12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разова Е.Г.540
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

t1588693744aa.jpgt1588693744ab.gift1588693744ac.gift1588693744ad.gif

Автор-составитель: Разова Е.Г., преподаватель МБУДО ГШИ №29



Новосибирск 2020

Квест-викторина

«Композиторы «Могучей кучки»

для учащихся ДМШ и ДШИ

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска

«Городская школа искусств 29»



Пояснительная записка

Квест-викторина по теме «Композиторы «Могучей кучки» предназначена для промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Музыкальная литература» дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, реализуемых в ДМШ и ДШИ (проверка усвоения изученного материала по курсу русской музыкальной литературы).

Цель квест-викторины – закрепить и проверить теоретические знания учащихся по пройденным темам. Время проведения– 40-45 минут.

Все задания квест-викторины связаны с жизнью и творчеством содружества композиторов «Могучая кучка».

Учащийся выполняет задания в таблице, состоящей из названия этапа квеста, собственно задания, ответа и ключевых букв. Все задания вписаны в 3-ю колонку (выделена розовым цветом). При выполнении задания можно пользоваться интернет-источниками, вписывая ответ в отдельную ячейку таблицы (зеленая колонка «ответы»). Последняя колонка – ключевые буквы, которые необходимо найти в ответах и выписать отдельно. Ключевые буквы расположены в произвольном порядке. Когда они будут найдены, из набора букв нужно сложить два слова.

Первый этап квеста «Кто есть кто?». Он связан с биографическими моментами композиторов «Могучей кучки» - годами жизни, именами, событиями.

Второй этап квеста «Чьи это произведения?». В нем представлены как названия музыкальных произведений композиторов творческого содружества (и аудиофрагменты), так и произведения известного художника – современника композиторов «Могучей кучки».

Третий этап квеста «Расшифруй цитаты». Необходимо расшифровать высказывания композиторов и впечатать их в колонку с ответами.

Оценка прохождения квеста.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать в процессе прохождения квеста при ответе на вопросы – 24 балла. Критерии оценки: ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной шкале: 23-24 правильных ответа – оценка «5»; 22-23 – оценка «4»; 20-21 – оценка «3»; ниже 20 – оценка «2». За правильно отгаданную ключевую фразу добавляется 5 баллов.




Название этапа

Задание

Ответ

Ключевая

буква

1

Кто есть кто?


На фото – представители содружества композиторов «Могучая кучка», напиши, кто есть кто:

1.Фамилию, имя, отчество, годы жизни.

2.Кто из содружества композиторов младше всех?

3.Кто старше всех?

4.Кто из них жил и XIX, и в XX веке.


1.

2.

3.

4.

5.


Ключевые буквы:

1.Буква, с которой начинается отчество самого младшего по возрасту композитора «Могучей кучки»

2. С нее начинается имя самого старшего композитора «Могучей кучки»



t1588693744ae.gif




























Младше всех –

Старше всех –

И в XIX, и в XX веке жили

«Он умел безошибочно определять самое характерное для таланта всех своих многочисленных друзей - композиторов и художников. Обладая огромными познаниями в области литературы, искусства, истории, … он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых произведений, но помогал меткими указаниями, советами, подбором документального материала и т. д. Он жил нуждами и интересами своих талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров-демократов, __???__ не признавал искусства, оторванного от жизни. «Для меня реальность в искусстве - это всё», - говорил он»

Задание: Назови фамилию этого человека, современника содружества композиторов «Могучая кучка».

Подсказки: 

1.он был идейным вдохновителем этого творческого содружества  и дал название их кружку,

2. портрет этого человека



















t1588693744af.jpg

ФИО

Ключевые буквы:

1.Буква, с которой начинается фамилия этого человека

2. Четвертая буква его имени



Перед вами – краткие факты из биографий композиторов «Могучей кучки», но фамилии не соответствуют этим фактам. Переставь фамилии композиторов в ответе, чтобы они соответствовали биографическим фактам.




Прежде чем серьёзно заняться музыкой, этот будущий композитор закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз».


М.А. Балакирев

Ключевые буквы – вторая и третья буквы фамилии композитора, который был доктором медицины и профессором химии

Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так музыке помогала химия!


Н.А. Римский-Корсаков

Это человек сумел добиться успеха в двух сферах жизни - внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Он стал видным специалистом по фортификации, профессором трех военных академий. Читал лекции по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям.


М.П. Мусоргский

Этот композитор окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, потом служил в Преображенском полку. Военную службу оставил, когда принял решение окончательно посвятить свою жизнь музыке.


