Квест-игра на тему «Осенние превращения»
Тема: Квест-игра «Осенние превращения».
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей об осени и её признаках.
Задачи:
Образовательная: расширить словарный запас детей удмуртскими названиями некоторых лесных зимующих птиц; углубить умения видеть осенние изменения в природе; вспомнить названия цветов и чисел на удмуртском языке; продолжить знакомство с героями удмуртской мифологии.
Развивающая: формировать умения и навыки удмуртской речи; расширить и углубить удмуртскую лексику; развить мышление, внимание, память мелкую моторику.
Воспитательная: привить любовь к природе; формировать умения взаимодействовать друг с другом, радоваться совместным победам.
Предварительная работа: Подготовили родителей и Маленькую Обыду, костюмы героям, квадратные картинки со стороной 5 см с изображениями животных и прикрепили их к деревянному контуру дереву, сплели из пряжи паутину и прикрепили к ней листочки, записали видеоролики, изображающие солнце и Тӧлпери; в стаканы приготовили воду жёлтого, красного и синего цветов.
Оборудование: телевизор, по два кленовых, берёзовых, дубовых и рябиновых листочков; паутина из пряжи; деревянное дерево; игра «Кытчы ватскем?» («Куда спрятался?»), 7 стаканов; салфетки, губка жёлтые, синие, красные краски; еловые шишки; костюмы героям; 2 стола; картинки с изображениями животных; яблоки.
Ход работы:
(Воспитатель собирает воспитанников в круг, просит положить правую руку на левую руку соседа справа, а левую руку – под правую руку соседа слева.)
Воспитатель. Давайте встанем в круг,
Поздороваемся правой рукой (поворачиваются влево, делают хлопок правой ладонью в правую ладонь соседу слева)
Повернёмся вправо (поворачиваются вправо),
Друг другу улыбнёмся.
Друг другу передали своё хорошее настроение. Готовы теперь поработать? (Готовы.)
Воспитатель. Вот и снова наступила осень. Какие изменения в природе происходят с приходом осени? (Становится холоднее, листья меняют свой цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, идёт дождь…)
Воспитатель. Правильно. В последнее время держится пасмурная погода. Птицы перестали петь. Несмотря на это, ко мне прилетала ворона и принесла видеописьмо от Солнца.
(На экране Солнце, которое озвучивает родительница.)
Солнце. «Здравствуйте, ребята. Тӧлпери (Дух ветра) украл красавицу Осень. Если мы её не сможем вернуть, погода будет дождливой и ветреной, вот-вот тучи меня заволокут, и я больше не смогу вам ничем помочь. Тӧлпери помогают его друзья Обыда (Баба-Яга), Нюлэсмурт (Хозяин леса - леший), Вумурт (Хозяин воды - водяной). Хочу добавить, Осень, чтобы помочь её освободить, оставила вам раскидав разноцветные листья, если их соберёте, освободите их.»
Визьнодась. Ребята, поможем освободить красавицу Осень? (Поможем.)
(Внезапно кто-то начинает кидать в детей шишки.)
Воспитатель. Что это? Кто-то пытается нам помешать?
(Из – за дерева выходит Маленькая Обыда (Баба-Яга.) Роль играет воспитанница.)
Маленькая Обыда. Я не пытаюсь вам помешать, я хочу вам помочь.
Воспитатель. Ты кто такая?
Маленькая Обыда. Я – Маленькая Обыда, внучка Обыды.
Воспитатель. Ты будешь препятствовать нам найти солнце. Ты нас обманешь.
Маленькая Обыда. Я хочу вам помогать. Я не обманываю. Солнце вам сказало, что помогут листья, вон они, на паутинке висят.
Воспитатель. В самом деле, ребята, смотрите, листочки висят, нам нужно их собрать, но который из них нам нужен?
Маленькая Обыда. Вам нужно сильно подуть на листья, на их обратной стороне есть подсказка.
Воспитатель. Подуйте на листочки и посмотрите, какая есть подсказка? (Есть цифра «один».)
Воспитатель. На какого цвета листочке есть цифра? (На красном листочке.)
Воспитатель. Значит, нужно найти красный лист.
(Ребята ищут листок, подходят к нему.)
Воспитатель. С какого дерева этот листочек? (С клёна.)
Маленькая Обыда. Это игра Нюлэсмурта, ему нравится запутывать следы. Давайте поиграем.
Воспитатель. Под этими колпачками спрятаны семена разных фруктов и овощей. Нам нужно поднимать колпачки и называть семена, может, найдём какие-то подсказки. По очереди назовите, с меткой какого цвета колпачок поднимать.
(Ребята играют, поднимают бочонки, называют семена, под колпачком с меткой жёлтого цвета среди семян спрятана цифра «два».)
Воспитатель. Ребята, на колпачке с какого цвета меткой спряталась цифра? (Жёлтом.)
Воспитатель. Следовательно, посмотрите вокруг, нам нужно найти листочек жёлтого цвета.
(Ребята находят берёзовый листок на дереве, сделанном из дерева.)
Воспитатель. Какое это дерево? (Берёза.)
Маленькая Обыда. Это проделки моей бабушки Обыды.
Воспитатель. Вот что говорят об Обыде. Правда ли это?
(Воспитатель с детьми проводит пальчиковую игру.)
В лесу стоит избушка, (руки поставить в виде крыши),
Там Обыда живёт.
Вот с такими ушами, (руками показать большие уши),
Вот с такими глазами. ( пальцами сделать круги и приложить их к глазам).
