12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шульженко Виктория Васильевна86
1

Разработка урока «Культурное пространство Европы и Культура Руси», 6 класс

Цели и задачи урока:

- Повторить знания учащихся по истории Древней Руси;

- Познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры, выяснить, в чем заключаются ее особенности;

- Развивать интерес к истории Руси, ее культуре, любознательность, речь детей в форме устных ответов, обогащать словарный запас детей;

- Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине и гордость за нее, уважительное отношение к национальному наследию.

Оборудование урока:

Мультимедиа или интерактивная доска, карта «Русь в IX-XII вв.», словарь Ожегова, атласы, опорный конспект для каждого ученика, аудиозапись «плачь Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь», колокольный звон, гусляры.

Ход урока:

Организационный момент

Работа над пройденным материалом

Работа над новой темой

Закрепление изученного материала

Итог урока

Организационный момент: (ученикам раздаются бланки опорного конспекта, который дети заполняют на уроке)

Работа над пройденным материалом:

Вопросы к классу:

Работа над новой темой:

  1. В каком веке образовалось Древнерусское государство? (IX век)

    Как в то время называлось Черное море? (Русское море)

    Народное собрание у славян? (Вече)

    Важнейший торговый путь Древней Руси? («из варяг в греки»)

    Третий по счету русский князь? (Игорь)

    Как называли раба в Древнерусском государстве? (холоп)

    Правитель в русских землях (князь)

    Женщина-княгиня? (Ольга)

    Первый письменный свод законов? («Русская правда»)

На доске записан эпиграф к уроку:

«От древних лет давно минувших,

С седых времен родимой стороны,

Во мгле веков, бесследно потонувших,

Хранятся древние преданья старины».

звучит мелодия гуслей, учитель читает эпиграф.

Вступительное слово: Сегодня наш урок посвящен изучению культуры Древней Руси. Мы познакомимся с произведениями древнерусской культуры, с ее особенностями.

В период с 9 по 12 век в Европе было несколько культурных очагов, связи между которыми были слабыми. В это время только началось формирование единой европейской культуры.

Наиболее развитой была культура Византии. Основывалась она на античном наследии. В 855 году в Константинополе открылась Магнаврская высшая школа, известная также как Константинопольский университет. Преподавали здесь крупнейшие деятели культуры, которые вели занятия на греческом и латинском языках. В этой школе готовили будущих дипломатов, военных и чиновников.

Своего расцвета византийская культура достигла в 11–12 веках. До сих пор своим великолепием поражают созданные в этот период мозаики Софийского собора в Константинополе.

(на слайде высвечивается картина Васнецова «Богатыри») Давайте перенесемся в эпоху древнерусских героев и выясним особенности и тонкости нашей культуры.

Вопрос к классу: Что вы понимаете под словом «Культура»?

В словаре Ожегова дается такое определение: Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах. Давайте запишем более легкое определение (в опорном конспекте) - вся человеческая деятельность и ее результаты.

Культура бывает духовная и материальная. Вопрос к классу:

- Что относится к духовной культуре? (идеи, обычаи, открытия, произведения литературы, музыка)

- Что относится к материальной культуре? (средства труда, умения и навыки людей, вещи, здания и т.п.)

На формирование древнерусской культуры большое влияние оказывали культура восточных славян, финно-угорских, тюркских племен и византийская культура.

Главным мотивом древнерусского искусства был призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Вопросы к классу:

  1. Что такое патриотизм?

    Кого мы можем назвать патриотом?

С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество. В героический период истории Руси – период возникновения государства, борьбы с кочевниками, появилось много произведений устного народного творчества, местных сказаний, «рыцарских» песен дружинников о походах и былин о богатырях.

«Вы постойте-ка за веру, за Отечество,

Вы постойте-ка за славный Киев-град…»

Вопросы к классу:

На уроках литературы вы изучали былины? (да)

Какие былины вы знаете?

Кто являлся главным героем былин? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, князья – Владимир Красное солнышко, Владимир Мономах…)

Восхваляли так же в былинах и труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.

