Методическая разработка развлекательно-познавательного квеста «Увлекательная лингвистика» (7–11 класс)

7
2
Материал опубликован 3 March 2020 в группе

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»



Методическая разработка  

развлекательно-познавательного квеста «Увлекательная лингвистика»

Цель: формировать интерес к изучению русского языка во внеурочное время

Задачи:

образовательная:

повышать познавательный интерес к дисциплине "Русский язык" через различные занимательно-познавательные задания;

развивающая:

способствовать развитию творческих способностей, обучающихся;

воспитательная: прививать любовь к русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры.

Организация игры:

Разработка внеурочного мероприятия «Лингвистическое путешествие» представлена в форме квеста. В данной игре участвуют обучающиеся 1 курса. Квест проводится в несколько этапов. Каждой команде дается дорожная карта с маршрутом следования по станциям. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1 станция – «Морская»

(Команде на стации выдаётся текст стихотворения «Буря с берега»).

Ведущий : Уважаемые ребята! Посмотрите на это стихотворение Валерия Брюсова.

Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемые

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

В. Брюсов

- Какие необычные слова сразу привлекают наше внимание?

- А к какой части речи относятся эти слова? (Причастия?)

- А как вы думаете, сколько их здесь?

- Вот это и есть наше 1 задание – подчеркнуть все причастия в тексте и посчитать их количество.

- За каждое, найденное в тексте причастие – 1 балл.

Ответ: перекидываемые, опрокидываемые, отбрасываемые, вскидываемые, вздрагивающие, взвизгивающие, взвихриваемыми, забрызгивающие, всасывающими, опоясываемые, перебрасываемые, длинновытянутых, пьянящих, уводящих (14 слов).

2 станция - «Орфоэпическая»

(Слова написаны на бланках без ударения).

Ведущий: - Ребята, как вы думаете, какое задание вы должны выполнить на станции «Орфоэпической»? Конечно же, расставить ударения!

- А какая наука изучает нормы произношения, в том числе и ударения? (Орфоэпия.)

- Правильно!

- Перед нами 10 слов, в которых нужно расставить ударения. Приступаем.

Ответ:

ГазопровОд

ДокраснА

КУхонный

СвЁкольный

ГрУшевый

ЗвонИшь

КрасИвее

По средАм (по дням недели)

обеспЕчение

тОрты

(За каждое правильно поставленное ударение – 1 балл. Всего – 10 баллов.)

3 станция – «Головоломная»

 Ведущий: Задание 1- Необходимо разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Точки сестру с завитушкой смешною мы называем всегда…

5. Бывает сжатым и подробным…

6. Какой язык самый трудный, но удивительный и неповторимый?

По вертикали:

2. Группа предложений, объединенных одной темой и основной мыслью, называется…

3. …. – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.

4. Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется…

7. Его ты используешь для описания картины.

8. Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!

9. Части речи не волшебные, а просто служебные.





 







 

 

 

 

 

 

 

 



8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

ы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 р

у 

с

с 

 к

 и

 й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

а

 

3

 

2

 

 

 

 

 

 

7

 

п

 

1

з

а 

п

я 

 т

а 

я 

 

 

 

 

с

 

р

 

 

у

 

р

 

 е

 

 

5

 и

 з

л

о

 ж

е

н 

и 

е

 

е

 

 к

 

 

 

 

 

 

ч

 

д

 

 

м

 

д

 

 с

 

 

 

 

 

 

и

 

л

 

 

о

 

л

 

 т

 

 

 

 

 

 

н

 

о

 

 

е

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

г

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


е

 

 

 






Ведущий: Задание 2. - Отгадайте ребус.

t1583214572aa.jpg

4 станция – «Рекламная»

Ведущий: - Хотите узнать секреты рекламы и почувствовать себя копитайтерами?

- Выполните задание : составить яркий и запоминающийся слоган о русском языке, нарисовать рекламу и дать пояснение (примерный ответ).

(Например:

Русский язык изучаешь, двоек не получаешь.

Чтобы успешным стать, надо русский изучать.

Английский изучаю тоже, но русский мне, поверь, дороже!)

5 станция - «Иностранная»

Ведущий: - Необходимо дать лексическое значение слов-иностранцев.

1. Антракт – перерыв между актами спектакля.

2. Метаморфоза – изменения.

3. Полемика – спор.

4. Аграрный -земледельческий.

5. Гуманность - человечность.

6. Ликвидация - уничтожение.

7. Стабильность - устойчивость.

8. Ревизия - проверка.

6 станция – «Мудрая»

Ведущий: - Задание 1. Необходимо закончить пословицы.

1.Волка ноги…(кормят).

2.Под лежачий камень… (и вода не течет).

3.Ум хорошо, а…(два лучше).

Ведущий: - Задание 2. Необходимо выразить фразеологизмы одним словом.

t1583214572ab.jpg



Ведущий: - Задание 3. Необходимо подобрать синонимы к словам.

1.Волшебник (маг, чародей).

2.Маленький (миниатюрный).

3.Великолепно (превосходно).

Ведущий: - Задание 4. Замените все слова в предложении антонимами: По широкой дороге бодро шагает высокий юноша?

(Ответ: По узкой тропинке медленно бредет низкий старик.)

7 станция – «Волшебная»

Ведущий: - У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

- Если вы отвечаете с первого раза, получаете 5 баллов, со второго – 4, с каждого последующего 3 и меньше баллов.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак).

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо).












































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу! Заходите в гости!

7 November 2020

Обязательно! Спасибо за благодарность!

11 November 2020