Много веков одна (пальцы сжимать в кулак и разжимать)
Живёт в своей избушке она. (руки поставить в виде крыши),
А избушка на курьих ножках (потопать ногами),
Крутится туда-сюда (руки положить на пояс, покрутиться влево и вправо). На метле, говорят, Обыда,
Как на самолёте летает. (Развести руки в стороны, сделать слабые наклоны вправо и влево).
А вечером у окна (Сначала руки параллельно вертикально приложить к лицу, затем - горизонтально)
Сидит скучая одна (левой рукой на уровне груди за локоть взять правую руку, правую рука зажать в кулак и приложить к правой щеке).
Маленькая Обыда. Верно, Обыда живёт в лесу в своей избушке, она помогает тому, кто им понравился и старается помешать тому, кто пришёлся не по душе. А нас она проверяет.
Воспитатель. На этой берёзе живут разные животные. Назовите их и скажите, что они делают осенью. Может, найдём какую-то подсказку.
(Ребята друг за другом называют животных и то, что они делают осенью, переворачивают картинки.)
Воспитатель. Вы сказали, что осенью птицы улетают на юг. Несмотря на это, многие остаются у нас зимовать. Некоторые из лесных зимующих птиц поселились на этой берёзе. Покажите птицу красного цвета. (Дети показывают.) Это – клёст. Давайте все вместе произнесём. (Все хором произносят.)
Воспитатель. Покажите желтогрудую птицу. (Дети показывают.) Это – синица. Давайте все вместе произнесём. (Все хором произносят.)
Воспитатель. Покажите птицу с красным беретиком. (Дети показывают.) Это – дятел. Давайте все вместе произнесём. (Все хором произносят.)
Воспитатель. Не названная птица – сова. Покажите её и произнесите её название. (Дети показывают и все хором произносят.)
Воспитатель. Кого мы ещё не назвали? (Гусеницу.)
Воспитатель. Что она делает осенью? (Она прячется.)
Воспитатель. С другой стороны на ней что-нибудь есть? (Написана цифра «три».)
(На задней стороне гусеницы приклеена цифра «три».)
Воспитатель. Я думаю, третий листочек найти нам поможет цвет гусеницы. Какого она цвета? (Она – зелёная.)
Воспитатель. Найдите зелёный листочек. С какого он дерева? (С дуба.)
(Ребята находят зелёный листочек, забирают себе. Рядом с листочком поставлен стол. На нём стоят стаканы с чистой, жёлтой, синей, красной водой и три пустых стакана, лежат салфетки и губка.)
Маленькая Обыда. Это проделки Вумурта. Вам нужно смешать цветную воду и посмотреть, какие цвета получатся. Какой – то из цветов поможет вам найти следующий листочек.
Воспитатель. Мы с вами сегодня как и Осень будем волшебниками и будем создавать яркие цвета.
(Ребята смешивают цветную воду, называют какие цвета берут для смешивания и какие цвета получают, воспитатель помогает.)
Воспитатель. Какие цвета получились? (Фиолетовый, оранжевый, зелёный.)
Воспитатель. Фиолетового цвета листочки бывают? (Нет.)
Воспитатель. Зелёного цвета листочек нам нужен? (Нет, он у нас уже есть.)
Воспитатель. Оранжевый листочек нам нужен? (Нужен.)
Воспитатель. Найдите его.
(Ребята ищут оранжевый листочек..)
Воспитатель. С какого дерева этот листочек? (С чёрной рябины.)
(Ребята находят листочек оранжевого цвета. Листочек лежит рядом с экраном. Экран включается, на нём – Тӧлпери. Роль играет родитель или родительница.)
Тӧлпери. Я вижу, вы справились со всеми препятствиями, умные и смелые ребята. А на мои вопросы ответить не сможете. Я потому и Осень украл, но она мне не стала помогать. На своём огороде я посадил разные овощи, а как они называются, не знаю. Если вы мне поможете, сразу верну вашу Осень.
(После того, как дети ответили, Тӧлпери показывает загаданный овощ, дети сверяют свои ответы.)
Слушайте внимательно. Длинный зелёный овощ. (Огурец.)
Длинный, оранжевый овощ, с острым концом с одной стороны. (Морковь.)
Жёлтого цвета овощ, он заставил меня плакать. (Лук.)
Круглый большой зелёный овощ, я его листья срывал, срывал, а у них и конца нет. (Капуста.)
Длиннохвостый бордовый овощ. (Свёкла.)
Большой круглый оранжевый овощ. (Тыква.)
Тӧлпери. Вы справились с заданием, на все мои вопросы ответили. А почему овощи осенью собирают? (Потому что они поспевают, становится холодно, идут дожди, они могут замёрзнуть.)
Тӧлпери. А почему тогда деревья не замерзают, их ведь никто не собирает? (Потому что они сбрасывают свои листья.)
Воспитатель. А ты, Тӧлпери, украл Осень, теперь деревья не смогут скинуть свои листья и замёрзнут.
Тӧлпери. Возвращаю вам вашу красавицу Осень.
(Изображение на экране выключается. Входит Осень, в руке корзина, в корзине – яблоки. Роль Осени исполняет родительница.)
Осень. Ребята, как вы меня освободили? (Ответили на вопросы Тӧлпери.)
Осень. А как вы дошли до Тӧлпери? (По листочкам выполняли задания, приготовленные нам Вумуртом, Обыдой и Нюлэсмуртом.)
Осень. Я вам за то, что вы меня освободили, принесла гостинцы, подойдите, будете угощаться.
Воспитатель. Ты тоже, Маленькая Обыда, оставайся у нас и присоединяйся к ним, угощайся яблоками.