Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Акша»
Внеурочное мероприятие
квест-игра
для учащихся 7-11-х классов
«Природа Акшинского округа»
Разработчики игры:
Учитель биологии Магометова Т.А.
Учитель географии Аршинин Д.В.
Село Акша Забайкальский край
2025 год
Пояснительная записка
Для получения и углубления знаний по географии, биологии, экологии и регионального компонента «Забайкаловедение», расширение кругозора, формирование умений и навыков по работе с географическими картами, текстом естественно-научной направленности была организована квест-игра «Природа Акшинского округа». Данная игра планировалась и реализовывалась в рамках проведения недели Естествознания. На игре один из этапов посвящен экологическим проблемам Акшинского округа, с целью привлечения внимания подрастающего поколения к проблемам экологии и формированию экологического сознания.
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся в области биологии и географии, развитие читательской грамотности, привлечение учащихся к проблемам экологии Акшинского округа, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: способствовать развитию мотивации учащихся к самообразованию, самопознанию окружающего мира, формированию знаний о природе.
Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, координации, умения решать нестандартные задачи, рассчитанные на сообразительность; применять экологические знания на практике.
Воспитательные: формировать у учащихся ответственность за состояние окружающей среды и культуру поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе Забайкальского края и Акшинского округа.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся расширят кругозор и углубят знания о природе родного края;
Предложат пути решения экологических проблем Акшинского округа;
Будут бережнее относится к природе родного края
Оборудование и материалы: маршрутные листы, атлас Забайкальского края, издание «Сохондинский заповедник», пазл карты Забайкальского края, фотографии животных и растений Акшинского округа, рулетка.
На каждый этап назначается ответственный из числа педагогов методического объединения «Естествознание» и привлекаются в качестве помощников старшеклассники (10-11 класс)
Участники игры – учащиеся 7-11-х классов (в условиях нашего образовательного учреждения игра проводилась в два дня: 1 день 6 команд учащихся 7-8-х классов, 2 день 5 команд учащиеся 9-11-х классов)
Состав команды - 5-7 человек.
Игра представляет прохождение этапов, с выполнением разного рода и уровня заданий. Всего 6 этапов. На каждый этап отводится время – 10-15 минут. Общая продолжительность игры – 60-90 минут.
Этапы игры
«Узнай меня» - участники должны по фото назвать виды растений и животных Акшинского округа, для этого поочередно демонстрируют 20 фотографий (оценивание: правильный ответ - 1 балл, максимальное количество баллов-20) (Приложение 1).
«Особо охраняемые природные территории Забайкальского края» (заповедники и заказники, национальные парки). Участники, используя карту особо охраняемых природных территорий Забайкальского края, а также информацию по Соходинскому заповеднику, должны ответить на предложенные вопросы и выполнить задания (оценивание: за правильное выполнение задания. Максимальное количество баллов - 20).
(полное описание заданий в Приложение 2)
Викторина «Природы родной уголок». Командам предлагается ответить на 20 вопросов про растения и животных Акшинского округа (правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов - 20) (Приложение 3)
«Географический пазл» - участники должны сложить из представленных элементов в виде пазлов карту Забайкальского края за отведенное время. За правильно выполнение задание – 20 баллов. Баллы зависят от правильности и объема выполненного задания. (Приложение 4)
«Физкультминутка» - данный этап предполагает теоретическую и практическую часть. Практическая часть – прыжки в длину с места: выполнение норматива каждым участником оценивается 3 баллами. Норматив для мальчиков и девочек разный. В прыжках участвуют 5 человек. Теоретическая часть предполагает ответы на 3 вопроса по биологии (оценивание за прыжки – 15 баллов, за теоретическую часть – 3 балла. Максимальное количество баллов - 18) (Приложение 5)
«Экология и мы» - участникам предлагается экологическая проблема, шаги по решению которой они должны предложить.
7-8 классы - «Пожары»
9-11 класс - «Проблема сбора и утилизации мусора в Акшинском округе».
Оценивание (количество баллов зависит от полноты выполненного задания. Максимальное количество – 20 баллов)
Приложение 1.
Сосна
Кедр
Рододендрон (багульник)
Сибирский персик
Купальница (Жарки)
Лилия Пенсельванская
Лилия карликовая
Красоднев малый
Венерин башмачок
Кровохлебка
Кот Манул
Рысь
Лось
Степной орел
Филин
Ящерица
Приложение 2
Особо охраняемые природные территории Забайкальского края
Даурский заповедник
Сохондинский заповедник
Национальный парк «Чикой»
Команда делится на 2 группы:
1 группа (2-3 человека) – работа с текстом: дается время на изучение и запоминание текста (информации). Работают с изданием «Сохондинский заповедник» - 10 минут.
2 группа (2-3 человека) – работает с атласом Забайкальского края. Изучают карту - 2-3 минуты.
После работы с картой, задаются последовательно вопросы 1 группе:
Используя карту стр.29 назовите особо охраняемые территории Акшинского округа (время выполнения задания - 1 минута). Правильный ответ – 1 балл.
