Квест–игра «Здесь родины моей начало»
III Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшую методическую разработку воспитательных мероприятий
«Классный руководитель ХХI века»
Приобщение к культурному наследию
_______________________________________________________
Тематическое направление
«Здесь родины моей начало»
_______________________________________________________
Тема методической разработки
Автор: Асадулина Анжелика Наиловна,
учитель географии 1 квалификационной категории,
МБОУ Головинская ООШ
2022 год
Пояснительная записка
Тематическое направление - приобщение к культурному наследию.
Тема воспитательного мероприятия – «Здесь родины моей начало».
Обоснование выбора (актуальность):
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.
К. Паустовский
«Малая Родина» - это самое любимое и самое родное место на земле для любого человека, независимо от того сколько ему лет и где бы он в дальнейшем не жил. Здесь самая красивая природа, дорогие сердцу места и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое. Здесь мы впервые радуемся яркому солнцу, шуму дождя, радуге, первому снегу. Здесь обрели верных друзей. Куда бы мы не уехали, в какой уголок земли не забрели, мы всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый, всегда будет помнить и гордиться им.
Воспитание любви к своему району, селу, знание культурных традиций начинается с изучения природы родного края, достопримечательностей и уважения памяти предков.
В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема приобщения к культурному наследию подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – 12 – 15 лет/7 – 9
классы.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Разработка воспитательного мероприятия «Здесь родины моей начало» посвящено 100 - летию Аларского района и входит в общешкольный план мероприятий МБОУ Головинская ООШ по подготовке и проведению юбилея Аларского района.
Цель – формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию народов Аларского района.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре Аларского района.
Развивающие:
развивать любознательность и творческие способности учащихся;
развивать навыки работы в команде.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к малой родине;
способствовать возникновению интереса к культуре и традициям народа Аларского района.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
умение работать в команде, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Форма проведения воспитательного мероприятия – квест – игра.
Актуальность использования квестов подрастающего поколения сегодня осознается всеми. Исходя из опыта, можно утверждать, что современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе обучения. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
Для достижения планируемых результатов были выбраны:
педагогические технологии – игровая, проблемная.
методы – эвристический и исследовательский.
приемы – работа с иллюстрациями, разгадывание кроссворда, тест и др. 1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
кадровые: на каждом этапе работы команды сопровождают организаторы - педагоги, с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения квеста и сбору ответов.
методические: разработка воспитательного мероприятия.
материально – технические: компьютер, принтер, колонки; рабочее место работы для каждой команды; таблички с названиями станций, карточки – задания, ручки, бланки для ответов, карточки иллюстрации, маршрутные листы, мячи, обручи.
информационные: разработанные задания, изображения и материалы для организаторов.
Рекомендации по использованию методической разработки.
Данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями истории и обществознания при подготовке и проведению классных часов.
Основная часть
2.1. Описание подготовки квест – игры «Здесь родины моей начало»:
выбор темы квеста, определение целей и задач;
изучение материалов по выбранной тематике;
определение аудиторий (учебных кабинетов), где будут располагаться станции;
разработка маршрутных листов, заданий для станций;
формирование команд (3 команды из учащихся 7 – 9 классов);
разработка символики команд (название, эмблема, девиз) - домашнее задание;
определение ответственных на станциях, их подготовка.
2.2. Сценарий проведения воспитательного мероприятия «Здесь родины моей начало» (квест – игра).
Звучит Гимн Аларского района «Славься, наш, Аларский край!».
Вступительное слово учителя:
«…Хан Ашхай со своими сородичами из Монголии через долины Иркута, Китоя, Белой пришел в Аларскую степь. С горы Сорготой он озирал широкую Аларскую степь, чтобы расселить своих сородичей. Ашхай - батор, натянув до отказа тетиву лука, выпустил стрелу в направлении заката солнца. Его стрела воткнулась в землю на вершине горы Улан - хада (Красная гора). Узнав, где упала его стрела, он сказал: «Мои потомки будут расселяться и жить между горами Улан - хада и Сорготой». От Ашхая и его брата Ашата в их последующих поколениях размножилось много потомков. И действительно, потомки родов Ашхай и Ашата расселяются к западу от Сорготоя. Их улусы: Куркат, Шалот, Жалгай, Ашхай, Халабтуй, Алят, Мардай и др.»
