Осенняя прогулка-поход с элементами квест-игры для старших дошкольников «Секреты осени»

4
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Осенняя прогулка-поход с элементами квест-игры для старших дошкольников

«Секреты осени»

 

Общее расстояние – 1.5 км.

Продолжительность – 1ч.

Время проведения – октябрь.

Место – лесополоса.

 

Цель: создавать условия для формирования обобщённого представления об осени как о времени года средствами активного отдыха.

Задачи:

Оздоровительные:

-укрепление органов и систем организма;

-развитие выносливости, скоростно-силовых и координационных качества;

- удовлетворение потребности в движении.

Образовательные:

-формирование понятий о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня);

-закрепление знаний о солнце (светит, но не греет), знаний о разнообразных состояниях воды;

-совершенствование двигательных навыков;

- приобретение детьми навыков ориентировки на местности.

Воспитательные:

-формирование интереса к осенней природе, умение наблюдать;

-развитие интереса к туризму, знаний основ ЗОЖ;

- воспитание чувств товарищества, взаимопомощи при преодолении различных препятствий; развитие навыков самоорганизации.

 

Оборудование и материалы: цветные бумажные стрелки, магнитофон,  CD звуки природы, игрушки (лиса, заяц, мышь, медведь, барсук, жук), костюмы (Лесовичка, совы, снежинки и паука), покрывала, рюкзаки с печеньем и чаем.

 

Предварительная работа:

-воспитатель: беседа о признаках осени, рассматривание деревьев на участке, беседа о правилах поведения в лесу;

-инструктор: разучивание подвижных игр, продумывание маршрута и место привала, подготовка маршрутных листов и аптечки.

 

Ход

1. Сбор у крыльца детского сада.

Инструктор:

- Ребята! Сегодня мы отправимся в поход. Чему он посвящен, узнаете, отгадав загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Не трогаю я ёлки

И не касаюсь сосен.

Вы угадали, кто я?

Конечно же, я … (осень)

У осени, как и у других времен года, есть свои особенности и секреты. Сегодня мы с ними познакомимся.

Воспитатель проверяет одежду, обувь, рюкзаки. Напоминает о правилах поведения на маршруте: не опережать друг друга, не кричать. Отметить состояние погоды.

Мы будем любоваться осенней природой, и, как всегда, на лесной поляне нас ждут игры и разные  чудеса. Итак, в путь!

2. Ходьба до привала. Беседа с детьми по ходу движения об окружающем (деревья почти голые, небо серое, в тучах, закрыть глаза и послушать, что слышат).

Спуск с горки легким бегом, на горку широким шагом. Следующую часть пути до определенного ориентира (дерева, поворота, развилки и т.п.) можно пройти быстрее: поскоками, приставным шагом. Беседа о правилах поведения в природе (нельзя громко шуметь, кричать; оставлять место отдыха чистым мусор брать с собой, не задевать кусты, не ломать ветки, ходить только по протоптанным дорожкам). Определить какие деревья и кустарники растут в лесополосе.

3. Привал. Обустройство лагеря. Беседа о том, что заметили во время движения по лесу. Инструктор подготавливает маршруты для команд.

4. Игровая программа. Инструктор предлагает детям полюбоваться осенним лесом, послушать его звуки и разгадать все секреты осени. А для этого необходимо разделиться на две команды и получить маршрутные листы.

Первая команда начинает двигаться по красным стрелкам, вторая по синим.

1 этап «Ледяные цветы»

На поляне детей ждёт Снежинка. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес. Спрашивает, что они часто замечают утром, осенью идя в детский сад. Выслушав ответы, задаёт загадку.

Неколючий, светло-синий

По кустам развешан … (иней).

- Что такое иней? Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем.

- А почему иней появляется осенью, сможете ответить, если внимательно посмотрите на эксперимент?

