12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Galina K78
Россия, Ростовская обл., Шахты

 Урок «Культура Руси в 9 – 13 веке».

Тип урока: комбинированный (45 мин)

Форма урока: урок  с применением технологии развития критического мышления, АМО             (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМКучебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)

Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

 - развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты:  1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной  церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец,  Иларион.

Ход Урока


 

Сегодня на уроке мы будем повторять то, что уже знаем о культуре Древней Руси, а также познакомимся с другими достижениями культуры Древности. Наша задача на урок: выяснить, зачем надо изучать культуру Древнего Руси. Перед изучением новой темы повторим пройденное.

Игра «Исторический архив».

Ваша задача по документу определить событие

1. «Неправо говорят волхвы, всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три». (Смерть Олега Вещего. 912 г.)

2.«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

3. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг», - сказал Владимир. На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…». (Крещение киевлян. 988 г.)

Эмоциональный настрой. Чтение эпиграфа "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.… Всем ты преисполнена, земля Русская...".

Как вы думаете, о каких красотах говорит автор? Чем украшена Русская земля? Устное народное творчество, литературные произведения, архитектура, ювелирные изделия, которые создавались в русских землях. До сих пор мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской культуры. И сегодня мы будем говорить о древнерусской культуре. Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.

Какое слово является основным в теме?

Какие ассоциации у вас вызывает слово «культура

Сам термин культура происходит от латинского слова "culture", что в переводе означал "возделывание земли, позднее — воспитание". Этот термин имеет огромное количество значений. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика»

Соберите из слов определение и запишите в тетрадь : духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: «Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»).

Культура бывает духовной и материальной.

Соотнесите и запишите примеры материальной и духовной культуры из списка:

Список: идеи, обычаи, вещи, произведения литературы, орудия труда, музыка, здания.

Материальная культура

Духовная культура

вещи, орудия труда, здания

идеи, обычаи, литература, музыка


 

Сегодня на уроке мы отправимся с вами с увлекательное путешествие на историческом поезде и будем останавливаться на станциях для пополнения новых знаний. Всего таких станций будет пять. Ваша задача: запоминать все происходящее на этой станции, в тетради записывать важные факты, а в конце урока мы подведем итог и самым активным выставим оценки.

Итак, отправляемся в путешествие…

Первая станция называется АРХИТЕКТУРА.

с древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники X-XVII вв. оказались утраченными. Основной элемент любой деревянной конструкции - бревно - определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил - простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. X - нач. XI вв., что было связано с Крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг., и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг.). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храмe Киевской Руси - соборе Св. Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 г. и первый Софийский собор в Новгороде - предшественник белокаменной Софии.

Вторая станция Живопись

Развитие культуры Древнерусского государства на протяжении долгого времени напрямую зависело от византийских традиций. Так, после принятия христианства в государство из Византии начали поступать новые жанры монументальной живописи, такие как фреска и мозаика. Не менее распространенной стала также станковая древняя живопись или иконопись. Кроме того, русские мастера переняли у Византии иконографические каноны, неизменность которых строго оберегалась служителями церкви. Это повлияло на более устойчивое и длительное византийское влияние на развитие живописи древней Руси.Самые ранние дошедшие до нашего времени шедевры древнерусской живописи были написаны на территории Киева. Первые храмы, согласно летописным сводам, украшались приезжими мастерами-греками, разнообразившими уже сложившуюся иконографическую традицию новыми принципами расположения сюжетов в храмовом интерьере, а также уникальной манерой плоскостного письма.Особой красотой славятся фрески и мозаики Софийского собора, выполненные в торжественной и строгой манере, свойственной монументальной византийской древней живописи. Каждое изображение пронизано идеей величия, незыблемости земной власти и православной церкви. Не менее уникальными примерами живописи древней Руси светского характера стали росписи башенных стен киевской Софии. На них мастера изобразили сцены цирковых состязаний, княжеской охоты, акробатов, скоморохов, фантастических птиц и зверей. Эта древняя живопись существенно отличалась от традиционных церковных росписей.Наиболее интересным примером древней живописи является фреска с изображением событий Страшного суда, расположенная в Дмитриевском соборе, созданная русским и греческим мастерами. Среди произведений владимиро-суздальской школы особого внимания заслуживают также большие иконы двенадцатого – начала тринадцатого столетий.

