Методическая разработка квеста «Ключ к здоровью» (3–7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительное образование
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
квеста
Ключ к здоровью
(для детей 10 – 14 лет)
Составитель:
Майкова Карина Владимировна
методист МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Калуга 2019
Оглавление
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования для проведения занятий по теме здорового образа жизни, для учителей естественнонаучного цикла, классных руководителей и завучей по воспитательной работе для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.
Здоровый образ жизни это целая концепция жизнедеятельности человека, которая направлена на улучшение, укрепление и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, отказа от вредных привычек, хорошего настроения.
Актуальность методической разработки. Проблема соблюдения здорового образа жизни подрастающего поколения является актуальной, так как возрос и изменился характер воздействия обстоятельств и образа жизни на организм человека в связи с психологическими нагрузками, разрушением экологической среды,ускоренным темпом развития экономики, промышленности.Быть здоровым и полноценным членом общества в данной ситуации может только тот, кто соблюдает здоровый образ жизни.
В ходе данного мероприятия, мы акцентировали внимание на то, что минимальные усилия в физической нагрузке, соблюдениирежима труда, отдыха и питания позволят адаптироваться в усложняющейся с каждым годом общественной жизни.
Ребятам были предложена анкета для определения понятий здорового образа жизни и готовности к активным действиям по изменению своего образа жизни:
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
По Вашему мнению, здоровый образ жизни – это… (можно дать несколько ответов)
Почему, по Вашему мнению, люди курят, употребляют спиртные напитки и наркотики? (можно дать несколько ответов)
Как часто вы испытываете чувство напряжённости, стресса или сильной подавленности?
Какие средства снятия усталости и напряжённости используете Вы лично? (можно дать несколько ответов)
Что, по-вашему, нельзя считать правильным питанием? (можно дать несколько ответов)
Как влияют, по-вашему, на здоровье вредные привычки?
Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
Необходимо ли человеку проводить время на свежем воздухе?
Принимаете ли Вы в течение года витамины?
Нужно ли человеку закаливаться?
Как вы считаете, вы ведёте здоровый образ жизни?
Что на ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни? (можно дать несколько ответов)
Интересно ли Вам узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
Почти 80% анкетируемых показали достаточно высокий уровень знаний по данной проблеме. Ребята уверены в необходимости изменения своего образа жизни. Следовательно, педагогам необходимо больше уделять внимание вопросам формирования здорового образа жизни в рамках своих учебных заведений и совместно с детьми находить пути их решения с целью профилактики и укрепления здоровья.
Представленное мероприятие отражает одно из направлений деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Городской детскойорганизации «РАДУГА» г. Калуги – «Личностное развитие».Главные задачикоторого − формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности, в осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам. Представители школьных детских организаций не только акцентируют проблемы ЗОЖ, но и намечают пути решения, используя личный опыт. Именно в интерактивной структуре мероприятия заключается новизна данной методической разработки.
Цель: формирование позитивного и ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни
Задачи:
сформировать представления о здоровом образе жизни;
дать знания о современных научных и народных знаниях о поддержании здоровья;
заложить негативное отношение к алкоголю, никотиновой зависимости и ПАВ;
воспитать у обучающихся культуру здоровья, осознание необходимости заботы о своем здоровье;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Категория участников: группа 15-20 человек 10-14 лет.
Материально-техническое обеспечение:
1) столы и стулья для каждой команды;
2) видео техника;
3) канцтовары: ножницы, клей, скотч, ручки, листы белые (А 4);
4) раздаточный материал: карточки «меню», овощи, фрукты, мясные, молочные, хлебобулочные изделия, высказывания о здоровом образе жизни; шифровки.
5) стенды – 2 шт., кнопки – гвоздики.
Ход мероприятия:
Вступительное слово.
Многие великие люди придерживались здорового образа жизни. Как сказал Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». В ходе мероприятия мы попытаемся определить, что необходимо делать, чтобы хорошо себя чувствовать и успешно учиться. Прежде чем отправиться на поиск «ключа здоровья» по маршрутным листам, предлагаем Вам немного размяться.
