
<номер>
Что изображено на слайде?

Тема урока:
«Древнерусская культура»
История России , 6 класс

Домашнее задание:
Параграф 10
Вопросы и задания на стр.91 .
Рабочая тетрадь №
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 92).
Задание № 3 – сообщение (презентация).
Задание № 4 – таблица.

План:
1. Важнейшие черты культуры стран Европы.
2. Особенности культуры Руси.
3. Письменность и грамотность.
4. Литература.
5. Устное народное творчество.
6. Зодчество и изобразительное искусство.
7. Художественное ремесло

Проблемный вопрос ! (стр. 84)
В чем состояли главные особенности культуры Древней Руси?

1. Важнейшие черты культуры стран Европы.
1. Важнейшие черты культуры стран Европы.

Академик Д.С. Лихачев
Академик Д.С. Лихачев
«Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим»
Что такое культура?

совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей
совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей
Культура -

Задание в рабочей тетради
Прочитать п. 2 § 10 и выполнить задание № 2 в р/т
(стр. 44)

2

Создала собственную своеобразную культуру
Создала собственную своеобразную культуру
Открылась школа, считающаяся первым университетом
Образование основывалось на трудах античных авторов и на христианском учении
Оказало влияние на культуру других народов
Образование было в основном церковное
Создана Академия наук;
Открывались церковные школы;
Появляются городские школы, открываются первые университеты;
Зарождалась новая архитектура;
При монастырях переписывались книги
Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.
Культура Византии
Культура стран Европы

2. Особенности культуры Руси.

Особенности культуры Руси
Основа – богатое наследие восточных славян ( мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов)
Развивалось и УНТ
Впитались достижения соседних народов
Влияние культуры Византии в связи с принятием христианства
Но: создавая произведения, авторы стремились отразить думы и настроения жителей Руси. Главным мотивом древнерусского искусства был ПАТРИОТИЗМ.

3. Письменность и грамотность.

Письменность у славян существовала ещё до принятия христианства.
Письменность у славян существовала ещё до принятия христианства.
Письменность и грамотность
Древнейшей славянской азбукой является глаголица.
Новейшая славянская азбука – кириллица.

Глаголица (IX век, Кирилл и Мефодий) – основа дохристианской письменности
Глаголица (IX век, Кирилл и Мефодий) – основа дохристианской письменности
Кириллица – более позднее явление, привнесенное из Византии
Остромирово Евангелие

Кири́лл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф) и Мефо́дий (в миру Михаил), братья из города Солуни (Салоники) — просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.

Берестяные грамоты (Новгород)
Берестяные грамоты (Новгород)
Грамотность была распространена среди торгово-ремесленного населения и верхушки русского общества
Граффити – надписи на стенах
Берестяные грамота IX век Новгород

Школы – при церквах, позднее – при монастырях
Школы – при церквах, позднее – при монастырях
Обучали чтению, реже – письму и счету
Женское образование – только в богатых семьях
XI век – школа для девочек в Киеве (сестра Мономаха Янка)
Анна Ярославна, королева Франции

Как учили школьников
Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

4. Литература.

Прочитать п. 4 § 10 и выполнить задание № 3, 5 в р/т
Прочитать п. 4 § 10 и выполнить задание № 3, 5 в р/т
(стр. 44-45)
Назовите древнейшую из дошедших до нас летописей. Кто и когда ее создал? Какова основная идея летописи?
Приведите примеры произведений, созданных в жанрах жития, слова.
Какой еще вид литературных сочинений упоминается в тексте параграфы?
Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе?

Летописи являются важнейшими историческими источниками. Древнейшая дошедшая до нас летопись « Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Летописи являются важнейшими историческими источниками. Древнейшая дошедшая до нас летопись « Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Литература

Помимо летописей существовали и другие жанры. Самым распространённым били жития – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.
Помимо летописей существовали и другие жанры. Самым распространённым били жития – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.
Литература

Самым первым писателем на Руси считается Иларион. Он писал произведения в стиле жанра слова – торжественного и поучающего обращения.
Самым первым писателем на Руси считается Иларион. Он писал произведения в стиле жанра слова – торжественного и поучающего обращения.
Литература

Литература

5. Устное народное творчество.

Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества
Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества
Былина - эпическая песня, охватывающая исторические события 11 - 14 веков.
Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича
Н.Н. Каразин.
Пир у князя Владимира

Былина – героическая песня, рассказывающая о подвигах богатырей – воинов.
Былина – героическая песня, рассказывающая о подвигах богатырей – воинов.

Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

6. Зодчество и изобразительное искусство.

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.
Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.
Типичный вид
боярских хором

ЗАДАНИЕ
Прочитать п. 6 § 10 (с. 89-90) и ответить на вопрос № 4 (с. 91)

Десятинная церковь


Храм святой Софии в Киеве. Реконструкция

Золотые ворота в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Зодчество и изобразительное искусство

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства

Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках
Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках

Мозаика. Богоматерь Оранта.
Софийский собор в Киеве
Икона Богоматери. Новгород . Начало XI в.

Владимирская икона Божьей матери.
Икона Святого Георгия.
Начало XII в.

7. Художественное ремесло

Художественное ремесло.
Зернь – на поверхность изделия напаивается узор, состоящий из множества мельчайших шариков

Художественное ремесло.
Скань – орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность

Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек.
Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек.
Скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность.
Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью.