Квест-игра "Настоящее и прошлое всегда рядом"

Тема методической разработки:
«Настоящее и прошлое всегда рядом»
Автор: Борк Е.В.,
социальный педагог,
классный руководитель,
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
«Егорьевская средняя
общеобразовательная школа»
2025 год
1.Целевая аудитория - учащиеся 8 класса
2.Цель: обеспечение условий для формирования и развития у школьников гражданско-патриотических качеств, уважительного отношения к историческому и культурному наследию Алтайского края, для выявления и развития исторически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной истории и культуре.
3. Задачи:
формирование и развитие знаний о культурно-историческом наследии Алтайского края;
воспитание любви к родному краю, формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем;
развитие коммуникативных умений, навыков групповой и коллективной работы.
4.Планируемые результаты: ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию; навыки практической деятельности в составе группы; умение вести дискуссию по определенным вопросам, обосновывать свою позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания.
5.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: квест (интерактивная форма, позволяющая задействовать всех участников воспитательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности).
6. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения воспитательных результатов:
-технологии: игровая, ИКТ-технология;
-методы: метод соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества;
-форма организации – квест, при подготовке используется проектная деятельность, «мозговой штурм».
7. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: руководители станции, ведущие (эти роли успешно исполнят волонтеры), презентации (для каждой станции, скриншоты слайдов представлены в методической разработке, сами презентации представлены на личной странице автора в разделе школьного сайта).
8. Материально-технические ресурсы: ПК, проектор (на каждой станции), маршрутные листы, разрезанные изображения памятников, материалы для рисования; информационные ресурсы:
1.Долнаков, А.П. Памятники деревянного зодчества второй половины XIX – начала XX в. / А.П. Долнаков // Памятники истории и культуры Барнаула /
2.Уманский А.П. Памятники культуры Алтая. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1959. - 252 с. : ил.; 21 см. - Библиогр.: с. 248-252
http://esenina.blogs.donlib.ru/virtualnaja-jekskursija-v-pamjatnikah-nasha-istorija/?doing_wp_cron=1651826997.7844419479370117187500 https://kolyvan.ru/about-the-plant/plant-history/
http://edu.secna.ru/media/f/Big_Altai_tez_2017.pdf
https://visitaltai.info/news/10-interesnykh-pamyatnikov-altayskogo-kraya/
2.Основная часть.
2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия:
Воспитательное мероприятие проводится в четыре этапа:
1 этап - предварительный;
2 этап – организационный;
3 этап – прохождение маршрута;
4 этап – подведение итогов и награждение победителей.
1 и 2 этапы – подготовительные.
I.Предварительный этап:
формирование команд (в команде 5-6 человек), выдвижение капитанов команд;
разработка символики команд (эмблема, девиз, название);
определение ответственных на станциях;
разработка заданий;
Также в рамках подготовительного этапа были использованы результаты литературно-исторического проекта «Алтай литературный» (карта ГУГЛ)
2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия
II.Организационный этап:
Этап | Содержание деятельности |
I.Введение в тему. Мобилизирующее начало мероприятия. | Ведущий 1: -Время – вспять оно не повернётся, Не вернётся на повторный круг. Но история – она же остаётся С нами. Только погляди вокруг! Вот цари, учёные, поэты, Чья судьба, как яркая звезда, В бронзу и гранит теперь одеты И остались с нами навсегда. Ведущий 2: -А мечети, пагоды и храмы – Древности далёкой маяки… Уходя, история на память Вот такие вяжет узелки. С настоящим прошлое, сплетаясь, Образует сказочную вязь. Память всюду памятники ставит, Чтобы связь времён не прервалась. Ведущий 1: -Сохраните памятники, люди, Пусть не скроет их забвень – трава. Давайте же Иванами не будем, Что не помнят своего родства. Ведущий 2: -Ежегодно 18 апреля отмечается Международный день памятников и памятных мест. Ведущий 1: -Каждый человек умеет помнить и умеет забывать. Чтобы жить, человеку нужно было помнить о самом главном. В этом помогают памятники. Как они появились? Сначала это были наскальные рисунки, потом – могильные камни. В конце концов, возникли специальные композиции, посвящения. Памятники отличаются крупными размерами, долговечностью материала. Они увековечивают людей или события. Ведущий 2: -Наш народ не остаётся равнодушным к произведениям монументальной скульптуры: возле памятника всегда можно видеть людей, останавливающихся, чтобы внимательно рассмотреть скульптуру. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книгу, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент! А как любят назначать свидания у памятника Пушкину! Ведущий 1: -На гранитных пьедесталах памятников очень часто лежат букеты цветов – трогательный знак уважения и любви нашего народа. Ежегодно 9 Мая, 22 июня торжественно проводятся митинги и возлагаются траурные венки, букеты к мемориалам Солдатской Славы. Ведущий 2: -Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибири по количеству объектов культурного наследия. В нашем регионе на государственном учёте состоит 4540 объектов. Ведущий 1: -Международный день памятников и исторических мест установлен в 1983 г. ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Он официально отмечается с 18 апреля 1984 г. Ведущий 2: -В разных странах мира к этой дате принято приурочивать различные мероприятия, посвященные сохранению всемирного наследия. Многие музеи в этот день можно посетить бесплатно, туристы получают также уникальную возможность побывать в исторических зданиях и архитектурных комплексах, которые закрыты для публики в другое время. Ведущий 1: -Мы же сегодня посвящаем Международному дню памятников и исторических мест наш квест. Послушайте Правила его проведения. 1.Перед началом путешествия каждая из команд получает маршрутный лист, фиксирует в нем название команды. В маршрутном листе четко определен маршрут (очередность) посещения станции каждой из команд. В бланке маршрутного листа имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из станций. Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью. 2.На посещение каждой из станций команде отводится ровно 5 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не прозвучит условный сигнал. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся в аудитории до момента истечения отведённого времени. В случае если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, руководитель станции останавливает работу и определяет количество заработанных командой баллов в соответствии с объёмом выполненных заданий. 2.Сигналом к началу и окончанию времени пребывания на той или иной станции служит звонок колокольчика. 3.За четким соблюдением времени пребывания на станции следит хранитель времени. 4.Руководитель станции объясняет задание для команд строго после сигнала колокольчика. 5.Правило последнее и самое главное! В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину. Команда, нарушившая правила игры, дисквалифицируется!!! |
III.Ход игры: Команды проходят станции, согласно маршрутному листу. | |
1. «Верю-не верю». | Конкурс называется «Верю - не верю». Команде задаются вопросы. Нужно на листе бумаги отобразить единое мнение команды: «верю» - «+», «не верю» - « - ».За каждый правильный ответ – 1 балл. 1.Верите ли вы, что Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибири по количеству объектов культурного наследия? + 2. Верите ли вы в то, что в нашем регионе на государственном учёте состоит более 5000 объектов культурно-исторического наследия? - 3. Верите ли вы, что в нашем крае есть памятники транспортным средствам? + 4. Верите ли вы, что на территории Алтайского края нет ни одного памятника А.С.Пушкину? - 5. Верите ли вы, что Международный день памятников установлен в 1983 г. ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО? + 6. Верите ли вы в то, что на Алтае есть памятник паровозу? + 7. Верите ли вы, что в России до 18 века вообще не существовало такого понятия, как «памятник»? + 8. Верите ли вы, что в г.Барнауле есть памятник танку? + 9. Верите ли вы, что в селе Новоегорьевское построен памятник Максиму Горькому? - 10. Центром художественной обработки камня в Алтайском крае является Колыванский камнерезный завод имени И.