Доклад «Квест-технологии как способ оживить урок математики в начальной школе: теория, виды и применение на практике»

0
0
Материал опубликован 15 August

Работу выполнила Миронюк Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

г. Владивосток

 

«Квест-технологии как способ оживить урок математики в начальной школе: теория, виды и применение на практике»

 

Ключевые слова: квест-технологии, математика в начальной школе, интерес к учёбе, сюжетные задания, логическое мышление, активные формы работы, виды квестов, оценка результатов.

 

Современные требования к обучению в начальной школе подчёркивают важность того, чтобы дети не просто запоминали правила, а учились с интересом, с желанием, с радостью. Особенно это важно на уроках математики, где у многих ребят со временем появляется страх перед ошибкой, усталость от однообразных заданий и ощущение, что математика — это скучно. На практике оказывается, что традиционные формы работы — объяснение учителя, примеры в тетради, проверочные работы — не всегда помогают пробудить интерес. Дети отвлекаются, теряют внимание, не видят смысла в том, что делают. Одним из выходов может стать использование квестов. Квест-технологии – это игровая технология, которая может значительно оживить уроки математики в начальной школе, делая процесс обучения более интересным и эффективным. Они представляют собой структурированную учебную деятельность, где ученики, следуя сюжету и выполняя задания, развивают знания, умения и навыки, а также формируют позитивное отношение к предмету. Такие уроки похожи на игру, но при этом полностью соответствуют программе и помогают лучше усвоить материал.

 

Целью работы является показать почему квест-технологии работают на уроках математики.

 

Квест-технология в обучении математике опирается на следующие принципы:

 

  • Игровая форма: Задания интегрированы в сюжет, создающий атмосферу приключения и мотивацию к решению.
  • Постановка проблемы: Ученики должны решить задачу, найти выход из ситуации, что способствует развитию критического мышления.
  • Активная деятельность: Обучающиеся сами активно ищут информацию, взаимодействуют друг с другом, что повышает вовлеченность.
  • Дидактическая направленность: Все задания связаны с математическим содержанием и направлены на достижение конкретных образовательных целей

Квесты хорошо работают с детьми, потому что они опираются на то, как дети мыслят и учатся в младшем школьном возрасте.

 

Во-первых, дети любят играть и представлять себя кем-то другим — исследователем, пиратом, спасателем. В квесте они не просто решают примеры — они спасают сокровище, открывают тайну, помогают сказочному герою. Такая ситуация делает задания важными и интересными.

 

Во-вторых, квесты строятся на поиске решения, как в задачке или загадке. Ученик сталкивается с ситуацией, в которой нужно подумать, выбрать способ действия, проверить результат. Это помогает не просто натренировать счёт, а научиться думать.

 

В-третьих, в квестах часто используется поощрение за усилия, а не только за правильный ответ. Дети видят, что ошибка — это не конец, а часть пути. Это снижает страх, повышает уверенность в себе.

 

Таким образом, квест — это не просто развлечение, а умный способ учиться, при котором дети включаются в работу с головой и с сердцем.

Иногда учителя проводят на уроке дидактические игры: викторины, лото, математические эстафеты. Это тоже хорошо, но квест — это не отдельная игра, а целая история, в которой всё связано.

В начальной школе можно использовать различные виды квестов:

По типу:

1.Линейные (задания следуют в определенной последовательности), разветвленные (есть несколько вариантов прохождения), комбинированные (сочетание разных видов).

По форме:

2.Бумажные (задания на карточках, в тетрадях), электронные (с использованием компьютеров, планшетов), смешанные (сочетание бумажных и электронных носителей). Проводятся в классе с использованием карточек, конвертов, макетов.
Пример: Ученики проходят по «острову сокровищ», на каждой станции выполняют задание и получают подсказку

3.По содержанию:

Направленные на отработку вычислительных навыков, решение задач, изучение геометрических фигур, развитие логического мышления

Направлены на отработку сложения, вычитания, умножения.
Пример: Решить цепочку примеров — получить код от сундука: (36 + 14) – 20 + 7 = ? (Ответ: 37)

Логические квесты
Развивают умение рассуждать, находить закономерности.
Пример: «Я — число от 40 до 50. Я нечётное. Сумма моих цифр — 7. Кто я?» (Ответ: 43)

Геометрические квесты
Связаны с формами, линиями, измерениями.
Пример: Построить маршрут по карте, используя понятия «вперёд на 5 шагов», «налево», «по диагонали».

