Сценарий проведения квест-игры «Навстречу Победе!»
Сценарий проведения квест-игры: «Навстречу Победе!»
«Игра – путь к познанию мира, в котором они (дети) живут
и который призваны изменить».
M. Горький
Аннотация.
Данная методическая разработка содержит рекомендации по организации и проведению мероприятия в форме квест–игры, направленной на формирование у школьников социальной и гражданской компетенций. Воспитательное событие, представленное в данной методической разработке, не требует большой подготовки, несложный реквизит педагог может изготовить сам. При условии изменений цели и задач методическая разработка может служить основой для организации и проведении квестов других направлений воспитательной деятельности, а также, изменив уровни сложности заданий, возможно применение к различным возрастным группам обучающихся.
Квест-игра «Навстречу Победе!» может быть использована как педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, классными руководителями в общеобразовательных школах для организации воспитательных мероприятий, так и воспитателями и вожатыми в летних лагерях дневного пребывания, досуговых площадок.
Описание квест – игры «Навстречу Победе!»
Форма проведения мероприятия – квест - игра.
Методы воспитания: обмен информацией, рассказ, поручения заданий различного вида, умение работы в команде, пример (показ образцов), соревнование, поощрение и ситуация доверия.
Возрастная группа: 9-12 лет (3-5 классы)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструктивная.
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у учащихся прочных основ патриотического сознания, здорового образа жизни, чувства верности долгу по защите своего Отечества.
Задачи:
- формирование чувства патриотизма у детей, гордость за своих подвиг предков, культуру, искусство и желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
- развитие интеллектуальных и физических способностей обучающихся, здорового соперничества, коммуникативных навыков.
- воспитание у детей чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
Предварительная работа с детьми
Просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о солдатах Российской армии, о действиях и заданиях бойцов во время ВОВ. Беседы и чтение художественной литературы, разучивание стихотворений и песен по теме. Проведение сюжетно- ролевых, спортивных и других игр. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений по теме предстоящего мероприятия.
Предварительная подготовка
Подготовка кабинетов-станций (установка мультимедиа, звуковой аппаратуры), подготовка модераторов станций (это могут быть взрослые – педагоги, вожатые, воспитатели, могут быть старшие обучающиеся), подготовка раздаточного дидактического материала.
Оборудование
Картины русских художников на тему Великой Отечественной Войны, записи песен военных лет, изображения памятников и монументов, посвященных ВОВ, карточки для контроля выполнения заданий, листы чистой бумаги, карандаши, фломастеры, линейки, карточки с заданиями (ребусы, кроссворды, шарады, шифровки).
Организация игры
В игре участвует 10 команд по 7-10 человек. Команды следует формировать разновозрастные. В начале игры дети получают карточки для оценивания выполнения заданий на станциях, они же являются маршрутными листами. При прохождении маршрута команды ходят отдельно друг от друга и при выполнении заданий на определенной станции в карточке модератором ставится положительная или отрицательная отметка. Время решения заданий на каждой станции – 5 минут (этого достаточно при командной игре). Команды встречаются в конце игры, пройдя все испытания. Модераторы подсчитывают баллы и определяют команду-победителя. Все игроки получают сертификаты участников, а победители кроме сертификата - призы (это могут быть медали, кубки, памятные альбомы, календари, ручки и т.д. – на усмотрение организатора игры).
Место проведения: здание образовательного учреждения, задействованы 10 кабинетов и обширный зал для общего сбора.
Ход мероприятия
Команды собираются в одном помещении, это может быть просторный кабинет или актовый зал.
Ведущий
22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат: 190 дивизий, 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 47 мес.18 дней. Около 80-ти лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, именно столько лет мы живём без войны и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего.
Ребята, я рада приветствовать вас на патриотической квест-игре «Навстречу Победе» и пройдёт она в форме квеста. А что такое квест? "Квест - это невероятные приключения!" "Квест - это практическая тренировка частного детектива!" "Квест - это возможность проверить неординарность своего мышления!"
Каждая команда получит свой маршрутный лист, которая должна пройти все станции, выполнить задание, за которые они получат баллы. Ваша задача сейчас придумать название для команды, которое бы соответствовало теме нашего мероприятия.
