Мастер-класс «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»

4
0
Материал опубликован 9 October 2022 в группе

"За новыми знаниями"
PPTX / 14.19 Мб

/data/files/b1665298857.pptx ("За новыми знаниями")РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад







Мастер – класс

в рамках городского теоретико-практического семинара

на тему

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников».



Тема: «За новыми знаниями»





















Автор:

Прунчак Галина Николаевна




2022г.



Задачи педагога:

- помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир

- учить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить

- учить аргументировать свои ответы, расширять кругозор.

Теоретическая часть

Инфоград – это одно из подразделений детской научной лаборатории, которое включает в своё содержание работу с информацией. Работа с информацией предполагает развитие коммуникативных умений работы в коллективе сверстников, взаимодействие с социальным окружением, в том числе в использовании разных способов поиска информации.

Как учить детей поиску информации?

Обучение поиску информации осуществляется с соблюдением определенных этапов:

1 этап: понимание задач поиска (с какой целью будем искать информацию? для чего мы её ищем?)

2 этап: определение конкретных средств информации (где быстрее и лучше искать нужную информацию?)

3 этап: распределение поиска

Существует несколько типов информационно – поисковых запросов, например, адресный, или фактографический. В детском саду используется тематический поиск информации о предмете исследования, т.е. поиск информации на определённую тему.

Где и как дошкольник сможет найти информацию по интересующей его теме? Конечно, сначала малыши обращаются за нужной информацией к родителям. До появления интернета поиск нужной информации сводился к печатной продукции, когда дети совместно с родителями могли найти нужные сведения в энциклопедиях, словарях, познавательных книгах, журналах, газетах, или к прослушиванию познавательных радиопередач и просмотру познавательных телепередач, а так же посещению библиотек или музеев.

С появлением интернета и внедрением в жизнь человека цифровых технологий поиск нужной информации многократно облегчился. Теперь дети, без помощи взрослых, могут осуществлять поиск в сети Интернет, находить и просматривать развивающие видео и мультфильмы, обращаться к электронным изданиям используя голосовой поиск или помощь виртуального ассистента — программного агента, по типу умной колонки Алиса, который может выполнять задачи для пользователя на основе информации, введенной или озвученной им.

В нашей практике есть примеры, когда дети самостоятельно находили нужную информацию.

Например, после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» в группе детей возник вопрос, как ещё собаки помогают человеку, какие породы собак оказывают специальную помощь человеку? Без предварительной подготовки воспитателю сложно сразу ответить на детские вопросы, а в условиях детского сада не всегда возможно сразу найти интересующую информацию, поэтому мы договорились о способах поиска нужной информации.

Для начала мы определились, как и где можно найти необходимые сведения. Современные дети сразу вспомнили о возможностях интернета. Однако, мы предложили в первую очередь обратиться за помощью к родителям. Кроме этого мы стали вспоминать другие возможные пути поиска информации. Дети предложили найти и посмотреть в интернете познавательные видео, прочитать о собаках в энциклопедиях, попросить помочь умную Алису.

Для того, чтобы сузить круг поиска, мы предложили детям пойти на экскурсию в библиотеку, где они смогли ознакомиться в печатных изданиях с различными видами служебных собак. А затем организовали поиск информации по три человека. В каждой тройке один воспитанник рассказывал об определённой породе собак, их особенностях, второй ребёнок находил информацию о пользе данной породы для человека, каждый третий ребёнок рассказал, как правильно заботиться о данной породе собак, дети разучивали стихи и загадывали загадки своим товарищам.

Итогом проделанной работы стали иллюстративный альбом «Породы служебных собак», выставка детских рисунков и книжек-малышек.