Разминка.
Ребятам предлагается дополнить пословицу. (Приложение 1)
Ведущий:
Молодцы, у Вас здорово получается. А теперь послушайте старинную легенду!
На горе Олимп давным-давно жили боги, и стало им скучно. Тогда решили онисоздать человека и поселить его на планете Земля.Стали боги решать, каким человек должен быть.«Человек должен быть сильным», − сказал один из богов.«Человек должен быть умным», − добавил второй.«Человек должен быть здоровым», − высказался третий бог.«Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,− возразил один из богов.И решили они спрятать главную ценность человека − здоровье. Долго они решали, куда бы спрятать здоровье? «Глубоко в синем море»,− предлагали одни. «На самой высокой горе»,− вносили предложение другие. «Здоровье нужно спрятать в самого человека»,− предложил один из богов. И все с ним согласились. С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Только далеко не каждый человек может найти и уберечь бесценный дар богов − ЗДОРОВЬЕ!
Давайте с вами постараемся найти свой бесценный клад, но для этого вам надо выполнить задания и отгадать пословицу. («Здоровье бриллиант, который легко потерять»).
(Команды отправляются по маршрутным листам)
«Собери пословицу»(Шифровки).
Ребятам предлагаются шифровки и ключ к разгадке. Пользуясь алгоритмом, описанным в ключе (в каком направлении читать буквы, какие буквы учитывать, а какие знаки вычеркнуть и т.п.), участники квеста разгадывают первую часть пословицы. (Приложение 2)
«Правда – ложь» (Мифы о здоровом образе жизни).
Команде необходимо разделить карточки с высказываниями на две категории: правдивые и ложные утверждения. (Приложение 3)
Ребята получают карточки с утверждениями о том, что полезно или вредно для здоровья, члены команды могут обсудить и принять решение: ложное или правдивое предложение о ЗОЖ. В результате участники квеста должны разложить все карточки на 2 стопки. Ведущий, у которого есть правильные ответы, может комментировать утверждения, поощрять ребят к размышлениям и дискуссии. Обсудив с детьми их решение, педагог выдает следующее зашифрованное слово из пословицы.
«Здоровье в порядке – спасибо в зарядке!».
В процессе обсуждения участники квеста определяют пять упражнений для укрепления своего физическогоздоровья. Командир проводит мини зарядку для своей команды. Команда поощряется очередным словом из пословицы.
«Вкусно и полезно» (Меню здорового питания).
Ребятам предлагаются картинки с овощами, фруктами, мясными, молочными, хлебобулочными изделиями. На отдельный лист бумаги они должны наклеить только те продукты питания, которые необходимы, по их мнению, для правильного сбалансированного питания школьника. А также составить и написать меню здорового питания школьника на 1 день. (Приложение4)
За выполненное задание участники квеста получают последнюю часть пословицы.
Ведущий:
Итак, вы прошли маршрутами квеста, давайте подведем итог: какой клад вы нашли, что говорит об этом народная мудрость? Сложите все слова и хором проговорите то, что у вас получилось.
Все: «Здоровье бриллиант, который легко потерять!»
Ведущий:
Участники конкурса, мы надеемся, вывели для себя основные правила сохранения крепкого здоровья, отличного настроения, успехов во всем.
Методические рекомендации
Подготовка мероприятия.
В связи с тем, что все мы воспринимаем информацию по-разному, в зависимости от того, какой канал восприятия является ведущим: аудиальный, визуальный или кинестетический, во время игры желательно задействовать все каналы. Для визуалов− это наличие красочной презентации, для аудиалов – озвучивание вопросов и заданий, для кинестетиков – карточки, с которыми они могут взаимодействовать.
Необходимо подготовить карточки с высказываниями в соответствии с количеством команд участников, в достаточном количестве канцтовары, ножницы.
Следует подобрать в интернете цитаты. Можно использовать старые журналы, из которых можно будет вырезать нужный материал.
Обязательно должно быть продумано музыкальное оформление мероприятия: песни, танцы, музыкальный фон во время проведения квеста.
