Разработка клубного часа на тему «Культурный человек в моем образе» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 19 September 2022

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 4»







Разработка клубного часа

на тему

«Культурный человек в моем образе»

(7 класс)









Выполнена: Кочергиной Н.А.,

Воспитатель ГПД













г. Амурск, 2021г

Аннотация

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Клубный час направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

Задачи:

1. Развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Методы обучения: объяснение, беседа, диалог, дискуссия.

Формы обучения: индивидуальная, групповая работа.
















Содержание

Аннотация………………………………………………………………2

Содержание…………………………………………………………......3

Введение………………………………………………………………4-5

Ход клубного часа…………………………………………………...6-11

Заключение…………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………13

































Введение

В переводе с латинского языка слово «культура» означает развитие, образование, воспитание. Все, к чему прикасалась человеческая рука, попадало под это определение. Несмотря на существование в мире разных представлений о культуре, есть некоторые общие принципы, с которыми мы и будем знакомиться.

Цель: сформировать целостное представление о понятии «культурный человек», вывести формулу «культурного человека».

Задачи:

1. Познакомить учащихся с широким смыслом понятия «культурный человек»;

2. Сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;

3. Дать учащимся представление о нравственных ценностях как составной части культуры;

4. Обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у учащихся правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития коммуникативных навыков и успешной социализации.

Планируемые результаты:

1. Коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью;

2. Общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций;

3. Компетенции личностного самосовершенствования: забота о здоровье, внутренняя экологическая культура.

Учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.































Ход клубного часа:

Вступительная часть

При входе в аудиторию всем учащимся предложено выбрать бумажный треугольник из двух цветов. Таким образом, происходит деление коллектива на две команды, по цветовому решению: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом треугольника. На столах лежат сигнальные карточки красного цвета, для того чтобы сигнализировать педагога о готовности группы.

Воспитатель:  - Здравствуйте ребята! Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Поговорим немного о Театре. Скажите пожалуйста, кто самый главный человек в театре?

Примерные ответы учащихся: актер, костюмер, режиссер, гример и т.п.

- Конечно, без актера не было бы театра, однако любой, даже самый гениальный сценарий не может открыться миру, и ни один актер не покажет себя в роли, если не будет режиссера. Согласитесь что судьба спектакля, его успешность будет зависеть от того насколько в совершенстве режиссер владеет своей профессией. А как вы понимаете слово «совершенство»?

Примерные ответы учащихся: отсутствие недостатков, безупречность, идеально.

-  Ребята, теперь ответьте, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, сортовой яблони?

Примерные ответы учащихся: Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду; за дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают; плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие

-  Можно сказать, что садовая яблоня совершенна?

Примерные ответы учащихся: да, возможно.

-  Так вот, люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы учащихся: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

-  Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Примерные ответы учащихся: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы учащихся: Можно сделать прививку от гриппа; можно привить правила культуры,  хорошие манеры; можно привить хорошие навыки, привычки.

-  Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Примерные ответы учащихся: Культурным человеком.

-  Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: Это значит соблюдать правила культурного поведения; значит вести себя так, чтобы себя не опозорить; значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

-  Сегодня на нашем клубном часе мы с вами постараемся ответить на очень важный вопрос: Легко ли быть культурным человеком?

Основное содержание

Воспитатель: Скажите мне, каким способом мы сможем это сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты.

-  Для того чтобы, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам вывести формулу Культурного человека. Ребята, а что такое формула?

Учащиеся отвечают.

-  Формула - точное определение какого-нибудь понятия или закона. А вы знаете какие-нибудь формулы?

Как в любой формуле (в математике, физике, химии) есть несколько основных составляющих. Давайте попробуем их вместе найти, согласны? Давайте начнем. Так как мы выводим с вами формулу Культурного человека, скажите мне, пожалуйста, как называют свод правил поведения, принятых в обществе?

Ответы учащихся: Этикет

- Отлично. Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. У каждой группы на столе лежит конвертик с номером 1 (Приложение 1). Откройте его. Для вас подготовлено по одной ситуации. Прочитайте их и обсудите в группе. Определитесь с ответами на поставленные вопросы и подготовьтесь выступить публично.

Учащиеся выполняют задания по группам.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. И нам открылась первая составляющая нашей формулы – ЗНАНИЯ. Ребята, скажите, откуда мы черпаем знания?

Примерные ответы учащихся: Из книг, интернета, в школе.

-  Как вы считаете, почему именно знания стали первой составляющей нашей формулы культурного человека?

Примерные ответы учащихся: Культурный человек должен быть умным.

-  Совершенно верно. Получение знаний непрерывный процесс. Каждый день своей жизни мы учимся чему-то новому, полезному, интересному. Это повышает уровень нашей культуры.