На каждой станции вас будут ждать модераторы, которые и будут оценивать выполнение вами заданий, на выполнение которых у вас будет не более 5 минут, поэтому здесь важна ваша смекалка, находчивость, умение прислушиваться друг к другу и работать в команде.
В конце мы встречаемся на этом же месте для подведения итогов и выявления победителей.
Капитаны команд, прошу подойти ко мне и получить маршрутные листы.
Сейчас я коротко опишу испытания, которые вам придется пройти.
Станция «Смекалка» - здесь вы будете разгадывать загадки, ребусы и шарады о войне. Вам понадобится ваша смекалка и логика.
Станция «Шифровка» - расшифровываем текст послания.
Станция «Этих дней не смолкнет слава». Умеете собирать пазлы? Тогда эту станцию вы пройдете без труда.
Станция «Память в камне» - узнать памятник, мемориал, где расположен и кому посвящен.
Станция «На привале» - узнать песни-перевертыши, спеть куплет и припев военной песни.
Станция «Солдатская» - снарядить солдата (одежда, вооружение)
Станция «Армейская» - ответы на вопросы на время: выбирается 1 участник из команды, который на время отвечает на вопросы)
Станция «Боевой расчет» - война в цифрах, прочитать текст, подсчитать количество букв.
9. Станция «Найди отличия!» - вспоминаем картины русских художников о войне.
Станция «Диверсионная» - решаем задачки на смекалку и наблюдательность.
Итак, ребята, в добрый путь!
Станция «СМЕКАЛКА»
Разгадать ребусы с военной тематикой (Приложение 1)
Собрать слова
ПАРТА + НИЗ (партизан)
РИНГ + ЗОНА (гарнизон)
КУШ + ПА (пушка)
АС + ОМЛЕТ (самолет)
ПИЛОТ + СЕТ (пистолет)
ПАН +РОТ (патрон)
ВАТА +ТОМ (автомат)
ШРАМ+ЛА (маршал)
В загадках – военная техника
Ползёт черепаха – стальная рубаха,
Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)
Крышкой закрыта, в землю зарыта,
Поджидает фрица – бандита. (Мина)
На пушку не похоже, а палит дай боже. (Миномёт)
Не пчела, не шмель, а жужжит, не подвижно крыло, а летит. (Самолёт)
Красная девица – гроза для фрицев,
Стоит запеть, как немцу верная смерть. (Катюша. Её официальное название – Боевая машина реактивной артиллерии.
Крышкой закрыта, в землю зарыта, поджидает фрица – бандита. (Мина)
На пушку не похоже, а палит дай боже. (Миномёт)
Не пчела, не шмель, а жужжит, не подвижно крыло, а летит. (Самолёт)
Не корабль, не лодка, ни вёсел, ни паруса, а стоит не тонет. (Понтон)
Назовите самый известный танк ВОВ (Т-34)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Станция «ШИФРОВКА»
Вам необходимо расшифровать слова.
(6C 4C 1D 1D 4B 3F 4F 1D 3A 3F 3E 6A 3C 3C 1A 3F 3C 1A 2E 1A
5A 6A 6C 2B 1A 3А 1A)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
A | А | Б | В | Г | Д | Е |
B | Ё | Ж | З | И | Й | К |
C | Л | М | Н | О | П | Р |
D | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
E | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
F | Э | Ю | Я | - |
|
|
Ответ:
Вы расшифровали послание, откуда же эти слова? Совершенно верно, это гимн России.
Россия - священная наша держава!- 1 балл
Полученную шифровку расшифровать.
