12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Юлия Валерьевна47
1

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Могучее царство Шопена»



Презентация к уроку

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организационный момент (вступительное слово учителя)

 

 

 

Эмоциональный настрой Актуализация опорных знаний Показ презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап углубления в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап усвоения новых знаний.

 

 

 

Пластическое интонирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап углубления в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и обобщение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластическое интонирование.

 

 

                      Рефлексия.

                 

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Печали, памяти, мечты…» Слайд 1-2

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена

 

По мере сообщения детей нового материала происходит показ слайдов с портретами. Слайды 2-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О каком композиторе нам рассказали ребята?

-Какая музыка сопровождала выступление ребят?

Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».

-Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки.

                            

 

 

 

Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Слайд 8

Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Слайд 9

-Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?

Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!...» Слайд 10

-Так к кому же в своем письме обращался композитор?

Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20.

                                      -давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте.(динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

Как звучит эта музыка?

Какой контраст вы услышали в музыке?

Подберите слова для передачи характера, настроения музыки.

 

 

 

Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена?

Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». Слайды 11-16

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12,названный «Революционный». Слайд 17

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. Послушайте этюд №12.Слайд18

Слушание.

-Какой чувство возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку?

-Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

-Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига?

 

 

Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине.

-Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали?

-Что интересного узнали о Шопене?                          - Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

- Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

- Для какого инструмента писал композитор?

- К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

- Что означает понятие камерная музыка?

 

 

 

 

- Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Шопена? Слайд 22

Продолжаем работу над песней

«Баллада о гитаре и трубе» Яна Френкеля. Слайд 23

-Назовите песню и автора, разучиваемую на прошлом уроке?

 

Есть ли в музыке изобразительность?

 

В каком жанре написана песня?

Что такое баллада?

 

 

 

 

 

 

 

(заранее сделаны ксерокопии текста песни на весь класс).                    Во время разучивания песни обратить внимание на трудные мелодические скачки, твёрдую атаку звука, добиваться ясной артикуляции, четкой дикции.

Работа по формированию чистого унисона и развитию гармонического слуха. Продолжение работы:по формированию светлого, полетного, свободного звучания голо­са;            по расширению динамического диапазона голоса: пение от меццо-пиано к пиано и меццо-форте;                           по освоению подвижных нюансов (крещендо, диминуэндо);                   по развитию подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому;  по воспитанию у детей эстетического отношения к пению и музыке;             по развитию у учащихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы, хора), давать словесную характеристику пению; певческим дыханием;певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов звукоизвлечения; развитие умения тянуть звук, работа над округлением гласных; выработ­ка умения петь, используя различные штрихи (легато - связно, нон лега­то - раздельно, стаккато - отрывисто);певческой дикцией: выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяжное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное произ­ношение согласных, стоящих в  конце слова и в начале другого слова;певческой установкой: воспитание сознательного отношения к выполнению правил пения; воспитанием навыка выразительного пения (через чистоту и со­держательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разно­образие тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);       воспитание в детях способности собственного поиска интонационного воплощения образа (как наиболее эффективного способа развития инто­национного слуха);развитие способности воспринимать, переживать, исполнять музы­ку как живое образное искусство;освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств (интонация, мелодия, ритм, темп, динамика и др.); стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

-давайте возьмем в руки воображаемые инструменты - гитару и трубу и споём песню.

Исполнение песни.

                                       Оценка работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся:  1 ученик:         - Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

2 ученик:          - Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине.

3 ученик:                    - Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

4 ученик:                    - Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».

1 ученик: - Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Слайд 19-20

Фридерик Шопен.

 

Вальс.

 

 

 

 

Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, задумчиво, грустно, проникновенно, поэтично, сердечно, светло, лирично. Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

К своей Родине.

 

 

 

 

 

 

Включенность в активное музицирование.

 

 

 

Сначала громко, затем тихо и совсем тихо.

Динамический.

 

Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, возвышенно, мужественно, как воспоминание, размышление.

 

Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горе, гнев, возмущение.

 

Варианты ответов.

 

 

 

Мнения ребят разделяться.

В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание.

 

 

 

Ответы детей.

Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданны своей родине

Ответы детей

 

Фортепиано.

 

Инструментальная, камерная.

 

 

 

Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах.

 

Шедевры фортепианной музыки.

