Доклад для аттестации «Квест – технология как средство развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
Квест – технология как средство развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени. С самого рождения дети живут в постоянно меняющемся окружении.
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить.
Чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, нужно применять активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях.
Квест в переводе с английского означает приключенческая игра, которая в настоящее время приобрела особую популярность. Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.
Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений, перемещаясь из одного в другое, так и на улице.
В каких бы условиях ни проводился квест, основными задачами его будут:
Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности
Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей; благодаря погружению в различные игровые ситуации;
Создание положительного эмоционального настроя.
Мы проводим квест-игры при организации НОД, как правило, при открытом показе, где для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Квест- игры могут быть в форме увлекательных путешествий, познавательных экскурсий, интересных встреч. (Примеры).
Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
Подготовка игры-квест начинается с:
написания сценария, содержащего информацию познавательного характера;
подготовки «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.);
разработки маршрута передвижения, желательно чтобы он был непривычным, но безопасным для детей,
Подбора музыкального сопровождения
Разработки презентации для вступительной части (это не всегда обязательно)
Подготовки необходимого реквизита для прохождения каждого испытания
Для повышения интереса детей, способы передвижений между остановками могут быть различными, и желательно, чтобы остановки были расположены в малоизученных «уголках»;
При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, что что-то вдруг пошло не так и именно не в репетированной, непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог жёстко выстраивает ход квеста и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности, креативности. Это игра, а когда взрослый смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, не однотипности, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это безусловно будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
В результате, во время проведения игры-квеста, дети получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель).
В квестах развивается свободное общение взрослых и детей. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Способствуют сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Ребёнку отдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его деятельность в нужном направление.
Возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ является одним из современных требований.
Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
В нашем детском саду вошло в традицию проводить прощальные вечера для выпускников детского сада и их родителей. Чаще всего они как раз и проходят в форме квест-игр, на которых дети самостоятельно и совместно со взрослыми открывают для себя новый практический опыт, например, выполняя различные боевые задания для освобождения музыкального руководителя.
Квест – это командная игра, поэтому в нашем детском саду мы ее используем при проведении спортивных досугов. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т. к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
Тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать, например, как наши родители искали подсказку в песочнице.
Исходя из выше изложенного, для достижения результатов своей деятельности педагог должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. Надо помнить, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников, в соответствии их возрастной ступени. Использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли они в дальнейшей жизни ребенка — будет зависеть от условий воспитания и обучения.