Современный урок: дидактика и практика. Применение технологии ТРИЗ

1
0
Материал опубликован 16 August 2019

Современный урок: дидактика и практика

Применение технологии ТРИЗ

Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера,

мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

1. Введение

Человек в современном мире должен не столько обладать набором теоретических знаний, сколько уметь применять их на практике, быть готовым принять решение, проявить инициативу, работать самостоятельно, ставя перед собой новые цели. Классическая дидактика предлагает нам хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока. Современный урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок построен как технология и открыт для применения современных технологий. Среди известных новых педагогических технологий, методик, особое место занимает ТРИЗ, как инновационный вектор критического мышления. Это одна из многих инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. В результате работы с учащимися выявились проблемы: бедный словарный запас, неумение анализировать, отбирать основные свойства и качества. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения и критического мышления. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. Я пыталась разрешить данное противоречие и обратилась к поиску технологий по развитию критического мышления у учащихся посредством использования методов и приемов ТРИЗ. Я считаю, что применение приёмов ТРИЗ-педагогики способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Что же это такое? ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Г. С. Альтшуллеру. Генрих СауловичАльтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.

Цель ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Цель – формирование у учащихся творческого мышления, поиск нового и нетрадиционного. Именно в этом новизна и оригинальность применения данной технологии. Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества.

2. Приемы ТРИЗ

Прием «Да-нет».

Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение слушать и слышать друг друга.

Прием «Морфологический ящик».

Универсальный приём, используется на всех уроках. На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке –на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

Этот приём, я считаю, является толчком к исследовательской работе учеников начальных классов.

На уроках математики прием «Морфологический ящик» способствует решению логических задач. Например: «У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?»

Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

 

На уроках математики «Копилка или морфологический ящик» может быть использована как сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации. Например: тема «Многоугольники (2 класс)». Учащиеся на уроке собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур, и на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. В 4-м классе дополним ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), проведём классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед). Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например, «Копилка имён существительных», которые употребляются только в единственном или множественном числе, а также сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов.

На уроках ИЗО прием «Копилка» содействует составлению портрета фантастического или несуществующего животного, которого ребята потом рисуют.

На уроках окружающего мира и литературного чтения этот прием благоприятствует сочинению загадок. Именно такое задание получают дети уже в первом классе.

Пуговица (лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)

На что похоже?

Чем отличается?

обруч

нельзя крутить

с дырочками

не сыр

очки

без стекол

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление. В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей и учеников Г.С. Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

На уроках окружающего мира – это могут быть копилки различных видов животных и растений, а на литературном чтении – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств человека для характеристик героев. Работа с копилкой продолжается все годы.

«Метод Маленьких Человечков»

На уроках окружающего мира, при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы, использовала «метод маленьких человечков», для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

В заключение своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ-педагогики. Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое открытие. ТРИЗ помогает в воспитании творческих, активных, самостоятельных детей, которые умеют находить нестандартные решения. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Современному общеcтву нужны люди интеллектуальные, cмелые, cамоcтоятельные, оригинально мыcлящие, творчеcкие, умеющие принимать неcтандартные решения. Оcновным cредcтвом работы c детьми являетcя педагогичеcкий поиcк. Педагог не должен давать готовые знания, раcкрывать перед ним иcтину, он должен учить ее находить. Еcли ребенок задает вопроc, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо cпроcить его, что он cам об этом думает. Приглаcить его к раccуждению. И наводящими вопроcами подвеcти к тому, чтобы ребенок cам нашел ответ. Еcли же не задает вопроcа, тогда педагог должен указать противоречие. Тем cамым он cтавит ребенка в cитуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить иcторичеcкий путь познания и преобразования предмета или явления. Учитьcя должно быть интереcно.

 

 

Способы овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе:

- в процессе совместной деятельности и учителя и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения;

- в силу возрастных и индивидуальных особенностей осуществлять логические операции сравнения, анализа, общения;

- помогает ученику само реализоваться в жизни;

- эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;

- аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;

- делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.

Принципы педагогического воздействия на критическое мышление:

- Принцип свободы выбора.

- Принцип открытости.

-Принцип деятельности. В любое творческое задание включает практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения учащимися мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы учащихся.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно - поисковый метод, что сближает эту технологию с критическим мышлением.

Прием «Бодрячки»

- Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

- Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

- Если уверенны в своих силах, топните ногой.

- Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

- Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

- Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

- Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Рефлексия «Телеграмма учителю»

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрёл…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ

2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры со словами, М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006.-224с.

4. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах, М.: АСТ,1996-464с.

5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001-224с.

6. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ - технологии в начальной школе, журнал «Начальная школа: плюс до и после»

7. Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да - нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.таться сидя, лежа»

8. Нестеренко А.А. ТРИЗ+ Страна загадок. Ростов-на-Дону, издательство Российского Университета, 1993.

9. Технология развития творческих способностей (на базе ТРИЗ): Методическое пособие / Составитель Таратенко Т.А. – СПб, 2005

10. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. М.: Педагогика-Пресс, 1993

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.