Статья на тему «Портрет современного учителя»
Тимакова Галина Михайловна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №64» города Чебоксары Чувашской Республики
Портрет современного учителя
Современная система образования находится на тяжелом пути своего совершенствования. Развитие образования неизбежно и является необходимым для удовлетворения выдвигаемых требований общества. Человечество нуждается в личностях, наделенных нравственностью, гуманностью, ответственностью и собственным видением мира. Обозначенная проблема заставляет с особой внимательностью и требовательностью относиться к людям, выполняющим одну из самых важнейших социальных задач – образование.
Как же трактуется понятие «учитель» в словарях? Это «тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает влияние на развитие кого-чего-нибудь» (Толковый словарь русского языка Ушакова). Кто, как не учитель, погрузит в знания для знакомства с миром наук? Он же является важным спутником человека в дороге жизни, проводником к познанию истины. Нравственная составляющая педагога очень важна. «Учитель, обладающий слабым характером, с неопределенными взглядами, требованиями и образом мыслей не сможет воспитать сильный характер в ученике», - говорил К. Д. Ушинский. На обязательность таких элементов, как педагогическое мастерство и техника педагогического общения указывал А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский же ставил авторитет учителя на первое место, считал, что учитель лишь в том случае имеет право воспитывать, когда сам является примером богатства духовной жизни.
Творческий подход и стремление к самостоятельной мысли, умение их зажигать в сердцах своих учеников – вот что ценным считает К. Д. Ушинский. В настоящее время бывает сложно заинтересовать детей чем-нибудь, а творчество как раз и является тем, что может захватить, увлечь учеников. Это непременно составляет основу личности настоящего учителя.
Портрет современного учителя не будет раскрыт полно без рассмотрения профессиональных обязанностей педагога. Деятельность учителя сопоставима с трудом садовника. Так же, как садовник возделывает землю для будущих саженцев, так и учитель на начальном этапе подготавливает, приводит в порядок исходные знания, умы своего класса. Высадка деревцев в почву – дело тонкое и кропотливое, требующее точного соблюдения правил. А как учитель готовится к уроку? По определенному алгоритму, без упущения мельчайших педагогических моментов. И в том, и в другом случае ошибка приведёт к нежелательным последствиям. Если саженец погибнет, то систематическое невыполнение задач урока обречет класс к понижению уровня успеваемости и воспитанности учеников, а в глобальном масштабе приведет к необразованности общества.
Чем и как живет современный педагог? Он, также как и все, исполняет разные социальные роли. К стандартному примеру, женщина-учитель: мать, жена, дочь, сестра, невестка, тётя, подруга, приятельница, работник, и т.д. Каждая из этих ролей подразумевает обязанности, отношения. Если наша женщина-пример достаточно активная, энергичная и динамичная, то ей не составит труда подготовиться к каждому уроку, воплотить творческие задумки, проверить тетради, выполнить текущие задачи администрации, участвовать в конкурсах, уделить время «проблемным» ученикам. (И это мы рассмотрели обязанности только одной из социальных ролей!) Педагогическая деятельность - эмоциональная деятельность. В школе, в ученических и педагогических коллективах так и кипят эмоции, иногда выплескивающиеся через край. Учитель – человек, который должен обязательно быть богат эмоциями, временем, а нынешняя статистика подсказывает нам, что ещё и должен иметь дополнительную поддержку в материальном плане, будь то муж, или дополнительный заработок. Эксперты РИА «Рейтинг» составили очередной рейтинг регионов РФ по зарплатам в сфере образования. Наша Чувашия заняла в нем 73-е место. Почти половина педагогов республики получают менее 15 тыс. рублей в месяц. Данные за 2019 год. Учитель - главное звено, главный элемент, основа системы образования. Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает активность ребенка.
Жизнь не стоит на месте, и школа тоже не должна отставать, она развивается и молодеет вместе с детьми. Истинный педагог должен быть молодым – молодым душой. Наши ученики не позволяют стареть учителям. И это, безусловно, очень хорошо. Как написал Я.А.Коменский: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».
Список использованной литературы и источников
https://ch.versia.ru/chuvashiya-na-73-m-meste-po-zarplatam-uchitelej
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103718
https://mirznanii.com/a/176028/sukhomlinskiy-o-professii-uchitelya