Воспитатель: Идем дальше. Я предлагаю следующий компонент формулы открыть нашим молодым людям. И предлагаю им беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записана проблемная ситуация (Приложение 2). Вам необходимо ее решить. Правильность вашего решения оценят наши девочки – аплодисментами. Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики вытягивают лотерейные билеты и выполняют задания.

-  Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы учащихся: Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно; каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл; мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Воспитатель: Следующий компонент формулы – УМЕНИЯ. Важны не полученные знания, а умение использовать их в своей жизни. То как вы ведете себя, как говорите, как выглядите при этом, говорит об уровне вашей культуры.

Воспитатель:  Сейчас я предлагаю вам немного размяться. Давайте сыграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово — пожалуйста (Приложение 3). Будьте внимательны! Встаньте, пожалуйста! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Поднимите руки! Поднимите руки, пожалуйста! Потопайте, пожалуйста. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. Руки на пояс, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста.

Учащиеся выполняют задания.

-  Немного размялись, и продолжаем открывать компоненты нашей формулы.

Кем бы вы ни стали в будущем, куда бы ни привел вас жизненный путь, всюду вам придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. Что такое дисциплина?

Примерные ответы учащихся: Выполнение правил принятых в обществе.

-  Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Так как сейчас вы являетесь учащимися школы, я предлагаю Вам вспомнить правила поведения в школе. Сформулируйте в группе правила поведения и запишите их на листочках.

Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся правила поведения.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Я надеюсь, вы будете помнить эти правила и соблюдать их. Дисциплина, порядок, самостоятельность, ответственность все это можно назвать одним словом – организованность. Открываем следующий компонент нашей формулы – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Вы согласны, что это очень важное качество для культурного человека?

Примерные ответы учащихся: Согласны.

Воспитатель: Следующее задание и следующий компонент нашей формулы. У каждой команды на столе лежит конвертик с цифрой 2. Откройте (Приложение 4). Я предлагаю вам соединить две части пословиц, обсудить значение этих пословиц и выступить перед нами.

Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся пословицы.

-  Вы справились и с этим заданием. Некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе, определяют моральные качества человека. Какие это качества? Я начну, а вы продолжите … Вера, любовь, доброжелательность, порядочность, патриотизм, справедливость. Все это заключено в понятии - НРАВСТВЕННОСТЬ.

-  В океане человеческой культуры можно увидеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Каждый человек в своей жизни стоит перед выбором, совершает поступки, определяющие его дальнейшую судьбу.

Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. То есть деятельность, направленная на создание, а не разрушение - это СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель: Сегодня мы постарались вывести формулу культурного человека. Давайте еще раз посмотрим на нее.

- Каким же должен быть культурный человек?

Учащиеся читают обобщающий слайд.

-  Ребята, легко ли быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: нет, это очень трудно.

Заключительная часть.

Воспитатель: Высокая культура - ключ к человеческому счастью. Именно она делает возможными такие человеческие ценности как, - истинная любовь, преданная дружба, добродетельность, материальный достаток, успехи в жизнедеятельности, уважение в обществе и радость общения с людьми, здоровье человека и его близких, и другие, составляющие условия счастья. Я надеюсь, что каждый из вас осознал, что значит быть культурным человеком, в какой степени каждый из вас является таким, и над чем ещё необходимо потрудиться некоторым из вас.

-  Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что вас огорчило? О чем заставило задуматься?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.





































Заключение

Культура – это совокупность всей деятельности человека и ее результатов. Существуют пути приобщения к культуре, во-первых, это: путь – путь труда, радости, путь самостоятельного усвоения ее, проникновения в смысле прекрасного. Во-вторых, путь – путь престижного присвоения культурных ценностей. В этом случае ценность культуры служит целями возвышения человека в чьих – то глазах. Культура – это эстетическое отношение к жизни, которое есть у образованного человека. Культурный – это постоянно развивающийся человек в бытовой, семейной, социальной и различных других сферах.

Культура – это эстетическое отношение к жизни, которое есть у образованного человека, это искусство жить, житейская мудрость, которая есть у человека, стержень, воспитание в семье и в школе, как он позиционирует себя в обществе. И мы, педагоги, делаем все возможное, чтобы в дальнейшем наши ученики были полноценными гражданами нашей страны, о которых не раз можно будет услышать, что ученики нашей школы являются культурными людьми в полноценном обществе.



























Список использованной литературы:

1. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика Мн., 2001.

2. Мамедов Ф.Т. Культурология как путь к эффективной жизнедеятельности. –2006.

3. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты, - Смоленск, 1995.

4. Потанина Л.Т. Нравственное развитие личности в новой школе: учебно-методическое пособие – Москва, 2014.

5. Воробьева О. И. Культурология. Теория и история Культуры.; СИНТЕГ - Москва, 2016.

13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.