Эксперимент  - выдувание мыльного пузыря на холоде. Результат вместо обычного мыльного пузыря получается ледяной шар с прекрасными узорами на нём. Объяснение на морозе вода замерзает. На тонкой плёнке воды мыльного пузыря образуются иголочки льда.

Вывод: появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки. 

Команда получает подсказку для следующего этапа – три листка от разных деревьев и кустов.

 

2 этап «Листопад» (Узнай деревья по листочкам)

 К детям выходит Лесовичок – хозяин леса. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес.

Лесовичок: для раскрытия первого секрета осени внимательно послушайте стихотворение и подумайте о чём оно.

«Швея осень»

Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Т. Гусарова

-Стихотворение про листопад.

-Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита дерева от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).

-Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Дерево продолжает жить, в пазухах у каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями).

-А теперь послушайте задание.

Команде предлагаются листья от разных деревьев, их задача определить деревья которым принадлежат листья. К стволам этих деревьев прикреплены пакеты с заданием – «осенний узор» (определить вид спорта по контуру спортсмена, который выложен листочками деревьев).

После выполнения задания команда получает следующую подсказку (косынки для завязывания глаз).

 

3 этап «Угадай звук»

Детей встречает Сова. Здоровается, спрашивает что они ищут в лесу. Рассказывает, что осенний лес наполнен необычными звуками и предлагает детям завязать глаза и попробовать их узнать (шуршание листвы, звуки ветра и дождя, журчание воды, крики птиц).

После того как дети узнали все звуки сова предлагает поиграть.

Игра «Сова и мыши»

На возвышении располагается ребенок «сова», все остальные дети «мышки» бегают вокруг, пищат. «Сова» говорит слова:

- Высоко сижу!
Далеко гляжу!
Кто мешает отдыхать?
Буду быстро догонять!..

Дети «мышки» разбегаются, сова их ловит.

После игры сова прощается и вручает детям следующую подсказку – шишку, кусочек меха.

 

4 этап «Как обитатели леса готовятся к зиме»

Возле деревьев на гамаке дети замечают паука. Приветствует детей, интересуется для чего они пришли в лес. Говорит, что готов поделиться ещё одним секретом осени.

Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Начинают, они готовится заранее, осенью.

-Как они это делают? (Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище).

- Ваша задача на отмеченном участке леса найти всех обитателей, которые приготовились к зимовке (белка – дупло, норка – мышь, нора – барсук, жук под корой, медведь – валежник).

Беседа после игры. Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище.

Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы

С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы

Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». 

Многие насекомые прячутся в трещинах, под камнями, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых.  

-Как вы думаете, почему лиса и заяц остались под кустом? (эти животные только меняют шубку к зиме, не готовят запасов и не утепляют жильё)

Паук благодарит детей за знания и на прощание предлагает поиграть в игру «Бездомный заяц».

Ход игры. Из числа играющих выбираются лиса и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а лиса его догоняет. Заяц может спастись забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и лиса будет ловить его. Как только лиса поймала (осалила) зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – лисой.

После игры паук прощается и предлагает всем вернуться в лагерь (место привала). А найти дорогу обратно им помогут цветные стрелки.

5. В лагере всех встречает Лесовичок. Спрашивает

«Дорогие ребята! Я очень рад, что вы посетили мои владения. У меня здесь чистый воздух. Приходите сюда почаще и дышите на здоровье! Прежде, чем нам попрощаться, расскажите мне о секретах осени, которые теперь знаете и вы (рассказ детей).

До свидания!     

Инструктор:

- А теперь мы с вами отдохнем и попьем горячий чай. После чаепития дети собирают красивые листочки и веточки для гербария и складывают в мешочки.

- Это подарки из леса для гербария, который будет напоминать о походе.

6. Обратный путь идут обычным шагом.

 

Последующая работа:

- Составить рассказы на тему «Секреты осени».

- Рисовать осеннего пейзажа. 

- Выполнение аппликаций.

Комментарии
Комментариев пока нет.