Мастер-класс «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»
"За новыми знаниями"
PPTX / 14.19 Мб
/data/files/b1665298857.pptx ("За новыми знаниями")РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
город Покачи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
Мастер – класс
в рамках городского теоретико-практического семинара
на тему
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников».
Тема: «За новыми знаниями»
Автор:
Прунчак Галина Николаевна
2022г.
Задачи педагога:
- помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир
- учить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить
- учить аргументировать свои ответы, расширять кругозор.
Теоретическая часть
Инфоград – это одно из подразделений детской научной лаборатории, которое включает в своё содержание работу с информацией. Работа с информацией предполагает развитие коммуникативных умений работы в коллективе сверстников, взаимодействие с социальным окружением, в том числе в использовании разных способов поиска информации.
Как учить детей поиску информации?
Обучение поиску информации осуществляется с соблюдением определенных этапов:
1 этап: понимание задач поиска (с какой целью будем искать информацию? для чего мы её ищем?)
2 этап: определение конкретных средств информации (где быстрее и лучше искать нужную информацию?)
3 этап: распределение поиска
Существует несколько типов информационно – поисковых запросов, например, адресный, или фактографический. В детском саду используется тематический поиск информации о предмете исследования, т.е. поиск информации на определённую тему.
Где и как дошкольник сможет найти информацию по интересующей его теме? Конечно, сначала малыши обращаются за нужной информацией к родителям. До появления интернета поиск нужной информации сводился к печатной продукции, когда дети совместно с родителями могли найти нужные сведения в энциклопедиях, словарях, познавательных книгах, журналах, газетах, или к прослушиванию познавательных радиопередач и просмотру познавательных телепередач, а так же посещению библиотек или музеев.
С появлением интернета и внедрением в жизнь человека цифровых технологий поиск нужной информации многократно облегчился. Теперь дети, без помощи взрослых, могут осуществлять поиск в сети Интернет, находить и просматривать развивающие видео и мультфильмы, обращаться к электронным изданиям используя голосовой поиск или помощь виртуального ассистента — программного агента, по типу умной колонки Алиса, который может выполнять задачи для пользователя на основе информации, введенной или озвученной им.
В нашей практике есть примеры, когда дети самостоятельно находили нужную информацию.
Например, после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» в группе детей возник вопрос, как ещё собаки помогают человеку, какие породы собак оказывают специальную помощь человеку? Без предварительной подготовки воспитателю сложно сразу ответить на детские вопросы, а в условиях детского сада не всегда возможно сразу найти интересующую информацию, поэтому мы договорились о способах поиска нужной информации.
Для начала мы определились, как и где можно найти необходимые сведения. Современные дети сразу вспомнили о возможностях интернета. Однако, мы предложили в первую очередь обратиться за помощью к родителям. Кроме этого мы стали вспоминать другие возможные пути поиска информации. Дети предложили найти и посмотреть в интернете познавательные видео, прочитать о собаках в энциклопедиях, попросить помочь умную Алису.
Для того, чтобы сузить круг поиска, мы предложили детям пойти на экскурсию в библиотеку, где они смогли ознакомиться в печатных изданиях с различными видами служебных собак. А затем организовали поиск информации по три человека. В каждой тройке один воспитанник рассказывал об определённой породе собак, их особенностях, второй ребёнок находил информацию о пользе данной породы для человека, каждый третий ребёнок рассказал, как правильно заботиться о данной породе собак, дети разучивали стихи и загадывали загадки своим товарищам.
Итогом проделанной работы стали иллюстративный альбом «Породы служебных собак», выставка детских рисунков и книжек-малышек.
