Статья на тему «Учитель-логопед»
Воробьева Ирина Александровна,
учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект классного часа по профориентации
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Бегут школьные годы. Дети становятся взрослее. В старших классах ребята начинают задумываться о своем будущем, о профессии, которую стоит им выбрать. Кто-то хочет стать врачом, кто-то – менеджером или конструктором, кто-то мечтает связать свою жизнь с военным делом. И это правильно. Выбор профессии – это важно, это нужно, это необходимо.
Вступительная часть:
КОРОТКО О СЕБЕ
Добрый день!
Меня зовут Ирина Александровна.
Сегодня я хочу познакомить вас с интересной профессией «Учитель-логопед».
Я работаю учителем-логопедом в Государственном Казенном учреждении социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми.
Немного о том, где и как я получала такое образование.
Изначально я получила среднее специальное образование в Пермском городском медицинском училище №2 по специальности медицинская сестра. Много лет я отдала новорожденным детям, работая в родильном отделении.
Параллельно, работая в роддоме, я поступила в Пермский государственный педагогический университет на факультет «Дошкольной педагогики и психологии детства» - я решила получить новую специальность «Логопед». Пять лет училась и работала.
По окончании университета я устроилась на работу в Центр помощи детям г. Перми по специальности. Работаю там и по настоящее время. Работу свою очень люблю.
Основная часть:
ЛОГОПЕД
СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
«Логопед» - само происхождение данного термина восходит к двум греческим словам: «логос» – слово и «пед» – ребенок или дитя.
Логопед занимается развитием коммуникативных функций, устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики.
Логопед специализируется на профилактике, диагностике и терапии нарушений речи. Чаще всего он работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Но есть специалисты, помогающие подросткам и взрослым, в том числе тем, у кого речевые патологии возникли в результате болезней или травм.
Логопеды работают в разных учреждениях: в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях.
В своей работе логопед руководствуется принципом «Не навреди».
Что это значит?
А это значит только то, что все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства и индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом.
Система логопедической работы включает в себя:
коррекцию произношения;
развитие артикуляционной моторики;
расширение, обогащение словарного запаса;
развитие речевого и физического слуха;
обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В своей работе учитель-логопед тесно контактирует с родителями ребенка или его законными представителями, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки).
Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе, формируя предпосылки обучения грамоте.
Логопедические занятия проходят в игровой форме, что позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение и скованность.
Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы. Главное, от чего зависит успешность работы учителя-логопеда, – это любовь к детям, интерес к профессии, стремление к саморазвитию.
Логопед – это специалист, который должен обладать следующими умениями и качества:
терпеливость;
тактичность;
позитивное мышление;
чувство ответственности;
доброта;
умение находить подход к любому ребенку, непринужденно общаться с ним;
способность удерживать внимание ребенка (детей) во время занятий, для этого необходимо умение строить интересные занятия, используя игровые формы.
Основные цели и задачи логопедической работы заключаются в том, чтобы, во-первых, корректировать нарушения в развитии устной и письменной речи детей; во-вторых, своевременно предупреждать и преодолевать трудности в процессе обучения детей; в-третьих, проводить консультативную работу с педагогами и родителями.
Итоговая часть:
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Профессия «Учитель-логопед» востребована в современном обществе. Детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше. Дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, заикаются, имеют бедную и однообразную речь.
Среди причин, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социальные факторы риска.
Медицинские причины.
Любая функция в нашем организме, а речь - это высшая психическая функция, обеспечивается работой определенных отделов нервной системы. Прежде всего - головного мозга.
Для того чтобы у ребенка появилась и правильно развивалась речь, у него должна быть здоровая и зрелая нервная система. Если в процессе беременности или родов ребенок испытал какие-то неблагоприятные факторы, то созревание будущих речевых центров может протекать с задержкой.
Только к тому моменту, когда мы ожидаем первых слов и предложений, проблемы с беременностью и родами забываются, и взрослые не связывают задержку или речевые недостатки с событиями прошлых лет.
Вывод?
Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, обращаться нужно не только к логопеду, но и к детскому неврологу. Он проведет обследование и скажет, нужна ли ребенку помощь врача или можно обойтись только логопедическими занятиями.
Социальные причины.
Речь в далекие времена появилась для общения. И, соответственно, развиться у ребенка она может только в процессе общения.
К большому сожалению, многие взрослые не очень понимают, что стоит за этими словами. Речь на начальных этапах развивается только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым на основе подражания с опорой на слуховое восприятие. Иными словами, чем меньше взрослые общаются с ребенком и реже используют для этого обычную «взрослую» речь, тем выше риск всевозможных нарушений и отклонений в говорении у ребенка.
Выбор профессии – ответственное дело!
Успехов!
Куприянова Светлана Павловна