 

 

 

 

«Баллада о гитаре и трубе».

Да. Изобразительность гитары и трубы в голосе и аккомпанементе.

 

Жанр вокальной баллады?

Так называют вокальную и инструментальную пьесу романтического характера. В вокальной балладе повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с поэтическим текстом.

Коллективная работа класса над исполнительским мастерством, над вокальными трудностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся имитируют игру на гитаре и трубе.

                                   Исполнение песни.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Знакомство с творчеством Ф.Шопена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мотивов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение кругозора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кульминация в драматургии урока;

Актуализация нового материала по теме урока;

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Определение характера и особенности исполнения этюда.

Создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика усвоения материала. Сопоставление звучания вальса и прелюдии.      Метод сравнения и обобщения. Проникновение в интонационно-образную природу музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокализированное исполнение помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания песни.

Разучивая и исполняя, постигаем эмоционально-нравственный стиль произведения, формируем личностную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков адекватной самооценки.

Психолого–педагогическая характеристика

6 А класса МБОУ СОШ №11.

В классе обучается 21 человек, из них 11 мальчиков, 10 девочек. У большинства учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к учебе.

Высокий уровень обучаемости имеют 8 человек У этих детей хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно-логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) превышает возрастные нормы. Учащиеся быстро включаются в учебный процесс и способны полно, разносторонне и целостно усваивать материал. Они эмоционально устойчивы, у них развиты все виды памяти (особенно зрительная и слуховая). Мотивами для учения учащихся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний.

Вторую группу составляют учащиеся со средним уровнем обучаемости. Уровень развития произвольного внимания средний, в пределах возрастной нормы. Уровень работоспособности средний. У этих детей больше развито наглядно-образное мышление. Преобладает зрительно-кинестетическая память. Они постепенно, с трудом запоминают новый учебный материал, но удерживают его в памяти достаточно долго. Учащиеся с трудом устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщения. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем обучаемости: Объем, устойчивость и концентрация внимания у них на нижней границе возрастной нормы. Отсутствует способности к длительной и стойкой сосредоточенности и удерживанию внимания. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит с трудом. Быстро проявляется утомление. Уровень самостоятельности низкий. Эти учащиеся нуждаются в постоянной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развиты все виды памяти, они с трудом усваивают материал, медленно запоминают и быстро забывают. Словарный запас небольшой, речь развита слабо. Затрудняются делать выводы, дают односложные ответы.

По уровню развития музыкальных способностей класс можно разделить на три группы.

Высокий уровень. Ученики обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, их диапазон голоса составляет 1,5 октавы. Эти учащиеся владеют навыками в использовании средств музыкальной выразительности, у них развито чувство ансамбля, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень. Не всегда способны чисто интонировать, учащиеся испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей, у этих ребят диапазон голоса составляет от октавы до 1,5 октавы.

Низкий уровень. У этих ребят нет интонационной чистоты в исполнении песен, отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей. У них нарушена координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон невозможно определить. Эти учащиеся не обладают чувством ансамбля. Звукоизвлечение у этих учащихся – форсированное.

В целом, класс доброжелательный, трудолюбивый, подвижный. Учащиеся проявляют выраженный интерес к музыке как к предмету.


 

Тема урока: Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

Тема года: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тип урока: урок расширения и углубления знаний.

Цель урока: выявить контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, этюдах).

Задачи урока.

Образовательные:

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена;

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

Научить определять в звучании особенности музыкального жанра.

Развивающие:

развитие познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать об услышанном , делать выводы;

развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию и воображение;

развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и слух.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к творчеству Шопена;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.

Необходимое оборудование.

Раздаточный материал: карточки с распечаткой текста песни Яна Френкеля «Баллада о гитаре и трубе» для вокальной работы.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр, фортепиано.

Место урока: урок расширения и углубления знаний темы: «Могучее царство Шопена. Вдали от Родины» является 19 в теме года «Мир образов камерной и симфонической музыки».

 

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Понимают жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Знают имена русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их сочинений.

Умеют по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная).

Владеют навыками музицирования: исполняют песни(народные, классического репертуара, современных авторов), напевают запомнившиеся мелодии знак4омых музыкальных сочинений.

Анализируют различные трактовки одного и того же произведения. Аргументируют исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.