Методическая разработка развлекательно-познавательного квеста «Увлекательная лингвистика» (7–11 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»
Методическая разработка
развлекательно-познавательного квеста «Увлекательная лингвистика»
Цель: формировать интерес к изучению русского языка во внеурочное время
Задачи:
образовательная:
повышать познавательный интерес к дисциплине "Русский язык" через различные занимательно-познавательные задания;
развивающая:
способствовать развитию творческих способностей, обучающихся;
воспитательная: прививать любовь к русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры.
Организация игры:
Разработка внеурочного мероприятия «Лингвистическое путешествие» представлена в форме квеста. В данной игре участвуют обучающиеся 1 курса. Квест проводится в несколько этапов. Каждой команде дается дорожная карта с маршрутом следования по станциям. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
1 станция – «Морская»
(Команде на стации выдаётся текст стихотворения «Буря с берега»).
Ведущий : Уважаемые ребята! Посмотрите на это стихотворение Валерия Брюсова.
Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемые
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
В. Брюсов
- Какие необычные слова сразу привлекают наше внимание?
- А к какой части речи относятся эти слова? (Причастия?)
- А как вы думаете, сколько их здесь?
- Вот это и есть наше 1 задание – подчеркнуть все причастия в тексте и посчитать их количество.
- За каждое, найденное в тексте причастие – 1 балл.
Ответ: перекидываемые, опрокидываемые, отбрасываемые, вскидываемые, вздрагивающие, взвизгивающие, взвихриваемыми, забрызгивающие, всасывающими, опоясываемые, перебрасываемые, длинновытянутых, пьянящих, уводящих (14 слов).
2 станция - «Орфоэпическая»
(Слова написаны на бланках без ударения).
Ведущий: - Ребята, как вы думаете, какое задание вы должны выполнить на станции «Орфоэпической»? Конечно же, расставить ударения!
- А какая наука изучает нормы произношения, в том числе и ударения? (Орфоэпия.)
- Правильно!
- Перед нами 10 слов, в которых нужно расставить ударения. Приступаем.
Ответ:
ГазопровОд
ДокраснА
КУхонный
СвЁкольный
ГрУшевый
ЗвонИшь
КрасИвее
По средАм (по дням недели)
обеспЕчение
тОрты
(За каждое правильно поставленное ударение – 1 балл. Всего – 10 баллов.)
3 станция – «Головоломная»
Ведущий: Задание 1- Необходимо разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Точки сестру с завитушкой смешною мы называем всегда…
5. Бывает сжатым и подробным…
6. Какой язык самый трудный, но удивительный и неповторимый?
По вертикали:
2. Группа предложений, объединенных одной темой и основной мыслью, называется…
3. …. – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.
4. Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
7. Его ты используешь для описания картины.
8. Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
9. Части речи не волшебные, а просто служебные.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | р | у | с | с | к | и | й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
| а |
| 3 |
| 2 |
|
|
|
|
|
| 7 |
| п |
| 1 | з | а | п | я | т | а | я |
|
|
|
| с |
| р |
|
| у |
| р |
| е |
|
|
5 | и | з | л | о | ж | е | н | и | е |
| е |
| к |
|
|
|
|
|
| ч |
| д |
|
| м |
| д |
| с |
|
|
|
|
|
| и |
| л |
|
| о |
| л |
| т |
|
|
|
|
|
| н |
| о |
|
| е |
| о |
|
|
|
|
|
|
|
| е |
| г |
|
|
|
| ж |
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | е |
|
|
|
Ведущий: Задание 2. - Отгадайте ребус.
4 станция – «Рекламная»
Ведущий: - Хотите узнать секреты рекламы и почувствовать себя копитайтерами?
- Выполните задание : составить яркий и запоминающийся слоган о русском языке, нарисовать рекламу и дать пояснение (примерный ответ).
(Например:
Русский язык изучаешь, двоек не получаешь.
Чтобы успешным стать, надо русский изучать.
Английский изучаю тоже, но русский мне, поверь, дороже!)
5 станция - «Иностранная»
Ведущий: - Необходимо дать лексическое значение слов-иностранцев.
1. Антракт – перерыв между актами спектакля.
2. Метаморфоза – изменения.
3. Полемика – спор.
4. Аграрный -земледельческий.
5. Гуманность - человечность.
6. Ликвидация - уничтожение.
7. Стабильность - устойчивость.
8. Ревизия - проверка.
6 станция – «Мудрая»
Ведущий: - Задание 1. Необходимо закончить пословицы.
1.Волка ноги…(кормят).
2.Под лежачий камень… (и вода не течет).
3.Ум хорошо, а…(два лучше).
Ведущий: - Задание 2. Необходимо выразить фразеологизмы одним словом.
Ведущий: - Задание 3. Необходимо подобрать синонимы к словам.
1.Волшебник (маг, чародей).
2.Маленький (миниатюрный).
3.Великолепно (превосходно).
Ведущий: - Задание 4. Замените все слова в предложении антонимами: По широкой дороге бодро шагает высокий юноша?
(Ответ: По узкой тропинке медленно бредет низкий старик.)
7 станция – «Волшебная»
Ведущий: - У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
- Если вы отвечаете с первого раза, получаете 5 баллов, со второго – 4, с каждого последующего 3 и меньше баллов.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак).
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо).
Горбачёва Марина Юрьевна
Иванова Татьяна Владимировна