И. Ползунова. Изделия, выполненные мастерами-камнерезами в конце 18 – первой половине 19 веков, создали мировую славу России. Верите ли вы, что Колыванские вазы можно встретить в музеях Лондона, Вены, Парижа, Чикаго, Москвы? + 11. Верите ли вы в то, что в Эрмитаже (г.Санкт-Петербург) есть Царица ваз, выполненная на Колыванском камнерезном заводе? + 12. Верите ли вы, что в Барнауле есть памятники старше 300 лет? - 13.Верите ли вы в то, что на площадке перед Алтайским государственным политехническим университетом находится памятник Ивану Ползунову? + 14. Верите ли вы, что самый популярный персонаж для памятников – В. И. Ленин? + 15. Верите ли вы, что в городе Рубцовске есть памятник человеку-невидимке? - 16. Первопроходец, покоритель Сибири - Ермак Тимофеевич. Он никогда не был на территории Алтайского края. Верите ли вы, что на Алтае есть памятник Ермаку? + 17. Верите ли вы, что самый низкий памятник города Барнаула – мемориал Славы? - 18. Верите ли вы в то, что на Алтае есть не один, а несколько памятников В.М.Шукшину? + 19. Верите ли вы в то, что на Алтае нет ни одного памятника животным? - 20. Верите ли вы, что в Алтайском крае, в городе Рубцовске, есть памятник Коню в пальто? + |
2. «Литературия» | Команда работает с картой ГУГЛ, созданной в рамках литературно-исторического проекта «Алтай литературный». Задания по карте: 1.Прочитать информацию о памятнике, созданном литературному деятелю Алтайского края. 2.Ответить на вопросы (или выполнить задание): -прочитать наизусть стихотворение В.С.Высоцкого; -назвать произведения В.М.Шукшина (в том числе и фильмы), с которыми знакомы; -прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина или отрывок прозаического произведения; -назвать известные произведения М.Горького. |
3. «Собираем пазлы» | Командам предлагается собрать разрезанные изображения двух памятников: Медный всадник (г.Санкт-Петербург) и Медный всадник (г.Бийск). После того, как пазлы собраны, нужно ответить на вопрос: что объединяет данные памятники? (Ответ: оба города, где находятся данные памятники, образованы по личному приказу Петра Первого. Таких городов было всего шесть). |
4. «Узнай памятник» | Командам демонстрируют презентацию с фотографиями памятников. Необходимо вспомнить название памятников. Правильный ответ высвечивается по щелчку мышки. (Презентация находится в Приложении к методической разработке) |
5. «Историческая» | Руководитель станции: -Сохрани историю – полезно! И, причем, не только для тебя: Это будет очень интересно Всем, кто доживет через века. Сохрани историю свою Для потомков в качестве примера, Как не нужно (или нужно) жить! И тебя все вспомнят непременно, И научатся места вокруг ценить! -Послушайте интересные исторические факты. Ведущий 1: -Нужно отметить, что в России до 18 века вообще не существовало такого понятия, как «памятник». Охранялись государством и почитались народом только религиозные святыни. К сожалению, значительная часть произведений древнерусского искусства была утрачена в результате многочисленных пожаров и войн. К уничтожению памятников истории приводили также резкие смены идеологического курса в стране. Ведущий 2: -Наше государство начало уделять внимание охране древностей только с 18 века. Петр I повелел собирать и беречь старинные предметы. Однако он же ввел в России курс на западные страны, что стало причиной забвения многовековых наших традиций. Русское общество той эпохи абсолютно не интересовали древнерусские памятники. Уже в эпоху правления Николая I запрещалось разрушать постройки крепостного зодчества. Именно к этому времени и относятся первые попытки проведения реставрационных работ и воссоздания некоторых памятников истории. Ведущий 1: -До революции в России сформировались различные общества, занимавшиеся охраной и изучением памятников. Затем начались революционные потрясения и гражданская война, которые очень сильно изменили у народа отношение к памятникам искусства и старины. Старое стало нещадно уничтожаться, начались разделы и стихийные погромы имений, многочисленные церкви и монастыри были заняты различными организациями или даже разрушены. Возникла острая необходимость в спасении бесценного культурного наследия России. В это время была сформирована