могучим источником воспитания патриотических чувств является роман Л.Н. Толстого «Война и мир». В 10 классе на уроках по его изучению тщательно подбираю вопросы, которые бы побуждали сознание учащихся, приводили бы их к раздумью над прочитанным. Каждый ответ учащегося должен выражать личностные взгляды, убеждения. Стремлюсь к тому, чтобы ответы учеников были размышлениями, чтобы, познавая разумом и сердцем, они соотносили нравственные истины со своими чувствами, осознавая себя частицей народа. Все компоненты изучения романа «Война и мир», я считаю следует подчинить главное идее – воспитанию у юношей и девушек чувства патриотизма, уважения к национальным святыням.

Самообучение старшеклассников – одно из сложных, недостаточно рещенных и поныне проблем. Без хорошо налаженной работы по самообучению вряд ли можно добиться глубокого понимания литературы.

Предлагаю каждому учащемуся систематическое ведение читательского дневника, советую записывать наиболее яркие, примечательные отрывки художественных произведений, особенно понравившиеся предложения, обороты речи и, конечно же, личные впечатления о прочитанных книгах, об их персонажах, конфликтах.

Для того, чтобы старшеклассники успешно, с пользой для себя выполняли эту задачу, учу вдумчиво читать художественное произведение, объясняю, на что следует обращать пристальное внимание.

Стараюсь приучить старшеклассников ежедневно читать 1-2 страницы классики с обязательным самостоятельным лексическим и стилистическим анализом текста. Эти и указанные раньше приемы работы с книгой позволяет не только углубить интерес учащихся к художественным произведениям, но и повысить грамотность учащихся, их культуру речи.

Вся работа по поводу руководства самообразованием учащихся в основном сводится к тому, чтобы не только научить их понимать и ценить идейно-художественное богатство шедевров литературного творчества, но и что не менее важно, пробудить в них интерес, никогда не утоляемую жажду общения с литературой, высокими образцами ее.

Надеюсь, что мои советы и рекомендации укажут пути повышения эффективности урока литературы, выделяя главный из них – искусство анализа художественного произведения, подлинную культуру учителя.

 

Библиографический список.

 

Данилюк А.К., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- развития и воспитания личности гражданина России. М:- Просвещение, 2014.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В3-х томах. Т.1,2.- М.Педагогика, 1979.- 560с.

Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик.- М: Политиздат. 1985.

Алгоритм успеха. Русский язык и литература.-­ №2.

Гладилина И.П. Основы исследовательской деятельности школьников.- М.:ООО « Центр полиграфических услуг «Радуга»,- 2010.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М. 1973.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.