Практическая часть:
Предлагаем начинать вводить детей в информационно-поисковую деятельность с простой игры «Как можно узнать» (проведение игры)
(Количество игроков: любое. Задавайте детям вопросы типа:
- Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
- Как можно узнать, сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
- Как можно узнать, высохла ли рубашка? (потрогать)
- Как можно узнать, сладкий ли чай? (попробовать)
- Как можно узнать, пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
- Как можно узнать, крепко ли завязана веревка? (потянуть)
- Как можно узнать, есть ли вода в стакане? (посмотреть)
- Как можно узнать, есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
- Как можно узнать, есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
- Как можно узнать, как работает ли пылесос? (включить)
- Как можно узнать, одинаковой длины полоски нарисованы? (измерить линейкой)
Такая игра не только поможет найти варианты ответов на предложенные вопросы, но и послужит своеобразным мотиватором к самостоятельному поиску нужной информации уже в дошкольном возрасте.
Предлагаем вам побыть в роли детей и принять участие в поисковой деятельности.
Кто же сегодня послужит объектом для поиска информации? Это вы узнаете, если сумеете отгадать загадки и по отгадкам назовёте объект нашего обсуждения.
(использование Технологии развития критического мышления - Кроссенс)
1.Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает? (лиса)
2.Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся (заяц)
3.Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает (снеговик)
4.Их мы копаем,
Рыхлим, поливаем.
На них в огороде
Всё произрастает (грядка)
- О чем сегодня пойдёт речь? (о моркови)
- Какого цвета морковь? (оранжевого)
- Листва у моркови какого цвета? (зелёного)
- Земля, на которой лежит морковь, какого цвета? (чёрного)
1 ЗАДАНИЕ.
Перед вами лежит чёрно-белая картинка с изображением моркови, которую вам предстоит раскрасить. Но красок нужных цветов у нас нет. Есть краски красного, желтого и синего цветов. Опытным путём вам предстоит изготовить оранжевую, зелёную и чёрную краски. Подумайте, как это можно сделать?
(смешать красную и жёлтую краски, чтобы получить оранжевую краску;
смешать жёлтую и синюю краску, чтобы получить зелёную краску,
смешать красную и зелёную, чтобы получить чёрную краску)
2 ЗАДАНИЕ
Морковь замечательный овощ, вкусный и сладкий. Я хочу вас угостить. Только где же моя корзинка? Куда она подевалась? Как вы думаете, где она? Её похитили. Кто же её похитил? Попробуем по иллюстрациям догадаться, кто украл морковь
- Это кролик Гоша
- При входе в детский сад у нас стоит строгий охранник, который бы не выпустил похитителя с нашей морковью. Что же это означает? (что морковь ещё в саду) Скорей всего, у кролика Гоши была схема детского сада. У меня тоже она есть. Давайте её рассмотрим.
3 ЗАДАНИЕ - Любой, даже самый опытный похититель оставляет следы. Нам нужно найти эти следы и пойти по ним.
(по следам на схеме участники определяют направление движения похитителя (начало и конец движения); обозначается место, где заканчиваются следы; туда отправляется один из участников игры)
4 ЗАДАНИЕ
- Мы нашли пропавшую морковь. Попробуем её на вкус (педагог угощает всех присутствующих).
- Расскажите, какая она? (предполагаемые ответы)
- Морковь очень полезная. Давайте расскажем о полезных свойствах моркови, используя мнемотаблицу.
- Морковь богата витаминами и микроэлементами.
- Морковь полезна для зрения, будут здоровые глаза.
- Морковь полезна для сердца и сосудов.
- Морковь полезна для красоты кожи лица, она задерживает процессы старения.
- Морковь очищает организм и способствует стройности тела.
- Морковь укрепляет иммунитет.
Это ещё не все полезные свойства моркови. Если вам стало интересно, вы вместе с мамами и папами можете узнать подробную информацию в энциклопедиях, библиотеке или в сети интернет.
Рефлексия
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось? В чём были трудности?
В заключение хочется вспомнить цитату американского философа Элвина Тоффлера, который сказал: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Поэтому, в детских садах необходимо создавать все возможные условия для того, чтобы дети стремились получать новые знания, умели находить и правильно работать с нужной информацией.