Зимин Ж.А.
- Родина наша велика и необъятна. И у каждого из нас есть ещѐ и малая родина, как еѐ чудная и изумительная частичка. Разве можно не восторгаться прекрасными родимыми местами! 18 июня 2022 года наш Аларский район отмечает свой 100 - летний юбилей.
- Сегодня мы проведем квест – игру под названием «Здесь родины моей начало», посвященную юбилею Аларского района, одному из крупнейших в Приангарье. Аларская земля щедра своими дарами: плодородными полями, заливными лугами, чистыми водами. Территория богата полезными ископаемыми, уникальными природными объектами, имеющими культурное значение. А еще район знаменит талантливыми земляками.
- Ребята, что же такое квест - игра?
-Квест (в переводе с английского означает продолжительный целенаправленный поиск) – это современная игра, включающая продвижение по определенному маршруту и решение заданий по определенной теме.
- Правильно, молодцы ребята!
В квесте принимают участвуют 3 команды.
- Сейчас каждая команда представит свое название, девиз и эмблему.
- Молодцы, а сейчас получите маршрутные листы (Приложение 1).
В маршрутном листе определен маршрут (очередность) посещения станций каждой из команд. В этом бланке имеется поле для выставления заработанных баллов на каждой из станций.
Игра включает движение по маршруту из восьми станций, на которых вы покажите свои знания об Аларском районе по различным направлениям.
Аларский район является одним из крупнейших в Приангарье производителей зерна. Каждая восьмая тонна хлеба из каравая собрана на его полях и поставляется в другие субъекты. И наш Аларский район в Приангарье называют ……..
А вот как называют, вы узнаете в конце квест - игры.
На каждой станции выполнив задание, вы будете получать букву. А в конце игры, сложив все буквы в слово, вы узнаете, как же называют Аларский район в Приангарье.
- Прежде, чем приступить к игре, ребята давайте вспомним «Правила работы в команде».
- Молодцы, знаете, как работать в команде!
Правила игры:
На посещение станции команде отводится 5 минут.
Для выполнения заданий запрещается пользоваться сотовыми телефонами, заранее приготовленными материалами.
Руководитель станции объясняет задание и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объемом выполненных заданий.
Победителем становится та команда, которая набирает максимальное количество баллов за всю игру.
Во время путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.
После прохождения всех станций все команды возвращаются на место старта и сдают жюри маршрутные листы.
- Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды.
В добрый путь, друзья!
1 станция «Визитная карточка Аларского района»
- Прочитайте внимательно текст. В нем отсутствуют сведения. (Приложение 2)
Задание: Вставить недостающие сведения.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальный балл – 5.
Буква - Ж
2 станция «Люблю и знаю, знаю и люблю! И тем сильней люблю,
чем больше знаю!
- Любовь к Родине начинается с мелочей: с привязанности к дому, где ты живешь, к улице, по которой ходишь, к населенному пункту по которому скучаешь, когда приходится уезжать.
Задание: Подберите как можно больше прилагательных, описывающих Аларский район и начинающихся на буквы, из которых состоит слово «АЛАРСКИЙ район».
А –
л –
а –
р –
с –
к –
и –
й
район.
Каждое прилагательное, дающее более точное описание Аларскому району
1 балл.
Максимальный балл – 5.
Буква - И
3 станция «Выдающиеся деятели Аларского района»
- Наш район известен богатой историей. А историю, как известно, создают люди - главное богатство нашего района: и те, кто здесь родился, вырос, возмужал, трудился и творил, приумножая его славу, и те, кто трудился и трудится за пределами района, при этом никогда не забывая о своей малой родине. Сегодня мы с гордостью называем имена замечательных людей, выходцев из Аларского района.
