Осенняя прогулка-поход с элементами квест-игры для старших дошкольников «Секреты осени»
Осенняя прогулка-поход с элементами квест-игры для старших дошкольников
«Секреты осени»
Общее расстояние – 1.5 км.
Продолжительность – 1ч.
Время проведения – октябрь.
Место – лесополоса.
Цель: создавать условия для формирования обобщённого представления об осени как о времени года средствами активного отдыха.
Задачи:
Оздоровительные:
-укрепление органов и систем организма;
-развитие выносливости, скоростно-силовых и координационных качества;
- удовлетворение потребности в движении.
Образовательные:
-формирование понятий о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня);
-закрепление знаний о солнце (светит, но не греет), знаний о разнообразных состояниях воды;
-совершенствование двигательных навыков;
- приобретение детьми навыков ориентировки на местности.
Воспитательные:
-формирование интереса к осенней природе, умение наблюдать;
-развитие интереса к туризму, знаний основ ЗОЖ;
- воспитание чувств товарищества, взаимопомощи при преодолении различных препятствий; развитие навыков самоорганизации.
Оборудование и материалы: цветные бумажные стрелки, магнитофон, CD звуки природы, игрушки (лиса, заяц, мышь, медведь, барсук, жук), костюмы (Лесовичка, совы, снежинки и паука), покрывала, рюкзаки с печеньем и чаем.
Предварительная работа:
-воспитатель: беседа о признаках осени, рассматривание деревьев на участке, беседа о правилах поведения в лесу;
-инструктор: разучивание подвижных игр, продумывание маршрута и место привала, подготовка маршрутных листов и аптечки.
Ход
1. Сбор у крыльца детского сада.
Инструктор:
- Ребята! Сегодня мы отправимся в поход. Чему он посвящен, узнаете, отгадав загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Не трогаю я ёлки
И не касаюсь сосен.
Вы угадали, кто я?
Конечно же, я … (осень)
У осени, как и у других времен года, есть свои особенности и секреты. Сегодня мы с ними познакомимся.
Воспитатель проверяет одежду, обувь, рюкзаки. Напоминает о правилах поведения на маршруте: не опережать друг друга, не кричать. Отметить состояние погоды.
Мы будем любоваться осенней природой, и, как всегда, на лесной поляне нас ждут игры и разные чудеса. Итак, в путь!
2. Ходьба до привала. Беседа с детьми по ходу движения об окружающем (деревья почти голые, небо серое, в тучах, закрыть глаза и послушать, что слышат).
Спуск с горки легким бегом, на горку широким шагом. Следующую часть пути до определенного ориентира (дерева, поворота, развилки и т.п.) можно пройти быстрее: поскоками, приставным шагом. Беседа о правилах поведения в природе (нельзя громко шуметь, кричать; оставлять место отдыха чистым мусор брать с собой, не задевать кусты, не ломать ветки, ходить только по протоптанным дорожкам). Определить какие деревья и кустарники растут в лесополосе.
3. Привал. Обустройство лагеря. Беседа о том, что заметили во время движения по лесу. Инструктор подготавливает маршруты для команд.
4. Игровая программа. Инструктор предлагает детям полюбоваться осенним лесом, послушать его звуки и разгадать все секреты осени. А для этого необходимо разделиться на две команды и получить маршрутные листы.
Первая команда начинает двигаться по красным стрелкам, вторая по синим.
1 этап «Ледяные цветы»
На поляне детей ждёт Снежинка. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес. Спрашивает, что они часто замечают утром, осенью идя в детский сад. Выслушав ответы, задаёт загадку.
Неколючий, светло-синий
По кустам развешан … (иней).
- Что такое иней? Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем.
- А почему иней появляется осенью, сможете ответить, если внимательно посмотрите на эксперимент?
Эксперимент - выдувание мыльного пузыря на холоде. Результат вместо обычного мыльного пузыря получается ледяной шар с прекрасными узорами на нём. Объяснение на морозе вода замерзает. На тонкой плёнке воды мыльного пузыря образуются иголочки льда.
Вывод: появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Команда получает подсказку для следующего этапа – три листка от разных деревьев и кустов.
2 этап «Листопад» (Узнай деревья по листочкам)
К детям выходит Лесовичок – хозяин леса. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес.
Лесовичок: для раскрытия первого секрета осени внимательно послушайте стихотворение и подумайте о чём оно.
«Швея осень»
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Т. Гусарова
-Стихотворение про листопад.
-Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита дерева от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).
-Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Дерево продолжает жить, в пазухах у каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями).
-А теперь послушайте задание.
Команде предлагаются листья от разных деревьев, их задача определить деревья которым принадлежат листья. К стволам этих деревьев прикреплены пакеты с заданием – «осенний узор» (определить вид спорта по контуру спортсмена, который выложен листочками деревьев).
После выполнения задания команда получает следующую подсказку (косынки для завязывания глаз).
3 этап «Угадай звук»
Детей встречает Сова. Здоровается, спрашивает что они ищут в лесу. Рассказывает, что осенний лес наполнен необычными звуками и предлагает детям завязать глаза и попробовать их узнать (шуршание листвы, звуки ветра и дождя, журчание воды, крики птиц).
После того как дети узнали все звуки сова предлагает поиграть.
Игра «Сова и мыши»
На возвышении располагается ребенок «сова», все остальные дети «мышки» бегают вокруг, пищат. «Сова» говорит слова:
- Высоко сижу!
Далеко гляжу!
Кто мешает отдыхать?
Буду быстро догонять!..
Дети «мышки» разбегаются, сова их ловит.
После игры сова прощается и вручает детям следующую подсказку – шишку, кусочек меха.
4 этап «Как обитатели леса готовятся к зиме»
Возле деревьев на гамаке дети замечают паука. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес. Говорит, что готов поделиться ещё одним секретом осени.
Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Начинают, они готовится заранее, осенью.
-Как они это делают? (Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище).
- Ваша задача на отмеченном участке леса найти всех обитателей, которые приготовились к зимовке (белка – дупло, норка – мышь, нора – барсук, жук под корой, медведь – валежник).
Беседа после игры. Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище.
Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы
С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы
Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых».
Многие насекомые прячутся в трещинах, под камнями, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых.
-Как вы думаете, почему лиса и заяц остались под кустом? (эти животные только меняют шубку к зиме, не готовят запасов и не утепляют жильё)
Паук благодарит детей за знания и на прощание предлагает поиграть в игру «Бездомный заяц».
Ход игры. Из числа играющих выбираются лиса и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.
Бездомный заяц убегает, а лиса его догоняет. Заяц может спастись забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и лиса будет ловить его. Как только лиса поймала (осалила) зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – лисой.
После игры паук прощается и предлагает всем вернуться в лагерь (место привала). А найти дорогу обратно им помогут цветные стрелки.
5. В лагере всех встречает Лесовичок. Спрашивает
«Дорогие ребята! Я очень рад, что вы посетили мои владения. У меня здесь чистый воздух. Приходите сюда почаще и дышите на здоровье! Прежде, чем нам попрощаться, расскажите мне о секретах осени, которые теперь знаете и вы (рассказ детей).
До свидания!
Инструктор:
- А теперь мы с вами отдохнем и попьем горячий чай. После чаепития дети собирают красивые листочки и веточки для гербария и складывают в мешочки.
- Это подарки из леса для гербария, который будет напоминать о походе.
6. Обратный путь идут обычным шагом.
Последующая работа:
- Составить рассказы на тему «Секреты осени».
- Рисовать осеннего пейзажа.
- Выполнение аппликаций.