Практическая часть:

Предлагаем начинать вводить детей в информационно-поисковую деятельность с простой игры «Как можно узнать» (проведение игры)

(Количество игроков: любое. Задавайте детям вопросы типа:

- Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)

- Как можно узнать, сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)

- Как можно узнать, высохла ли рубашка? (потрогать)

- Как можно узнать, сладкий ли чай? (попробовать)

- Как можно узнать, пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

- Как можно узнать, крепко ли завязана веревка? (потянуть)

- Как можно узнать, есть ли вода в стакане? (посмотреть)

- Как можно узнать, есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)

- Как можно узнать, есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)

- Как можно узнать, как работает ли пылесос? (включить)

- Как можно узнать, одинаковой длины полоски нарисованы? (измерить линейкой)

Такая игра не только поможет найти варианты ответов на предложенные вопросы, но и послужит своеобразным мотиватором к самостоятельному поиску нужной информации уже в дошкольном возрасте.

Предлагаем вам побыть в роли детей и принять участие в поисковой деятельности.

Кто же сегодня послужит объектом для поиска информации? Это вы узнаете, если сумеете отгадать загадки и по отгадкам назовёте объект нашего обсуждения.

(использование Технологии развития критического мышления - Кроссенс)

1.Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает? (лиса)

2.Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся (заяц)

3.Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает (снеговик)

4.Их мы копаем,

Рыхлим, поливаем.

На них в огороде

Всё произрастает (грядка)



- О чем сегодня пойдёт речь? (о моркови)

- Какого цвета морковь? (оранжевого)

- Листва у моркови какого цвета? (зелёного)

- Земля, на которой лежит морковь, какого цвета? (чёрного)

1 ЗАДАНИЕ.

image%28606%29.pngПеред вами лежит чёрно-белая картинка с изображением моркови, которую вам предстоит раскрасить. Но красок нужных цветов у нас нет. Есть краски красного, желтого и синего цветов. Опытным путём вам предстоит изготовить оранжевую, зелёную и чёрную краски. Подумайте, как это можно сделать?

(смешать красную и жёлтую краски, чтобы получить оранжевую краску;

смешать жёлтую и синюю краску, чтобы получить зелёную краску,

смешать красную и зелёную, чтобы получить чёрную краску)

2 ЗАДАНИЕ

Морковь замечательный овощ, вкусный и сладкий. Я хочу вас угостить. Только где же моя корзинка? Куда она подевалась? Как вы думаете, где она? Её похитили. Кто же её похитил? Попробуем по иллюстрациям догадаться, кто украл морковь image%28601%29.png


- Это кролик Гоша

- При входе в детский сад у нас стоит строгий охранник, который бы не выпустил похитителя с нашей морковью. Что же это означает? (что морковь ещё в саду) Скорей всего, у кролика Гоши была схема детского сада. У меня тоже она есть. Давайте её рассмотрим.

3 ЗАДАНИЕ                                                                                                                            - Любой, даже самый опытный похититель оставляет следы. Нам нужно найти эти следы и пойти по ним.

image%28610%29.png

(по следам на схеме участники определяют направление движения похитителя (начало и конец движения); обозначается место, где заканчиваются следы; туда отправляется один из участников игры)



4 ЗАДАНИЕ

- Мы нашли пропавшую морковь. Попробуем её на вкус (педагог угощает всех присутствующих).

- Расскажите, какая она? (предполагаемые ответы)

- Морковь очень полезная. Давайте расскажем о полезных свойствах моркови, используя мнемотаблицу.

t1665298734ad.gif

- Морковь богата витаминами и микроэлементами.

- Морковь полезна для зрения, будут здоровые глаза.

- Морковь полезна для сердца и сосудов.

- Морковь полезна для красоты кожи лица, она задерживает процессы старения.

- Морковь очищает организм и способствует стройности тела.

- Морковь укрепляет иммунитет.

Это ещё не все полезные свойства моркови. Если вам стало интересно, вы вместе с мамами и папами можете узнать подробную информацию в энциклопедиях, библиотеке или в сети интернет.

Рефлексия

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось? В чём были трудности?

В заключение хочется вспомнить цитату американского философа Элвина Тоффлера, который сказал: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Поэтому, в детских садах необходимо создавать все возможные условия для того, чтобы дети стремились получать новые знания, умели находить и правильно работать с нужной информацией.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации