12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна133

Урок по теме «Культура Древней Руси

6 класс

Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры.

Планируемые результаты обучения

Предметные: научатся соотносить и систематизировать информацию из разных источников, описывать памятники древнерусской культуры, выделять особенности древнерусской культуры, высказывать суждения о значении культурного наследия славян, осмысливать духовный опыт предков.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают уважительное отношение к культуре предков - славян; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные: применяют исследовательские навыки для решения познавательных задач, дают определения понятий и представляют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: владеют устной и письменной речью, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Регулятивные: самостоятельно планируют пути достижения цели и осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Этап

Учитель

Ученик

Организационный

Здравствуйте, ребята. Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.

Все проверили на парте?

Все на месте? Все в порядке?

Карандаш, линейка, ручка,

И учебник, и тетрадка?

На урок настроились?

Можно начинать?

Давайте вспомним немного из того, что было изучено раньше.

1. Порвавшие со своей общиной люди

2.Наследственное земельное держание.

3.Какую религию  выбрал Владимир для Руси.

4.Княгиня установившая уроки и погосты.

5.В народе ему дали прозвище Мудрый.

6.Современники дали ему прозвище Вещий.

7.Первый на Руси письменный закон.

8. на какие части разделилась Русская правда?

9. Основные занятия общинников в ДР?

10. Где жили землепашцы?

Молодцы, помните! А сейчас такой вопрос:

1. изгои

2. вотчина

3. христианство

4. Ольга

5. Ярослав

6. Олег

7. Русская правда

8. Правда Ярослава и Правдв Ярославичей

9. земледелие, скотоводство, охота, рыболовство

10 на юге в полуземлянках, на севере в деревянных избах.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Что такое культура?

Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, живопись, просвещение.

2. Какая тема сегодняшнего урока?

3. Какие цели поставим перед собой?

Как раз это и постараемся узнать…

1. Ответы учащихся.

2. Культура Древней Руси

3. Цели:

Узнать какие достижения были в культуре в древней руси

Узнать, что повлияло на формирование культуры

Какие особенности были в культуре Древней Руси

Познакомиться с новыми определениями, связанными с культурой

Узнать, какие произведения были созданы в это время.

Актуализация знаний.

И так, мы с вами помним, что после правления Владимира на престоле стал княжить его сын – Ярослав. За свои мудрые поступки в народе ему дали прозвище Мудрый. Период правления Ярослава Мудрого называют Расцветом Древнерусского государства.

Культура – это одна из сфер, без которой не было бы развития общества. В каждом историческом периоде своя культура, раз за разом появляется что-то новое, характерное именно для этого времени.

 

Культура выражается в устном народном творчестве, письменности, литературе, художественном ремесле. Сегодня наша с вами задача рассмотреть Культуру древней Руси и ответить на все вопросы, которые вы для себя определили.

Работать будем в группах, как вы уже поняли. У каждой группы свое задание.

 

Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах:

Выступающий: историческая справка.

1. язык и письменность

- Как вы считаете, книги в Древней Руси были дешевые или дорогие? Почему?

2. литература

3. архитектура, живопись

10 минут.

 

Первичная проверка понимания

Выступление групп.

Составление кластеров.

Выступление с кластером от каждой группы

Заполняют лист с таблицей

Первичное закрепление.

1. Что такое культура?

2. Какие сферы культуры мы рассмотрели?

3. Влияние каких народов испытала древнерусская культура?

4. Проверьте себя с помощью теста.

1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, живопись, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилище, одежда.

2. мы рассмотрели язык и письменность, литературу, живопись, архитектуру, прикладное искусство.

3. Восточных славян и византийских народов

4. Решение теста

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П. 12, стр. 90, №2 Подготовить рассказ о декоративно-прикладном и ювелирном искусстве Древней Руси.

 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Я узнал (а) -

Я не понял (а) -

Мне было трудно –

Легче всего было –

Я хотел(а) бы больше узнать о -

 

Доклад по теме.

Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы,  иконы, предметы религиозных культов.

Основа культуры — культурное наследие, оставшееся от восточнославянских племен. Большое влияние на нее оказали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия.

Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства. К этому моменту уже сложился алфавит. А само принятие христианства лишь способствовало развитию письменности, просвещению, распространению грамотности. Об очень широком развитии в Древней Руси письменности свидетельствуют надписи на различных ремесленных изделиях: пяльцах, глиняных сосудах, сапогах.

Со временем, при Ярославе Мудром открыли даже школу в Киеве. Наряду с развитием письменной литературы широко распространялось устное народное творчество, и, в первую очередь, былины, повествующие о созидательном и ратном труде нашего народа.

Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить.

Культура Древней Руси – явление уникальное. Она заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы восхищались искусством русских оружейников.. Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Русь ставили на почетном месте – впереди нее только Греция.


 


 


 


 

Группа №1 Письменность Древней Руси

Задание 1: Составьте связный рассказ, используя следующие вопросы.

1. Как называлась первая азбука в Древней Руси. Откуда она взяла свое начало?

2. На чем писали?

3. Чем писали?

4. Кто писал книги и текст?

5. Кто владел грамотой в Древней Руси?


 

Задание 2. Составьте кластер по теме урока.

Группа 2. Литература Древней Руси

Задание 1. Составьте связный рассказ, используя следующие вопросы:

1. какие литературные жанры можно выделить в Древней Руси?

2. Какие литературные произведения были созданы в Древней Руси?

3. Какие авторы известны в этот период?

Задание 2. Составьте кластер по теме урока.

Группа №3. Архитектура, живопись.

Задание 1. Составьте связный рассказ, используя следующие вопросы:

1. Что такое зодчество?

2. Из каких материалов строились сооружения?

3. Что в основном строилось?

4. Какое государство оказала влияние на строительство?

5. Что значит крестово-купольная форма храма

6. Чем украшали храмы?

7. Какие памятники архитектуры известны в это время?

Задание 2. Составьте кластер по теме урока.

Проверь себя

1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»

1. Иордан

2. Илларион

3. Феодосий Печерский

4. Нестор


 

2. Что относится к жанру героического эпоса?

    1. Летописи

      Сказки

      Пословицы и поговорки

      Былины


 

3. Как называлась славянская азбука?

1. Кириллица

2.Скоропись

3. Латиница

4. Буквица


 

4.Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?

1. Итальянским

2. Византийским

3. Хазарским

4. Арабским


 

5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?

А) Фреска

Б) Мозаика

В) Романская базилика

Г) Скань

Д) Витраж

Е) Крестово-купольный храм


 

1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ

Проверь себя


 

1. Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»

1. Иордан

2. Илларион

3. Феодосий Печерский

4. Нестор


 

2. Что относится к жанру героического эпоса?

    1. Летописи

      Сказки

      Пословицы и поговорки

      Былины


 

3. Как называлась славянская азбука?

1. Кириллица

2.Скоропись

3. Латиница

4. Буквица

4.Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?

1. Итальянским

2. Византийским

3. Хазарским

4. Арабским

5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?

А) Фреска

Б) Мозаика

В) Романская базилика

Г) Скань

Д) Витраж

Е) Крестово-купольный храм

1) АБЕ 2) АВГ 3) БГД 4) ВДЕ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.