Код шифра
А - 1
Б - 2
В - 3
Г - 4
Д - 5
Е - 6
Ё - 7
Ж - 8
З - 9
И – 10
Й - 11
К - 12
Л - 13
М - 14
Н - 15
О -16
П - 17
Р - 18
С - 19
Т - 20
У - 21
Ф - 2
Х - 23
Ц - 24
Ч - 25
Ш - 26
Щ - 27
Ъ - 28
Ы - 29
Ь - 30
Э – 31
Ю - 32
Я - 33
1 шифровка - 14, 16,19,12,16,3,19,12,1,33 2,10,20,3,1, 18,1,9,3,6,33,13,1 14,10,22 16 15,6,17,16,2,6,5,10,14,16,19,20,10,15,6,14,6,24,12,16 22,1,26,10,19,20,19,12,16,11 1,18,14,10,10
2 шифровка - 12,21,18,19,12,1,33 2,10,20,3,1 16,12,16,15,25,1,20,6,13,30,15,16, 9,1,12,18,6,17,10,13,1 10,15,10,24,10,1,20,10,3,21, 3 18,21,12,1,23, 19,16,3,6,20,19,12,16,4,16 12,16,14,1,15,5,16,3,1,15,10,33
3 шифровка – 5,6,3,33,20,30,19,16,20,5,15,6,3,15,1,33 16,2,16,18,16,15,1, 13,6,15,10,15,4,18,1,5,1 16,2,18,1,9,6,24 14,21,8,6,19,20,3,1
4 шифровка – 17,16,2,6,5,1 3 2,6,18,13,10,15,19,12,16,11, 16,17,6,18,1,24,10,10 16,2,6,19,17,6,25,10,13,1 17,16,13,15,16,6, 12,18,21,26,6,15,10,6 22,1,26,10,19,20,19,12,11 4,6,18,14,15,10,10
5 шифровка – 3 17,1,18,20,10,9,1,15,12,10,23 16,20,18,33,5,1,23, 19,18,1,8,1,13,16,19,30 19,3,29,26,6 14,10,13,13,10.16,15,1, 17,1,18,20,10,9,1,15 10 17,16,5,17,16,13,30,27,10,12,16,3
6 шифровка – 15,1 17,18,16,23,16,18,16,3,19,12,16,14 17,16,13,6,3,16,9,5,3,10,4,15,21,20 17,1,14,33,20,15,10,12 17,16,2,6,5,29
За каждую расшифрованную шифровку 5 баллов
Станция «БОЕВОЙ РАСЧЕТ»
Какая буква встречается в отрывке чаще: о, к или б?
Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.
9 мая, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.
Однако, выходным днем 9 мая оставалось лишь три года. В 1948 году о войне было велено забыть и все силы бросить на восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
И лишь в 1965 году, уже в эпоху Брежнева, празднику было вновь воздано по заслугам. 9 мая вновь стал выходным, возобновились Парады, масштабные салюты во всех городах - Героях и чествования ветеранов.
ОТВЕТ – О – 58, к-6, б-11 - 2 балла
Каждому результату поставьте в соответствие букву и получите фразу
75 | 52 | 8 | 32 | 23 | 0 | 79 | 24 | 17 | 30 | 10 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Задание | Буква | Задание | Буква |
5 + 3 = | а | 20 + 32 = | н |
94 – 15 = | П | 7 – 7 = | |
64 + 11 = | З | 6 + 18 = | о |
28 – 5 = | я | 13 + 17 = | е |
53 – 21 = | м | 16 – 4 = | ы |
15 + 2 = | б | 9 + 1 = | д |
20 + 32 = | н | | |
ОТВЕТ – ЗНАМЯ ПОБЕДЫ – 2 балла
Станция «НА ПРИВАЛЕ»
Узнать песни-перевертыши
За каждый правильный ответ – 1 балл
«Грешный мир» /«Священная война»/
«На небоскребе» /«В землянке»/
«Год поражения» /«День победы»/
«Ясный день» - «Темная ночь»
«Геннадий» - «Катюша»
«Приветствие гринго» - «Прощание славянки»
«Бледнолицый» - «Смуглянка»
«Один мореход» - «Три танкиста»
«Красная скатерть» - «Синий платочек»
«Маруся» - «Алеша»
«Бежит гражданин в деревне» - «Идет солдат по городу»
Спеть куплет и припев военной песни
За коллективное исполнение – 5 баллов
Станция «СОЛДАТСКАЯ»
Снарядить солдата Великой Отечественной войны (Приложение 2)
За каждый правильный ответ – 2 балла
На экране отображаются изображения памятников Великой Отечественной войны. Игрокам следует определить название памятника и место его расположения (следует предварительно подготовить модераторов по истории каждого памятника и монумента)
За каждый правильный ответ – 5 баллов.