Станция третья. Письменность и литература

На определенной стадии развития общества возникла необходимость удовлетворить новые, достаточно глубокие потребности населения. Так возникла письменность 10-13 веков. На Руси, несомненно, и раньше люди умели выражать свои мысли на бумаге. Но социально-экономические отношения стали усложняться, началось формирование государственности. Эти обстоятельства ознаменовали следующий этап, на который перешла культура Руси. 10-13 век стал переломным периодом в развитии средств закрепления и передачи идей, мыслей и знаний в пространстве, сохранения и распространения достижений духовной сферы. В это время была создана азбука. Ее появление связывается с именами Кирилла и Мефодия - византийскими монахами-миссионерами. Однако в источниках указывается две азбуки - глаголица и кириллица. Споры о том, какая из них появилась раньше, велись достаточно долго. Сегодня считается установленным факт, что глаголица была создана во 2-й половине 9-го столетия, а кириллица возникла на рубеже 9-10 вв. Первые книги Особое влияние на духовную жизнь населения оказала литература 10-13 веков. На Руси большинство книг было уничтожено во время многочисленных монгольских нашествий и пожаров. Всего сохранилось порядка 150 из всех, что существовали ранее. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма служил пергамент - телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово.Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева, является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. Другой распространенный жанр древнерусской литературы - житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Русское летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI века, а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности. К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век, относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185-1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких войн - неудачный поход Игоря Святославича 1185 г. Но средствами художественного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого), искусство (В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина).Всего до нас дошло более 150 рукописных книг XI-XIII веков.

Станция Фольклор

Обрядовый фольклор Фольклор Древней Руси Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).

ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА – СВЯЗЬ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ Выражение «белую берёзку заломати» пошло от старинного русского обряда, в процессе которого заламывали дерево и сплетали ветки с травой: девушки, перед праздником православной Троицы (обычно в четверг недели накануне праздника) шли в лес. Выбрав молодое деревце – берёзу, надламывали её верхушку и надевали на дерево венок. Потом девицы заводили хороводы и пели весёлые песни. Затем делалась из веток и травы кукушка, и чучело птицы навешивалось на берёзку. После девушки «кумились». Как? Очень просто: они всего лишь целовались через венок и обменивались крестами. По завершении обряда девушки становились друг для друга ближайшими родственницами, и обида или ссора между ними являлась страшным грехом. Возможно, история песни связана и с другим обрядом, когда берёзу заламывали с песнями, а затем топили в реке или раскидывали её куски по полю. Считалось, что таким образом вся энергия молодого дерева отдаётся земле для плодородия.


 

Родильные обряды Родильные обряды – очень древние. Их назначение обезопасить новорожденного от несчастий, болезней, сглаза и порчи и заложить программу на счастье, богатство и здоровье. Купая младенца, бабка-повитуха приговаривает: «Ручки, растите, толстейте, ядренейте. Ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми». Позднее эти заговоры заменили колыбельными песнями, в которых ребенку предсказывалась обеспеченная и счастливая жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

Свадебные обряды Свадебные обряды сопровождались причитаниями невесты, свадебными песнями и приговорами дружек. Причитания невесты во время сватанья, на девичнике, во время отъезда к венчанию. Смысл причитаний: прощание с родным домом, с родителями, с молодостью, с подружками и страх перед новой жизнью на чужой стороне, в чужой семье. Во время свадебного застолья исполнялись песни, описывающие брачные обряды: сговор, подарки, девичник, расплетение косы и т.д. Величальные песни на свадьбе воспевают красоту, молодость невесты, ум, богатство, удаль жениха. Приговоры дружек сопровождались шутками-прибаутками. Дружка «ведет» свадьбу, своими приговорами придавая ей цельность и веселость. На вопрос о здоровье батюшки жениха, он может сказать, что в доме его не только все здоровы, но и в хозяйстве все благополучно настолько, что даже мерины стельны и быки дойны.

Заговоры Функция заговоров – практическая: действиями и магической силой слов привлечь, вызвать то, чего желаешь. Это могут быть заговоры на добрый урожай, на выздоровление, на любовь и замужество. Наиболее древние заговоры связаны с хозяйством крестьян.

Сказки Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.).

Сказки о животных Смысл самых древних сказок о животных: передать опыт охотников, звероловов, скотоводов о животных, их повадках, среде обитания. Позднее сказочным животным приписываются человеческие черты характера: зайцу – трусость, лисе – хитрость, медведю – доверчивость и т.д.

Волшебные сказки Этот вид сказок имеет сюжеты, полные чудес. В них отображена вера в потусторонний мир, в оживление мертвых, очеловечиваются явления природы («Морозко»), говорят животные и растения, волшебными свойствами обладают предметы.

Былины Фольклор Древней Руси - былины Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др.

Станция пятая. Быт

Прядение и ткачество Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт Древней Руси интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение. Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими. Дома в городах Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото). Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями. В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт Древней Руси, древние традиции сохранялись в них дольше, чем в городах. Дома в деревнях Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей. На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами. Интерьер крестьянских изб Быт крестьян в Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года. Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью. Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян. Одежда различных слоев населения По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы. По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века. Пиры и охота в Древней Руси На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе. Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню. Другие особенности русского быта Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси

Своя игра….

Давайте вернемся к проблемному вопросу. Как вы думаете, зачем нам так важно изучат культуру Древней Руси?


Культура Руси 9 - 13 век
PPTX / 11.61 Мб

Своя игра
PPTX / 13.52 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.