А.П. Бородин

Он приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей. Замечательный пианист, он сразу обратил на себя внимание музыкальных кругов столицы. Горячий почитатель Глинки, он мечтал о встрече с гениальным композитором. Ему посчастливилось: М.И. Глинка не только принял его, но и полюбил за исключительную музыкальную одарённость, за вдохновенную игру, за горячие, смелые речи, за глубокую веру в национальное музыкальное искусство.


Ц.А. Кюи

2.

Чьи это произведения?

Вам представлены фрагменты аудиозаписи известных произведений композиторов «Могучей кучки». Послушай их и определи автора.


Ключевая буква –

последняя буква фамилии композитора, музыка которого представлена в этом задании больше всех

t1588693744ag.gif

ФИО композитора

t1588693744ah.gif

ФИО композитора

t1588693744ai.gif

ФИО композитора

t1588693744aj.gif

ФИО композитора

t1588693744ak.gif

ФИО композитора

Внизу перечислены оперы композиторов «Могучей кучки». Кому какая опера принадлежит? Распредели их, впечатывая названия опер напротив фамилии автора в ответах.

«Садко», «Князь Игорь», «Капитанская дочка», «Снегурочка», «Богатыри», «Борис «Годунов», «Кавказский  пленник», «Ночь перед Рождеством», «Хованщина», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Красная шапочка».


Ключевые буквы: дважды повторяется начальная буква имени композитора, у которого в ответе на задание перечислено больше всего опер.









Н.А. Римский-Корсаков

Названия опер



Ц.А. Кюи

Названия опер



М.П. Мусоргский

Названия опер




А.П. Бородин


Названия опер


У А.П. Бородина есть 2 оркестровых произведения, которые имеют программные названия, одно из них – симфония, другое – симфоническая картина. Напиши названия этих произведений.

1.

2.

Ключевые буквы: дважды повторяется последняя буква названия симфонии.



Этот известный русский художник написал портреты многих композиторов XIX века (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), его перу так же принадлежит картина «Славянские композиторы» - групповой портрет славянских (русских, польских и чешских) композиторов. Напиши фамилию этого художника.









t1588693744al.gif


ФИО художника





























Ключевая буква: первая буква отчества художника

3.

Расшифруй цитаты

Перед вами зашифрованные высказывания композиторов. Догадайся, как их расшифровать и в колонке ответов напиши их.


Ключевая буква: первая буква цитаты М.П. Мусоргского



А.П. Бородин.

.»яитыбос еыньлаер отэ онволс ,кат имяинанимопсов тевиж ,укызум яянлопси ,тнакызуМ .адгесван теариму ен отчин ,тичувз ано акоП . ьнзиж отэ – акызуМ«

Текст цитаты



М.П. Мусоргский.
«udоmvоǝ ʚ нɐɔɯоʁmǝw — ʚоɯ wоʁ εɐɓɐҺɐ»

Текст цитаты



Н.А. Римский-Корсаков.
«Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»‬‬‬‬‬

Текст цитаты



Из полученных ключевых букв должно получиться словосочетание из двух слов.

Именно это стало основой творчества композиторов «Могучей кучки».


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _




















Ответы на вопросы квест-викторины

Название этапа

Задание

Ответ

Ключевая

буква

1

Кто есть кто?


На фото – представители содружества композиторов «Могучая кучка», напиши, кто есть кто:

1.Фамилию, имя, отчество, годы жизни.

2.Кто из содружества композиторов младше всех?

3.Кто старше всех?

4.Кто из них жил и XIX, и в XX веке.


1.Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918)

2. Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

3. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910)

4. Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844-1908)

5. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)



Ключевые буквы:

1.Буква, с которой начинается отчество самого младшего по возрасту композитора «Могучей кучки»: буква А

2. С нее начинается имя самого старшего композитора «Могучей кучки»: буква А




t1588693744ae.gif


























Младше всех – Н.А. Римский - Корсаков


Старше всех – А.П. Бородин

И в XIX, и в XX веке жили Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев, Н.А. Римский - Корсаков


«Он умел безошибочно определять самое характерное для таланта всех своих многочисленных друзей - композиторов и художников. Обладая огромными познаниями в области литературы, искусства, истории, … он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых произведений, но помогал меткими указаниями, советами, подбором документального материала и т. д. Он жил нуждами и интересами своих талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров-демократов, __???__ не признавал искусства, оторванного от жизни. «Для меня реальность в искусстве - это всё», - говорил он»

Назови фамилию этого человека, современника содружества композиторов «Могучая кучка».

Подсказки: 

1.он был идейным вдохновителем этого творческого содружества  и дал название их кружку,

2. портрет этого человека



















t1588693744af.jpg

Владимир Васильевич Стасов

Ключевые буквы:

1.Буква, с которой начинается фамилия этого человека: буква С

2. Четвертая буква его имени: буква Д



Перед вами – краткие факты из биографий композиторов «Могучей кучки», но фамилии не соответствуют этим фактам. Переставь фамилии композиторов в ответе, чтобы они соответствовали биографическим фактам.