государственная система охраны памятников. Ведущий 2: -В Советском Союзе в 1924 году был выпущен новый указ. Тогда Наркомпрос обязал исполнительные комитеты следить за сохранностью могильников, городищ, курганов, памятников и других исторических мест. Причем, охранять следовало не только сами памятники, но и прилегающую к ним территорию. Ее нельзя было использовать в хозяйственных целях. Затем в стране началось массовое строительство и хозяйственное освоение земель. Его обширный размах привел к необходимости изменения этого документа, требовалось все больше свободного пространства. Поэтому, в 1934 году было выпущено новое постановление, отменявшее запретительные меры прежнего Указа. Ведущий 1: -Отношение к историко-культурному наследию снова изменилось в худшую сторону. Началась активная продажа за рубеж музейных и художественных ценностей. Ради благоустройства городов сносились храмы и целые кварталы старой застройки. В военное время большое количество исторических ценностей было уничтожено. Государству в это время было не до их сохранения. После окончания войны нужно было восстанавливать страну, и при этом снова вспыхнул интерес к историко-культурному наследию. Охраной памятников стали заниматься различные специальные государственные организации. Ведущий 2: -В 1966 году было образовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Данная общественная организация объединила в себе многочисленных любителей старины и истории. В 1976 году был принят закон, касавшийся вопросов охраны и использования исторических памятников. Но, на практике, он не работал. Ведущий 1: -Исторические памятники России, по данным 2014 года, представляют собой обширный список из 1007 единиц, разных по своей значимости. Каждый объект культурного наследия РФ обладает определенной степенью художественной ценности. Отдельные исторические памятники России входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день таких объектов насчитывается 26, из которых 10 относятся к культурной сфере, 6 признаны шедеврами мирового значения, а еще 10 являются природными феноменами на территории РФ с признаками особой эстетической привлекательности. Ведущий 2: -Существует ряд русских хрестоматийных культурных объектов, которые знакомы каждому гражданину. Это исторические памятники, известные не только в России, но и за рубежом. Значение их трудно переоценить. Прежде всего, это исторические памятники Москвы, среди которых храм Василия Блаженного, Красная площадь, Кремль, памятник Минину и Пожарскому. Все они сосредоточены в центре российской столицы. Другие исторические памятники Москвы находятся в некотором отдалении, однако это не умаляет их достоинства. Все культурные объекты охраняются правительством. Ведущий 1: -Исторические памятники мира расположены в разных точках планеты. Это Эйфелева башня в Париже, Рейхстаг в Берлине, Тадж-Махал в Индии, пирамиды фараонов в Египте и многие другие. Исторические памятники никогда не уничтожаются, если не считать варварских террористических акций крайних экстремистов. Цивилизованное общество относится к наследию прошлого с уважением, исторические памятники охраняются и содержатся в надлежащем виде. Для этого существуют различные государственные и частные фонды по сохранности объектов культуры. Ведущий 2: -Памятники исторического наследия обычно насчитывают не одну сотню лет. Самая уязвимая часть культурного слоя - это шедевры архитектуры, которые страдают от неблагоприятных климатических условий. Поэтому приходится культурные и исторические памятники зодчества защищать от разрушения. Некоторые из них предоставлены на волю природы, как, например, всемирно известный Колизей. Этот памятник признан мировым достоянием во многом благодаря своим полуразрушенным формам. Ведущий 1: -В большинстве своем исторические памятники культуры поддерживаются в хорошем состоянии, поскольку они являются действующими экспонатами всемирной выставки культурного наследия. К таким объектам относится Покровский собор в Москве, Исакиевский собор в Петербурге, Сергиево-Посадские церкви. В целом все культурно-исторические памятники России находятся под охраной государства и под надзором соответствующих структур. Правительственные органы опеки делают все для сохранения шедевров, составляющих Золотой фонд страны. Ведущий 2: -Культурные ценности делятся на категории, включающие раритеты и шедевры разных эпох. Памятники, которые имеют историческое значение, составляют отдельную группу, хотя находятся в разных местах. Как хорошо, что в нашем календаре памятных дат есть праздники, которые напоминают о необходимости сохранить те достопримечательности, что принадлежат настоящему и будущему. Мы же, в свою очередь, станем хранителями и защитниками всего самого прекрасного, что есть в нашей стране. ЗАДАНИЕ: расшифровать, что означают цифры, даты, термины на слайде |
