Статья «Экономическая теория: применение знаний на практике в процессе обучения»

2
0
Материал опубликован 1 December 2021

В.В. Коромыслова,

преподаватель

ЧПОУ Красноярский гуманитарно-экономический техникум

Г. Красноярск, Красноярский край

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос преподавания экономических дисциплин, связанный с развитием их практических навыков, с углублением и расширением компетентности студентов. Учебная дисциплина «Экономическая теория» должна преподаваться не только как теория, она должна отражать элементы экономической практики для того, чтобы полученные знания можно было применить в реальной жизни. У обучаемых это вызывает живой интерес к предмету и содействует освоению теоретического материала.

Использование математических задач практического характера превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Поэтому, на семинарских занятиях много времени посвящается решению задач.

Заинтересовать всех студентов в изучении курса Экономической теории трудно, однако повысить общий уровень заинтересованности возможно. Опыт преподавания подсказывает, что для обеспечения заинтересованности студентов в изучении предмета нужно использовать, целый комплекс разных подходов.

Ключевые слова: экономическая теория, преподавание, задачи практического характера.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. На занятии студенты осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность.

Реальная ценность занятия — его результат, степень усвоения материала студентами. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятии ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на занятии.

Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на занятии, уровень его подготовки, творческие находки отражаются на качестве занятия. В то же время качество подготовки и поведения занятия – важный показатель педагогического мастерства преподавателя. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех студентов.

Признаком настоящего и глубокого овладения знаниями является умение применять их в практической деятельности. Выбор методов для изучения той или иной темы или вопроса программы зависит от характера изучаемого материала и от той учебной задачи, которая стоит перед преподавателем и студентами на данном уроке.

В ходе познавательной деятельности студентов преподаватель должен обеспечить не только осознанность, прочность, глубину, систематичность знаний, но и умение применять их в различных практических ситуациях.

Теоретический материал курса Экономической теории представляет определенную сложность для усвоения. Облегчить понимание трудного материала студентам помогает широкое использование конкретных примеров, задач, упражнений, раскрывающих сущность экономических явлений, связей и зависимостей между ними. Использование математических задач, логических упражнений помогает приобретению навыков элементарного экономического анализа, показывает практическую значимость изучаемого теоретического материала.

Вот почему в процессе обучения ведущее значение отводится такому типу занятия как применение знаний на практике.

Структура такого занятия подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Задачи:

образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с…; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы;

воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения;

развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Занятия применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение студентов в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

При изучении Экономической теории я регулярно применяю такие занятия. Наглядным примером может служить занятие на расчет издержек и прибыли в процессе расширения производства, план занятия которого далее представлен.

План занятия:

тема: «Расчет издержек и прибыли в процессе расширения производства»

тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.

вид занятия: практическое занятие

цели занятия:

Учебные: закрепить изученный теоретический материал, проверить степень и глубину усвоения знаний, формировать навыки решения задач по экономической теории;

учить анализировать, выделять главное.

Развивающие: развивать умение применять знания на практике, развивать память, внимание, развивать уверенность в своих силах;

Воспитательные: добиваться осознанности в изучении учебного материала, вырабатывать умение логически мыслить, способствовать развитию умений преодолевать трудности, формировать у студентов положительные мотивы учебно-познавательной деятельности.

обеспечение занятия: рабочая тетрадь для выполнения практических работ.

ход занятия:

организационный момент;

актуализация опорных знаний (фронтальный опрос);

решение задач:

классификация издержек по различным признакам;

расчет издержек и прибыли предприятия в процессе расширения производства, построение графиков валовых издержек (TC) и валовой выручки (TR),

расчет постоянных (FC), переменных (VC), предельных (МС) и средних издержек (AFC, AVC, АТС), построение их графиков.

решение кроссворда для проверки усвоения терминологии.

анализ выполненных практических заданий, выводы.

домашнее задание – подготовка к тестовому опросу и самостоятельной работе.

Работа над предложенными задачами содействует усвоению основных теоретических моделей экономики и их прикладному использованию, научит студента применять теорию для решения практических задач и проблем, поможет подготовиться к самостоятельной работе.

На этих занятиях, мобилизуя теоретические знания, студенты включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. У них формируются научные взгляды, целостное мировоззрение. В этом их высокая развивающая роль.

Эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать преподаватель, а тем, что получили студенты во время урока.

 

Список литературы:

Глебов А.А., Кисляков В.В. Задачный подход к формированию умения студентов применять знания на практике. Научный журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», Учредители: Волгоградский государственный социально-педагогический университет ISSN: 1815-9044, 2016, №3 (107), стр. 31 - 34.

Методика преподавания экономики: опыт и проблемы. Сб. методич. статей. Вып. 1 / Под ред. доцента Е.В. Огурцовой. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – 72 с.

Поздняк С.Н. Экономика образования: основные понятия и опыт системного анализа // Педагогическое образование в России, 2016, № 6.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.