Прежде чем серьёзно заняться музыкой, этот будущий композитор закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз».


М.А. Балакирев

Ключевые буквы – вторая и третья буквы фамилии композитора, который был доктором медицины и профессором химии: буквы О и Р

Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так музыке помогала химия!


Н.А. Римский-Корсаков

Это человек сумел добиться успеха в двух сферах жизни - внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Он стал видным специалистом по фортификации, профессором трех военных академий. Читал лекции по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям.


М.П. Мусоргский

Этот композитор окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, потом служил в Преображенском полку. Военную службу оставил, когда принял решение окончательно посвятить свою жизнь музыке.


А.П. Бородин

Он приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей. Замечательный пианист, он сразу обратил на себя внимание музыкальных кругов столицы. Горячий почитатель Глинки, он мечтал о встрече с гениальным композитором. Ему посчастливилось: М.И. Глинка не только принял его, но и полюбил за исключительную музыкальную одарённость, за вдохновенную игру, за горячие, смелые речи, за глубокую веру в национальное музыкальное искусство.


Ц.А. Кюи

2.

Чьи это произведения?

Вам представлены фрагменты аудиозаписи известных произведений композиторов «Могучей кучки». Послушай их и определи автора.


Ключевая буква –

последняя буква фамилии композитора, музыка которого представлена в этом задании больше всех: буква Н

t1588693744am.gif

А.П. Бородин

t1588693744ah.gif

М.П. Мусоргский

t1588693744ai.gif

А.П. Бородин

t1588693744aj.gif

Н.А. Римский -Корсаков

t1588693744an.gif

А.П. Бородин

Внизу перечислены оперы композиторов «Могучей кучки». Кому какая опера принадлежит? Распредели их, впечатывая названия опер напротив фамилии автора в ответах.

«Садко», «Князь Игорь», «Капитанская дочка», «Снегурочка», «Богатыри», «Борис «Годунов», «Кавказский  пленник», «Ночь перед Рождеством», «Хованщина», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Красная шапочка».


Ключевые буквы: дважды повторяется начальная буква имени композитора, у которого в ответе на задание перечислено больше всего опер: буквы Н, Н









Н.А. Римский-Корсаков

«Садко» «Снегурочка» «Ночь перед Рождеством» «Золотой петушок» «Сказка о царе Салтане»

Ц.А. Кюи

«Капитанская дочка» «Кавказский  пленник» «Красная шапочка»

М.П. Мусоргский

«Борис «Годунов»

«Хованщина»


А.П. Бородин

«Князь Игорь»

«Богатыри»


У А.П. Бородина есть 2 оркестровых произведения, которые имеют программные названия, одно из них – симфония, другое – симфоническая картина. Напиши названия этих произведений.

«В Средней Азии»

«Богатырская»

Ключевые буквы: дважды повторяется последняя буква названия симфонии: буквы Я, Я



Этот известный русский художник написал портреты многих композиторов XIX века (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), его перу так же принадлежит картина «Славянские композиторы» - групповой портрет славянских (русских, польских и чешских) композиторов. Напиши фамилию этого художника.









t1588693744ao.gif


Илья Ефимович Репин





























Ключевая буква: первая буква отчества художника:

буква Е

3.

Расшифруй цитаты

Перед вами зашифрованные высказывания композиторов. Догадайся, как их расшифровать и в колонке ответов напиши их.


Ключевая буква: первая буква цитаты М.П. Мусоргского:

буква П



А.П. Бородин.

.»яитыбос еыньлаер отэ онволс ,кат имяинанимопсов тевиж ,укызум яянлопси ,тнакызуМ .адгесван теариму ен отчин ,тичувз ано акоП . ьнзиж отэ – акызуМ«

«Музыка – это жизнь. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда. Музыкант, исполняя музыку, живет воспоминаниями так, словно это реальные события».



М.П. Мусоргский.
«udоmvоǝ ʚ нɐɔɯоʁmǝw — ʚоɯ wоʁ εɐɓɐҺɐ»

«Прошлое в настоящем — вот моя задача»



Н.А. Римский-Корсаков.
«Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»‬‬‬

«Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Из полученных ключевых букв должно получиться словосочетание из двух слов.

Именно это стало основой творчества композиторов «Могучей кучки».

Н А Р О Д Н А Я П Е С Н Я




Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Лапина Светлана Александровна, 05.05.20 в 19:19 0Ответить Пожаловаться
Содержательная работа в новом формате квеста, спасибо за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.