Урок по истории в 6 классе «Культурное пространство Руси»
Раскройте смысл терминов Вотчина Полюдье Вече Боярин Холоп Усобицы Династический брак Культура
Культура Древнерусского государства
Культура - это совокупность духовных и материальных благ, созданных обществом.
Византийская империя Византийская империя Хазарский каганат Волжская Булгария Печенеги и др. кочевники Страны Европы
Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв. Культура Византии Культура стран Европы Создала собственную своеобразную культуру Открылась школа, считающаяся первым университетом Образование основывалось на трудах античных авторов и на христианском учении Оказало влияние на культуру других народов Образование было в основном церковное Создана Академия наук; Открывались церковные школы; Появляются городские школы, открываются первые университеты; Зарождалась новая архитектура; При монастырях переписывались книги
Проблема урока Как развивалась культура Древнерусского государства? Каков был ее уровень? Копировала ли она достижения Византии и других стран или создавала что-то свое, самобытное?
Цель урока Характеристика особенностей развития культуры Древней Руси
Устное народное творчество Какие жанры фольклора вы знаете? Сказки Песни Загадки Пословицы Поговорки
Устное народное творчество Былины- поэтические сказания о прошлом, о подвигах богатырей
Былины Рыцарский эпос . Идея защиты русской земли, веры. Идея завоевания, обогащения, крещения иноверцев.
Особенности Культуры Древнерусского государства Основной мотив – патриотизм Высокий уровень грамотности среди населения Большое влияние Византии на художественную культуру Руси Высокий уровень мастерства русских зодчих Наличие самобытных черт в древнерусской культуре; творческое осмысление византийского наследия
Письменность Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Рукописные книги Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.
Грамотность Авторы писем – простые люди: крестьяне, торговцы, горожане
Грамотность
Литература
Литература Жанр литературы В чем его суть Летопись А. Торжественное и поучающее обращение 2. Житие Б. Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей 3. Слово В. Биография человека, причисленного к лику 4. Поучение Г. Запись повествований по годам Д. 1 2 3 4 Г В А Д
Литература Красной нитью через все произведения проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире. То есть, мы опять с вами видим проявление патриотизма.
Архитектура (зодчество)
Архитектура (зодчество) Закладка Десятинной церкви в Киеве 989-996 гг. – церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь)
Архитектура (зодчество) Храм Святой Софии в Константинополе
Архитектура (зодчество) Храм Святой Софии в Киеве
Архитектура (зодчество) Храм Святой Софии в Новгороде
Храмы Святой Софии должны были подчеркнуть величие новой религии, утверждение христианства на Руси. Храмы Святой Софии должны были подчеркнуть величие новой религии, утверждение христианства на Руси. Архитектура (зодчество)
Живопись Фреска – живопись по сырой штукатурке
Живопись Мозаика – изображение из кусочков цветного стекла (смальты)
Живопись Иконы – изображения святых, выполненные на доске по строго определенным правилам – канонам
Вопросы и задания Что такое культурное наследие? Как следует относится к памятникам прошлого? А зачем надо изучать культурное наследие своей страны? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» А.С. Пушкин
По окончанию урока я хочу сказать, что…. Продолжите предложения По окончанию урока я хочу сказать, что…. Меня больше всего удивило …. Для меня большим открытием было то, что…. На следующем уроке я смогу…..
Домашнее задание § 10, самостоятельно изучить п. 7, выписать термины; задание 4 (п) Индивидуальные задания: 1-й уровень – с. 91, задание после п. 7. 2 уровень: с. 92, задания к документу