Найти и показать на карте два государственных заповедника один национальный парк (время выполнения – 1 минута). Правильный ответ – 1 балл.
Сколько заказников на территории Забайкальского края? Должны назвать заказники Забайкальского края (время выполнения – 1 минута). Правильный ответ – 1 балл.
Назовите курорты, находящиеся на территории Забайкальского края (время выполнения – 4 минуты). Правильный ответ – 2 балла. На территории края находятся 12 курортов: Ямаровка, Былыра, Кука, Молоковка, Дарасун, Угсахай, Субунтуй, Зымка, Шиванда, Ургучан, Ямкун, Карповка.
После ответов 1 группы в работу вступает 2 группа и отвечает на вопросы по тексту:
В каком году был организован Сохондинский госудаственный заповедник? (1973 год)
В каком году он вошел в перечень объектов ЮНЭСКО? (1985 год)
Назовите название гольца, который облегается естественным центром заповедника. (Сохондо)
Какая народность обитала в окрестностях гольца и считала его священным? (тунгусы)
Какие природные ландшафты встречаются на территории заповедника? (горно-таежный или таежный, лесостепной или степной)
За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимальное количество баллов – 20
Приложение 3.
Вопросы викторины «Природы родной уголок»
Как называется территория, где охраняют редкие виды растений, птиц и животных? (заповедник)
Национальный парк, который славится целебными источниками, красивыми водопадами, грязевыми вулканчиками (Алханай)
Государственный зоологический заказник регионального значения на юге Забайкальского края (заказник Акшинский)
Озеро Акшинского округа, которое считается государственным памятником природы и имеет целебные свойства (Халанда)
Дикий кот, хищник, занесен в Красную книгу Забайкальского края (кот Манул)
Самое крупное парнокопытное животное Акшинского округа, которое ежегодно сбрасывает рога? (Лось)
Это одно из самых опасных животных леса, имеющее крупное тело, которое покрыто жесткой шерстью? Предок домашней свиньи. (Кабан)
Благородный хищник, которого называют «Санитаром леса» (Волк)
Это животное обитает на берегах озера «Долгое», строит прибрежные норы и хатки. Является отличным плавцом (Ондатра)
Как называется рыба Акшинского округа, обитающая в крупных и горных реках, занесенная в Красную книгу (Таймень)
Какая птица изображена на гербе Забайкальского края? (Орел)
Цветок – символ Забайкальского края? (Багул или Рододендрон)
Цветущее растение Акшинского округа, занесенное в Красную книгу, именем которого назван хореографический ансамбль? (Жарки или Купальница)
Как называется растение, которое обладает кровеостанавливающим средством? (Кровохлебка)
Какое растение в народе называют «Марьины коренья»? (Дикий пион)
Когда цветет папоротник? (Папоротник не цветет)
Первый весенний цветок Акшинского округа и Забайкальского края (Подснежник или ургулька. Научное название «Прострел»)
Как называются листья сосны? (Хвоя)
Какое растение у нас называю вторым хлебом? (Картофель)
Это трава растет на склонах, и на холмиках зеленых, запах душист и идет нам на чай. Что за трава, скорей отгадай… (Чабрец. Научное название Тимьян ползучий)
Приложение 4.
«Географический пазл» (пазл карты Забайкальского края)
Наш Забайкальский край включает в себя 31 муниципальное образование (район). Как видно, карта собрана из пазлов, каждый из которых – это отдельный район. Команде предстоит выполнить задание, чтобы собрать полный пазл. Задание выполняется в несколько этапов.
I этап: команде предоставляется карта на 2-х листах (макет карты) и дается время на ознакомление и выработку стратегии (до 5 минут), к элементам пазла доступ не предоставляется.
II этап: засекается время 10 минут и команда начинает выполнять задание (работает с элементами пазла по образцу). По окончании времени, звучит команда «Стоп!». Выполнение задания прекращается. Ответственный за этап проверяет правильность выполнения задания.
III этап: подсчет баллов
За полную сборку пазла за отведенное время без ошибок (10 минут) – 15 баллов.
За каждый не установленный (не правильно установленный элемент), отнимается половина балла от 15 баллов. В случае завершения пазла до истечения 10 минут таймер останавливается и к 15 баллам бонусом прибавляется по одному баллу за каждую минуту, сэкономленную до истечения срока (например, выполнили задание за 7 минут, прибавляется 3 бонусных балла – итого 18 баллов)
Приложение 5
«Физкультминутка»
Познавательные вопросы этапа
Самое прыгучее млекопитающее в высоту? (Пума – способна совершать прыжки до 4 метров в высоту, Большой дельфин – до 6 метров над водой).
Самое прыгучее млекопитающее в длину (Гигантская кенгуру – до 9-12 метров, Большой дельфин – до 9 метров, Антилопа – 7-10 метров, Гепард – 6-9 метров).
Самое прыгучее насекомое в мире? (Блоха)
Приложение 6
Маршрутный лист команды
Маршрутный лист команды_________класса
№ п/п | Название этапа | Количество баллов | Ответственный |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
Итого | | | |