Доклад «Квест-технологии как способ оживить урок математики в начальной школе: теория, виды и применение на практике»
Работу выполнила Миронюк Ирина Юрьевна, учитель начальных классов
г. Владивосток
«Квест-технологии как способ оживить урок математики в начальной школе: теория, виды и применение на практике»
Ключевые слова: квест-технологии, математика в начальной школе, интерес к учёбе, сюжетные задания, логическое мышление, активные формы работы, виды квестов, оценка результатов.
Современные требования к обучению в начальной школе подчёркивают важность того, чтобы дети не просто запоминали правила, а учились с интересом, с желанием, с радостью. Особенно это важно на уроках математики, где у многих ребят со временем появляется страх перед ошибкой, усталость от однообразных заданий и ощущение, что математика — это скучно. На практике оказывается, что традиционные формы работы — объяснение учителя, примеры в тетради, проверочные работы — не всегда помогают пробудить интерес. Дети отвлекаются, теряют внимание, не видят смысла в том, что делают. Одним из выходов может стать использование квестов. Квест-технологии – это игровая технология, которая может значительно оживить уроки математики в начальной школе, делая процесс обучения более интересным и эффективным. Они представляют собой структурированную учебную деятельность, где ученики, следуя сюжету и выполняя задания, развивают знания, умения и навыки, а также формируют позитивное отношение к предмету. Такие уроки похожи на игру, но при этом полностью соответствуют программе и помогают лучше усвоить материал.
Целью работы является показать почему квест-технологии работают на уроках математики.
Квест-технология в обучении математике опирается на следующие принципы:
- Игровая форма: Задания интегрированы в сюжет, создающий атмосферу приключения и мотивацию к решению.
- Постановка проблемы: Ученики должны решить задачу, найти выход из ситуации, что способствует развитию критического мышления.
- Активная деятельность: Обучающиеся сами активно ищут информацию, взаимодействуют друг с другом, что повышает вовлеченность.
- Дидактическая направленность: Все задания связаны с математическим содержанием и направлены на достижение конкретных образовательных целей
Квесты хорошо работают с детьми, потому что они опираются на то, как дети мыслят и учатся в младшем школьном возрасте.
Во-первых, дети любят играть и представлять себя кем-то другим — исследователем, пиратом, спасателем. В квесте они не просто решают примеры — они спасают сокровище, открывают тайну, помогают сказочному герою. Такая ситуация делает задания важными и интересными.
Во-вторых, квесты строятся на поиске решения, как в задачке или загадке. Ученик сталкивается с ситуацией, в которой нужно подумать, выбрать способ действия, проверить результат. Это помогает не просто натренировать счёт, а научиться думать.
В-третьих, в квестах часто используется поощрение за усилия, а не только за правильный ответ. Дети видят, что ошибка — это не конец, а часть пути. Это снижает страх, повышает уверенность в себе.
Таким образом, квест — это не просто развлечение, а умный способ учиться, при котором дети включаются в работу с головой и с сердцем.
Иногда учителя проводят на уроке дидактические игры: викторины, лото, математические эстафеты. Это тоже хорошо, но квест — это не отдельная игра, а целая история, в которой всё связано.
В начальной школе можно использовать различные виды квестов:
По типу:
1.Линейные (задания следуют в определенной последовательности), разветвленные (есть несколько вариантов прохождения), комбинированные (сочетание разных видов).
По форме:
2.Бумажные (задания на карточках, в тетрадях), электронные (с использованием компьютеров, планшетов), смешанные (сочетание бумажных и электронных носителей). Проводятся в классе с использованием карточек, конвертов, макетов.
Пример: Ученики проходят по «острову сокровищ», на каждой станции выполняют задание и получают подсказку
3.По содержанию:
Направленные на отработку вычислительных навыков, решение задач, изучение геометрических фигур, развитие логического мышления
Направлены на отработку сложения, вычитания, умножения.
Пример: Решить цепочку примеров — получить код от сундука: (36 + 14) – 20 + 7 = ? (Ответ: 37)
Логические квесты
Развивают умение рассуждать, находить закономерности.