Задание: На столе разложены фотографии выдающихся деятелей Аларского района. Команды должны назвать фамилию, имя, отчество деятеля и его заслуги. (Приложение 3)
1.Ербанов Михей Николаевич (1889-1937 гг.) – первый председатель Бурисполкома, председатель Совета Народных Комиссаров Республики Бурятия.
2. Баторов Пётр Павлович (1850-1927 гг.) – этнограф, минеролог, тайша Аларской Степной Думы.
3. Вампилов Александр Валентинович (1937-1972 гг.) - драматург
4. Тугутов Иосиф Ермеевич (1911-1994 гг.) – профессор, доктор исторических наук.
5. Або Сергеевич Шаракшанэ (1921 – 2005 г.г.), - доктор технических наук, профессор, генерал–майор, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации.
За каждый правильный ответ 3 балла.
Максимальный балл – 15.
Буква - Т
4 станция «Спортивная»
- Современные молодые люди посвящают много времени учебе, тем самым сокращая часы для активной деятельности. Подвижные игры на свежем воздухе способны восстановить баланс между физической и умственной нагрузкой.
Они повышают иммунитет, снимают умственное переутомление, повышают работоспособность при учебе, насыщают организм кислородом, снимают стресс и укрепляют мышцы всего тела.
Задание: Участники команды на этой станции должны пройти небольшую полосу препятствий, состоящую из умений владеть своим телом, обручем и мячом.
Максимальный балл – 2.
Буква - Н
5 станция «Достопримечательности Аларского района»
- Мы часто мечтаем о неизведанных землях, стремимся к поиску нового, но не замечаем, что это новое находится рядом. Надо только захотеть увидеть. Наш район имеет большое число культурных и природных достопримечательностей.
Достопримечательности Аларского района – это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались.
- На столе разрезанные карточки с названиями достопримечательностей Аларского района и иллюстрации.
Задание: Соотнести название и иллюстрацию (Приложение 4)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальный балл – 8.
Буква - И
6 станция «В гости к Александру Вампилову»
- Всемирную славу Аларскому району принес драматург Александр Вампилов, который родился и вырос в поселке Кутулик. 19 августа исполнилось бы 85 лет нашему именитому земляку. За свою короткую и трагическую жизнь Александр Валентинович написал всего пять пьес, которые, однако, вошли в золотой фонд литературы. Вампилов, как истинный драматург, не перестает передавать новым поколениям старые вечные истины.
Задание: выполнить тест «Биография Александра Вампилова» (Приложение 5)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальный балл – 7.
Буква - Ц
7 станция «Традиции живая нить»
- Численность населения (постоянных жителей) Аларского района составляет более 20 тысяч человек и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Внутренние качества людей тоже бывают разные: одни качества помогают нам жить в обществе, это положительные качества, а другие - наоборот, мешают - это отрицательные качества.
- Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
- Что же такое толерантность?
Толерантность – это уважение свободы другого, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… Человека, который обладает данными качествами, называют толерантным. А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? И все ваши ответы были бы одинаковы? Интересно ли было бы жить в таком мире клонов? (выслушать ответы учащихся). Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы учащихся) Конечно, люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.
На территории Аларского района проживать русские, буряты, татары, украинцы и другие народы. Но коренным населением являются буряты.
Разгадав кроссворд, посмотрим, знаете ли вы их традиции.
Задание: разгадать кроссворд (Приложение 6)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальный балл – 6.
Буква – А
8 станция «Конечная»
- Вот и пришли вы на конечную станцию. На каждой станции вы получили по одной букве, у вас их 7. Из этих букв вам нужно составить слово. Аларский район - житница Приангарья. Максимальный балл - 3Подведение итогов и награждение.
- Ребята поздравляю вас с успешным прохождением квест-игры (награждение команд).