Слайдовая презентация должна соответствовать тематике мероприятия, а так же знакомить детей с правилами здорового образа жизни. Показ слайдов позволит обратить внимание детей на необходимость их соблюдения. (Приложение 5).
Проведение мероприятия.
Для разбивки детей на команды можно использовать жетоны разных цветов, выданные на регистрации, микро группы формируются по мере прибытия участников.
При выполнении задания на станции «Вкусно и полезно» ребята вначале подбирают или вырезают соответствующие картинки, а затем прикрепляют их на лист А4 с пояснением своего выбора. Педагогу необходимо обобщить полученный материал и сделать вывод. Обратить внимание детей на правильный подбор материала.
На стенах прикрепляются отдельные слова пословицы. Количество каждого слова пословицы равно количеству команд. Участники могут собрать пословицу, не проходя станций маршрутного листа. Это слова помощники.
Рефлексия.
Рефлексия содержания материала воспитательного мероприятия используется для выявления уровня осознания пройденного. Можно использовать прием незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
квест дал мне для жизни…
мне захотелось…
Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус−интересно». Упражнение позволяет выявить сильные и слабые стороны мероприятия, обозначить интересы участников, проанализировав, наметить новые пути реализации поставленных задач воспитательного мероприятия.
Представитель каждой команды кратко рассказывает о выполненном задании, с пояснениемсвоего выбора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. − Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.− М.: ВАКО, 2004
Куркович А.О. Здоровый образ жизни. − М: Овал, 2002.
Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах.− Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. − М.: Вентана-Граф, 2016.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗУРА!ДУХ;ОНЕТ?РАХ»ОДА)ВОЙ,ЬАЙ!ЕОЛЕ?−УГУ.
Ключ: найдите закономерность, исключите частицы, междометия и не нужные знаки препинания. Подсказка: один знак препинания нужен как часть текста (пословицы).
Л |
Р |
И |
Б |
Н |
И |
А |
Л |
О |
, |
К |
Т |
Ы |
О |
Р |
Т |
|
|
|
Й |
Ключ: 4231
К |
О |
Т |
Ь |
Г |
П |
Я |
. |
Е |
О |
Р |
|
Л |
Т |
Е |
|
Ключ: читать змейкой ( снизу вверх, вправо, сверху вниз, вправо и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Нужно пить 2 литра чистой воды в день (зависит от здоровья) |
Детям лучше пить соки. (нет) |
Здоровый образ жизни соблюдать дорого: надо ходить в фитнес-центр, покупать специальные продукты, ездить каждый год отдыхать на море. (нет)
|
Мы были бы значительно здоровее, если бы придерживались образа жизни наши предков (больше двигались, ели не переработанную пищу, дичь и т.п.). (нет) |
Нужно пить витамины, ведь в еде содержится не совсем достаточное их количество. (по назначению врача)
|
Для соблюдения здорового образа жизни нужно много бегать. (по состоянию здоровья) |
Употребление моркови может улучшить зрение. (нет)
|
Чтобы поддерживать здоровье, необходимо активно двигаться хотя бы 10-15 минут в день. (да)
|
Нужно есть хотя бы 5 порций овощей и фруктов в день. (да)
|
Кто меньше есть, тот более здоров, так как не имеет лишнего веса. (не совсем, нужно полноценно питаться)) |
Лучше есть небольшими порциями 5-6 раз в день. (да)
|
Для поддержания здоровья очень полезны водные процедуры (обливания прохладной водой, плаванье). (да)
|
Очень вредно недосыпать. (да)
|
Спать 10-12 часов в сутки вредно, даже если это происходит 1 раз в неделю. (да) |
Курящие люди страдают от стресса чаще, чем не курящие и бросившие курить вместе взятые. (да) |
Люди, которые много времени проводят за компьютером, просмотром телевизора или экрана смартфона, чаще страдают от синдрома постоянной усталости. (да) |
Полезно испытывать сильные положительные эмоции. (не очень, особенно для пожилых)
|
Одиночество ослабляет иммунную систему. (да) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5