По сложности квесты бывают:

1.Простые (пошаговые) квесты
Задания идут одно за другим. Подходят для первых проб.
Пример: «Открой дверь → найди ключ → разгадай шифр»

2.С выбором пути
Дети сами решают, какое задание выполнять.
Пример: На перекрёстке три дороги — лёгкая, средняя, сложная. Выбор влияет на награду.

3.Командные квесты
Дети работают в группах, у каждого — своя роль.
Пример: Один решает примеры, другой читает подсказки, третий записывает результаты.

Структура квеста.

1. Выбор темы и сюжета: Квест должен быть тесно связан с изучаемым материалом и интересен детям.

2. Разработка заданий: Задания должны быть адаптированы под возраст и уровень подготовки учеников, соответствовать дидактическим целям.

3. Создание маршрута: Определите последовательность выполнения заданий, места их размещения (класс, коридор, спортивный зал, школьный двор).

4. Подготовка материалов: Распечатайте задания, подготовьте необходимые реквизиты, призы для победителей.

5. Проведение квеста: Объясните правила, разделите детей на команды, обеспечьте поддержку в ходе выполнения заданий.

6. Подведение итогов: Чтобы понять, помог ли квест детям учиться, нужно не просто посмотреть на ответы, а оценить разные стороны урока.

Как оценить квест?

Наблюдение за детьми. Учитель во время урока следит за тем, как ведут себя ученики:

 Активны ли? (Поднимают руки, предлагают идеи)

Работают ли вместе? (Помогают друг другу)

Не сдаются ли? (Продолжают пробовать, даже если ошиблись) 

Можно использовать простую шкалу:

Высокий уровень — ребёнок участвует, помогает, не боится ошибаться.

Средний — работает, но ждёт подсказок.

Низкий — отвлекается, не включается.

 

Фрагмент урока «Тайна древнего храма»

Класс: 2
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»
Форма: Смешанный квест (бумажный + цифровой элемент)
Ход урока.


Учитель говорит: «Ребята, я получил письмо от археолога. Он потерял древний артефакт — Камень Счёта — в храме. Поможем ему? Чтобы пройти храм, нужно выполнить задания. Готовы?»
На экране — картинка храма, звучит таинственная музыка.

Основная часть.

Дети делятся на 4 команды. Каждая получает «путевой лист».

Станция 1. «Код двери»
Решить: (47 + 25) – 38 + 19 = ?
Ответ: 53. Это код для открытия конверта.

 

Станция 2. «Загадка сфинкса»
«Я — чётное число между 50 и 60. Сумма цифр — 10. Кто я?»
Ответ: 54.

 

Станция 3. «Лабиринт чисел»
На полу — лабиринт из карточек. Нужно пройти только по числам, делящимся на 5. В конце — задание: составить задачу про путь.

Итог.
Рефлексия — «Дерево успеха»
На доске — дерево. Дети прикрепляют листочки:

Зелёный — «Мне было легко и интересно»

Жёлтый — «Было трудно, но я справился»

Красный — «Мне нужна помощь»

Учитель: «Вы не просто нашли Камень Счёта — вы доказали, что математика может быть приключением»

 

Квест-технологии позволяют сделать уроки математики в начальной школе более увлекательными, продуктивными и интересными для учеников, способствуя формированию у них прочных математических знаний и навыков, а также положительного отношения к предмету

Применение квест-технологий способствует повышению мотивации к обучению математике, развитию познавательной активности и самостоятельности, улучшению навыков командной работы и коммуникации, формированию позитивного отношения к предмету, интеграции различных образовательных областей. 

 

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. — М., 1966. — 324 с.

  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.

  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2009. — 208 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. — 120 с.

  5. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / [И.М. Осмоловская, М.В. Кларин, С.И. Гудилина и др.]; под ред. И.М. Осмоловской. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 184 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.