Пример: «Я — число от 40 до 50. Я нечётное. Сумма моих цифр — 7. Кто я?» (Ответ: 43)
Геометрические квесты
Связаны с формами, линиями, измерениями.
Пример: Построить маршрут по карте, используя понятия «вперёд на 5 шагов», «налево», «по диагонали».
По сложности квесты бывают:
1.Простые (пошаговые) квесты
Задания идут одно за другим. Подходят для первых проб.
Пример: «Открой дверь → найди ключ → разгадай шифр»
2.С выбором пути
Дети сами решают, какое задание выполнять.
Пример: На перекрёстке три дороги — лёгкая, средняя, сложная. Выбор влияет на награду.
3.Командные квесты
Дети работают в группах, у каждого — своя роль.
Пример: Один решает примеры, другой читает подсказки, третий записывает результаты.
Структура квеста.
1. Выбор темы и сюжета: Квест должен быть тесно связан с изучаемым материалом и интересен детям.
2. Разработка заданий: Задания должны быть адаптированы под возраст и уровень подготовки учеников, соответствовать дидактическим целям.
3. Создание маршрута: Определите последовательность выполнения заданий, места их размещения (класс, коридор, спортивный зал, школьный двор).
4. Подготовка материалов: Распечатайте задания, подготовьте необходимые реквизиты, призы для победителей.
5. Проведение квеста: Объясните правила, разделите детей на команды, обеспечьте поддержку в ходе выполнения заданий.
6. Подведение итогов: Чтобы понять, помог ли квест детям учиться, нужно не просто посмотреть на ответы, а оценить разные стороны урока.
Как оценить квест?
Наблюдение за детьми. Учитель во время урока следит за тем, как ведут себя ученики:
Активны ли? (Поднимают руки, предлагают идеи)
Работают ли вместе? (Помогают друг другу)
Не сдаются ли? (Продолжают пробовать, даже если ошиблись)
Можно использовать простую шкалу:
Высокий уровень — ребёнок участвует, помогает, не боится ошибаться.
Средний — работает, но ждёт подсказок.
Низкий — отвлекается, не включается.
Фрагмент урока «Тайна древнего храма»
Класс: 2
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»
Форма: Смешанный квест (бумажный + цифровой элемент)
Ход урока.
Учитель говорит: «Ребята, я получил письмо от археолога. Он потерял древний артефакт — Камень Счёта — в храме. Поможем ему? Чтобы пройти храм, нужно выполнить задания. Готовы?»
На экране — картинка храма, звучит таинственная музыка.
Основная часть.
Дети делятся на 4 команды. Каждая получает «путевой лист».
Станция 1. «Код двери»
Решить: (47 + 25) – 38 + 19 = ?
Ответ: 53. Это код для открытия конверта.
Станция 2. «Загадка сфинкса»
«Я — чётное число между 50 и 60. Сумма цифр — 10. Кто я?»
Ответ: 54.
Станция 3. «Лабиринт чисел»
На полу — лабиринт из карточек. Нужно пройти только по числам, делящимся на 5. В конце — задание: составить задачу про путь.
Итог.
Рефлексия — «Дерево успеха»
На доске — дерево. Дети прикрепляют листочки:
Зелёный — «Мне было легко и интересно»
Жёлтый — «Было трудно, но я справился»
Красный — «Мне нужна помощь»
Учитель: «Вы не просто нашли Камень Счёта — вы доказали, что математика может быть приключением»
Квест-технологии позволяют сделать уроки математики в начальной школе более увлекательными, продуктивными и интересными для учеников, способствуя формированию у них прочных математических знаний и навыков, а также положительного отношения к предмету
Применение квест-технологий способствует повышению мотивации к обучению математике, развитию познавательной активности и самостоятельности, улучшению навыков командной работы и коммуникации, формированию позитивного отношения к предмету, интеграции различных образовательных областей.
Список литературы:
-
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. — М., 1966. — 324 с.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
-
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2009. — 208 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. — 120 с.
-
Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / [И.М. Осмоловская, М.В. Кларин, С.И. Гудилина и др.]; под ред. И.М. Осмоловской. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 184 с.