Былины, песни, сказки, пословицы, поговорки – это фольклор.

Киев был большим богатым городом, недаром в летописи сказано «Киев – слава, и честь, и мать, и слава всей Русской земли»

По размерам, количеству каменных зданий он превосходил многие европейские столицы.

До X века строили из дерева. Русское зодчество имело свои традиции: резьба по дереву непременно украшала деревянные строения. Затем начали строить из камня. Строили из известняка и кирпича. С принятием христианства начался расцвет церковной архитектуры. Храмы стали украшением городов. Училась Русь возведению храмов у Византии. Строить любили на Руси. Сначала сооружали греческие, затем появились русские мастера. В византийском стиле появились русские традиции.

Звучит колокольный звон учитель читает стихи:

«О Русь, благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни,

Твоих церквей златые купола,

И многоликий звон колоколов Отчизны!»

Давайте войдем в храм:

Убранство храма поражало воображение, на стенах были фрески, мозаика, изображавшие библейские сюжеты, в центре храма – Иконостас…

(дети записывают название различных украшений в опорный конспект) учитель включает слайд 15 с иконами.

Развивалась на Руси и письменность. При церквях и монастырях создавались школы.

вопрос к классу: Какой факт свидетельствует о существовании грамотности на Руси? (берестяные грамоты)

Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом. Его сын Ярослав поднял это на высоту государственного дела. В построенном в его время Софийском соборе в Киеве в 1037 г. завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней. Книгописание существовало и в Новгороде. Писцы-монахи копировали Библию. Самая древняя книга – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.) Она была заказана новгородским посадником Остромиром. Ученые полагают, что заказ был выполнен в Киеве.

Переводили книги светского содержания: византийские хроники, жизнеописания А. Македонского и др. Украшали книги небольшими рисунками – миниатюрами.

Обложки книг были из дерева и кости, окованные драгоценными металлами, украшенные самоцветами – настоящее произведение искусства.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах…

Выдающимися памятниками письменности стали летописи. В 12 веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал знаменитую летопись – «Повесть временных лет», о возникновении славянских племен и народов, «Откуда есть и пошла русская земля?…»

Первыми литературными произведениями Руси стали: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, и «Слово о полку Игореве». Давайте прослушаем фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь» (плачь Ярославны)

Русь славилась своими искусными ремесленниками:

  1. Мастера-оружейники

    Русские ювелиры и др.

Работа с учебником

Стр 91. Какую сложную технику использовали ювелиры?

(Зернь, скань)

Работа с документом

Стр. 92. Вопросы 1,2

Работа со словарём

Стр. 93

Закрепление изученного

Итак, мы познакомились с эпохой былинных героев.

Вопросы:

- Каковы особенности Древнерусской Культуры?

- Из каких компонентов состоит культура?

Задание «Найди лишнее»

Итог урока.

      • Софийский собор, спортивный комплекс, храм Покрова на Нерли.

        мозаика, фреска, молитва

        летопись, былины, сказки

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и соседних народов, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

И закончить наш славный урок хочется стихотворением «Святая Русь»

Молитвой православной величавой

Святую Русь мою боготворю,

Отчизна милая, овеянная славой,

Тебе молюсь, тебя благодарю.

Твои поля, простор небес без края,

Твоих племен великая семья

Живи и здравствуй, Русь моя святая,

Земля славян и Родина моя.

Нет, и не будет на планете малой,

Такой России, как моя страна.

Ее знамена цвета крови алой

Переживут любые времена.

России голос был всегда набатом,

Служил славянам вечным маяком,

Пусть каждый славянин мне будет братом

Нас всех вскормила мать славянским молоком.

Святая Русь, надежда и опора

Храни святыни мира и добра,

Отчизна милая, не знавшая позора

Врага громила с криками «Ура!».

Вывод: «Гордиться славою предков не только нужно, но и должно!»

Домашнее задание: §10, таблица на стр. 93

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.