6.«Посмеемся вместе!» | Руководитель станции: -На нашей станции вы познакомитесь со смешными и нестандартными памятниками, какие есть в мире. -Посмотрите на первый слайд. В Марселе есть странный памятник. Гигантский палец вылезает из земли! Он возведён в честь местной морской бухты. Она имеет форму пальца. А эта вилочка-громадина, высотой с трёхэтажный дом, «торчит» из земли в норвежском городе Осло. А этот памятник, стоящий вниз головой, находится в Австралии, в Мельбурне. Рядом с местным университетом. Это его основатель. Представляете, какие там студенты?! Кстати, там же, в Мельбурне, имеется самый большой в мире кошелёк. Подходи, всем мелочи хватит! Интересно, охотится ли ночами этот кошелёк на надоедливых голубей? Этому брюссельскому полисмену ни за что и никогда не поймать вора. Потому что его самого поймали. За ногу. В Испании, в городе Кандиз, в воздухе парит кран, из которого течёт поток воды. Кажется, что кран взлетает, хотя, конечно, это не так. Труба, которая его держит, просто скрыта под водой. В Томске стоит памятник счастью. При этом это счастье выглядит точь-в-точь как волк из мультфильма «Жил - был пёс». На пузе у волка есть кнопка. Если её нажать, волк скажет какую-нибудь фразу из мультфильма. А этой любопытной Лос – Анджелесской Варваре стало очень интересно, что же там, в здании, происходит. А вот в Нидерландах машины паркуют прямо на стенах, как этот «Моррис – мини». Вечером этот памятник старательно освещают. Видимо, чтобы кто-нибудь нечаянно не припарковался рядом. Хэддингтон, обычный английский городок, славится безголовой акулой, застрявшей в крыше самого обычного дома. • В деловой части Франкфурта находится памятник этому непременному атрибуту современного бизнесмена – галстуку. Слайд № 2. • Отличительной особенностью памятника тургеневской Му-му во французском городке Онфлер является рыбий хвост у Му-му. Слайд № 3. • Известны два памятника в честь лягушки: в Парижском университете (Сорбонне) и Токио. Они установлены в знак благодарности (или в качестве извинения?) за то, что лягушек используют при медицинских опытах. • В Воронеже на улице Лизюкова горожане поставили ещё один памятник – знаменитому герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова». Слайд №4. • Продовольственный символ советской эпохи – сырок «Дружба»- украсил столицу нашей Родины. Слайд №5 • В Канаде иммигранты – украинцы установили памятник пирогу с картошкой. Наш «ответ» - монументальный пельмень на вилке в Ижевске. Слайд №6. • Возле Екатеринбургской областной библиотеки имени Белинского стоит памятник весьма необычному, но значительному литературному герою – человеку – невидимке. Слайд № 7. А теперь задание: за три минуты создать свой собственный проект смешного памятника. |
IV.Подведение итогов. Награждение. Рефлексия. | |
| Ведущий 1: -История нетленна, как огонь, Замрёт на миг, и вновь, Являя пламень, Она взойдёт, могильный сдвинув камень. И тот, кто к ней потянется руками, Тот бросит сердце на её ладонь. Ведущий 2: -Вот такими прекрасными словами хотелось бы закончить наше мероприятие. Изучайте памятники, любите и берегите их! |
3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.
Данную методическую разработку можно использовать любому классному руководителю 6-8 классов в зависимости от уровня развитости воспитанников. Если классный руководитель не осуществляет воспитательную деятельность на территории Алтайского края, ему можно позаимствовать идею работы, форму проведения, элементы заданий.
Шкавро Светлана Анатольевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Викторовна Борк
Куликова Ирина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Викторовна Борк
Ирина Владимировна Казарцева