«Мамаев Курган» - Волгоград
«Могила неизвестного солдата» – Москва
«Брестская крепость» – Брест
«Минское Гетто» – Минск
«Алеша» - Болгария
«Не вернувшимся» – Ростов
«Героям-панфиловцам» - Московская область
«Непокоренный» - Хатынь, Белоруссия
«Памятник воинам Советской Армии» – Берлин
«Скорбящая мать» - Краснодон
Станция «ПРИЗЫВНАЯ»
Агитация появилась на страницах «Правды» вечером 22 июня 1941 года, в первом же выпуске газеты после начала боевых действий. «Агитки» здорово поддерживали боевой дух солдат и были, чуть ли не единственным источником информации на фронте. Агитационные плакаты – щит и меч советской пропаганды в военное время. Короткий и емкий по смыслу призыв, лаконичная картинка с ярким образом – мгновенно оседали в сознании каждого и …. побуждали действовать. Самый известный плакат времен Великой Отечественной «Родина - мать зовет!» бил прямо в цель. Молодые парни, не раздумывая, шли воевать, а матери, сжав сердце, с пониманием провожали их на фронт, ведь Родина – тоже мать.
Задание командам -собрать плакаты из пазлов. Предварительно призывные плакаты распечатываются и разрезаются в произвольном порядке. (Приложение 3)
За каждый собранный плакат – 1 балл.
Станция «Армейская»
Ответы на вопросы на время. За каждый правильный ответ – 1 балл
Вопросы
Неожиданная команда (тревога)
Солдатские носки (портянки)
Судовая кухня (камбуз)
Солдатская тюрьма (гауптвахта)
Весточка из дома (письмо)
Им мечтает стать каждый простой солдат (генералом)
Судовой повар (кок)
Солдатское пальто (шинель)
Не подлежит обсуждению (приказ)
Армейская таможня (КПП)
Солдатский дом (казарма)
Игра в войну (ученья)
Работает на ключе (радист)
Киллер на войне (снайпер)
Как назывались первые русские воины? (Дружинники)
О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)
Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма.)
Что такое камуфляж? (Маскировка предметов путем окраски полосами, пятнами, искажающими их очертания.)
Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея).
Назовите фамилию автора музыки гимна России. (Александров).
Секретное условное слово или фраза, которые используются для опознавания своих людей в караульной службе. (Пароль).
Кто автор известного крылатого выражения: «Пришел, увидел – победил!»? (Юлий Цезарь).
Это головной убор бойца, который надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранений? (Каска)
Почему военные ходят в сапогах? (По земле)
Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не сможет? (Из пустой)
Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
Старинная одежда русского воина? (Кольчуга)
Назовите имена трех самых известных древнерусских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют «карманной артиллерией»? (Гранату).
Станция «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Модератору этой станции следует подготовить сообщение на 1 – 1,5 минуты о творчестве русских художников, писавших полотна на тему ВОВ: В.А. Серов “Здесь прошел враг!”, Пластова “Фашист пролетел”, А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», С.В. Герасимов «Мать партизана или др.
Предварительно формируется презентация с репродукциями этих картин, отдельно картины обрабатываются при помощи любой программы-фоторедактора по внесению незначительных изменений. Детям раздается измененная репродукция картины, на экране демонстрируется неизмененная репродукция. Ребятам следует найти отличия. За каждую картину 3 балла.
10. Станция «ДИВЕРСИОННАЯ»
Приложив всю свою смекалку, наблюдательность и сообразительность, решить задачи. Кстати, эти задачки публиковались в газете «Пионерская правда» во время войны для таких же детей, как и вы (Приложение 4). За каждый правильный ответ – 10 баллов
П риложение 1
Р ебусы
Приложение2
П риложение 3
Приложение 4
О твет: Диверсант попытался залить воду в самовар через дымоотвод.
Ответ: Разведчик прикрылся корытом, присыпанным снегом.