- Сегодня мы еще раз убедились в том, насколько интересен и богат наш Аларский район. Культурное наследие нашего района мы должны изучать, беречь и приумножать.
Пусть живет и процветает наш Аларский район!
И в заключение я приглашаю всех желающих на танец - хоровод «Ёхор» (звучит музыка).
Подсказка
50/50
Убирает 2 неверных ответа
Помощь аудитории
Статистика выбора ответов
Список литературы:
1.Зимин Ж.А. Аларь: История и современность. Кн.1 Аларь - родная колыбель.- Улан - Удэ: Издательско - полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004.- 203с.- С.118.
2.Добро пожаловать в Аларский район!: путеводитель/ М. Архипова, Г. Гмырко, Е. Михайленко.-2 - е изд., доп., перераб. Иркутск: ООО типография «На Чехова», 2014. – 48 с.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1.
Маршрутный лист
№ |
Название станции |
№ кабинета |
Баллы |
Подпись организатора |
1 |
«Визитная карточка Аларского района» |
Актовый зал |
|
|
2 |
«Люблю и знаю, знаю и люблю! И тем сильней люблю, чем больше знаю! |
Каб. 3 |
|
|
3 |
«Выдающиеся деятели Аларского района» |
Каб. 5 |
|
|
4 |
«Спортивная» |
Спортзал |
|
|
5 |
«Достопримечательности Аларского района» |
Каб. 2 |
|
|
6 |
«В гости к Александру Вампилову» |
Каб. 7 |
|
|
7 |
«Традиции живая нить» |
Каб. 6 |
|
|
8 |
«Конечная» |
Актовый зал |
|
|
Приложение 2.
Задание: вставьте недостающие сведения.
Дата образования Аларского района – ………..
Общая площадь – …………..
В состав территории МО «Аларский район» входят ………. муниципальных образований
Районный центр – …………..
На Гербе Аларского района изображен - ……….
Приложение 3.
|
Приложение 4.
Озеро Аляты |
Источник Аршан |
Баторова роща |
Музей Александра Вампилова в п. Кутулик |
Музей М.Н. Ербанова в с. Бахтай |
Краеведчиский музей Аларского района |
МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека им. А.В. Вампилова» |
Музей «Степная дума» с. Аларь |
Приложение 5.
Тест «Биография Александра Вампилова»
1.В каком году родился Александр Вампилов?
А) 1933
Б) 1936
В) 1937
Г) 1940
2. Как звали отца Вампилова? А) Иван Б) Николай В) Василий Г) Валентин 3. Как называлась газета, в которой работал Вампилов? А) «Искра» Б) «Огонек» В) «Советская молодежь» Г) «Коммуна»4. По какой пьесе Вампилова в СССР был снят фильм?
А) «Старший сын»
Б) «Двадцать минут с ангелом»
В) «Дом окнами в поле»
Г) «Прощание в июне»
5. Какая пьеса считается главной и самой серьезной работой Вампилова ?
А) «Старший сын»
Б) «Двадцать минут с ангелом»
В) «Дом окнами в поле»
Г) «Прощание в июне»
6. В каком году умер Вампилов?
А) 1970
Б) 1972
В) 1982
Г) 1992
7. Что стало причиной смерти Вампилова?
А) Перевернувшаяся лодка
Б) Упавшее дерево
В) Удар грозы.
Приложение 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 3. Священная белая пища. Именно её подносят божествам во время ритуальных обрядов, а на праздник такие блюда первыми ставят на стол. 6. Бурятский Новый год. По вертикали: 1.Это животное у всех бурятов пользовался большой любовью, к нему относились как к близкому другу, называя эрдэни - драгоценность. Он не только спасал всадника во время перекочевок и вооруженных стычек, но и давал мясо, кумыс. 2. Национальный вид спорта. 4. Народный танец - хоровод у бурят. 5. Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища - сборно - разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. Как называется это жилище?
16