Л. Пантелеев "Две лягушки"

1
1
Материал опубликован 18 August

Тема урока: Л. Пантелеев «Две лягушки»

УМК «Школа России»

Цель: познакомить учащихся с произведением Л. Пантелеева «Две лягушки»

Задачи:

1. Обучающие:

1) Постановка цели урока в ходе проблемного диалога;  

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

2.Развивать коммуникативные навыки через работу в паре и самооценку своей деятельности; умение анализировать характер героев с опорой на сюжет.

3.Формировать у детей положительные качества личности (настойчивость, трудолюбие, воля); формирование понятия, что в любой ситуации можно найти выход, понять мотивацию поведения главных героев.

Планируемые е результаты:

В результате изученной темы дети должны:

1.Обсудить и сравнить характеры главных героев.

2.Уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.

3. Подведение итогов и выводов по теме.

Предметные умения:

 владение техникой выборочного чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

 -умение сопоставлять факты и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  уметь  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

– эмоционально  «проживать» текст, выражать свои  эмоции;

– понимать  эмоции героев произведения, сочувствовать,  сопереживать;

– высказывать  своё отношение к  героям, к их поступкам.

Регулятивные:

– определять и формировать  цель  деятельности на уроке;

учиться  высказывать своё предположение

-осуществлять контроль своей деятельности по результату

Познавательные:

– формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке

– находить  ответы на вопросы в тексте,  иллюстрациях;

– делать  выводы в результате совместной  работы класса и  учителя;

-создавать условия для проявления способностей учащихся

Коммуникативные:

– оформлять  свои мысли в устной форме

– слушать  и  понимать речь других;

– выразительно  читать   текст;

учиться  работать в паре, группе;


Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, мультимедийный проектор, толковый словарь, карточки с заданием для групп. Презентация


Ход урока:


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный этап

.


- Настроимся на работу – откроем дорогу к новым знаниям:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Я хочу вам пожелать

Только лишь оценку «пять»!


Дети настраиваются на работу, проверяют готовность и посадку.

ЛичностныеУУД:

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

- самоорганизация.

2

Актуализация знаний

Слайд №3:

- Произведение, которое мы будем читать, написал незнакомый нам писатель Леонид Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву. Родился он 22 августа в Петербурге, в семье военного. В гражданскую войну он потерял родителей и в 13 лет попал в школу для беспризорников. Мы с вами ещё не раз встретимся с этим автором и более подробно познакомимся с его биографией.

Слушают учителя.

Ответы детей.


Личностные УУД:

- прогнозирование  своих результатов на данном этапе.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.


3.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).


Слайд№4:

- Как вы думаете, о ком или о чем будет новое произведение?


- Отгадайте загадку и узнаете героев нового произведения:

Пучеглазые подружки

Проживают у пруда,

Там, где вкусная еда-

Комары да мошки.

Кто это…? (лягушки)


Слайд№5:

- Ребята, кто из вас видел лягушек? Где они живут? Чем питаются? Приносят ли они пользу?

- Лягушки – удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

- А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.

- Сегодня на уроке главными героями будут лягушки.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Высказывают предположения о содержании текста.



Регулятивные УУД: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Познавательные УУД: поиск фактов и суждений.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение.






Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений.

4.

Словарная работа.

Слайд №4 (презентация №2):

Барахтаться - делать беспорядочные движения, находясь в жидкости.

Бултыхаться – плескаться.

Канава - неглубокая и неширокая траншея.

Погреб - кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов.

Упрямый - настойчивый, стойкий, непреклонный.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Высказывают предположения.

Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений.

5.

Создание проблемной ситуации

- Как выдумаете, к какому жанру отнесем это произведение? Почему?

Слушают учителя.

Ответы детей.

Высказывают предположения.

Регулятивные УУД: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Познавательные УУД: поиск фактов и суждений.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение.

6.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.


- Послушайте литературное произведение и подумайте, к какому литературному жанру оно относится?

Чтение учителем текста (стр.70-73)/слайды №6-28.

Ведение диалога с учениками по содержанию текста и о предполагаемых событиях.


Работа в паре (с маршрутным листом ученика):

1. Определи жанр произведения:

БАСНЯ, СКАЗКА, РАССКАЗ

2.Определи категорию сказки:

Сказка: НАРОДНАЯ, АВТОРСКАЯ

3. Определи вид сказки:

Сказка: БЫТОВАЯ, ВОЛШЕБНАЯ, О ЖИВОТНЫХ

4. Соедини слово с его значением

Барахтаться Не глубокая и не широкая траншея

Канава Делать беспорядочные движения, находясь в жидкости

Погреб Настойчивый, стойкий, непреклонный

Бултыхаться Кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов

Упорный Барахтаться, плескаться

Прослушивание теста

Осмысление непонятных слов.

Диалог.


Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений.

5.

Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Выборочное чтение.

Беседа по содержанию:

- Что мы узнали о лягушках? (Подруги, жили в одной канаве.)

- Куда забрели лягушки? (В погреб.)

- С самого начала сказки автор выделяет главные черты характера каждой лягушки.

- Найдите и прочитайте слова, какими он характеризует 1 лягушку? (Волевая, сильная, веселая.)

- Найдите и прочитайте слова, какими он характеризует 2 лягушку? (Трусиха, лентяйка, соня.)

- Прочитайте, как повела себя ленивая лягушка, попав в беду?

Прочитайте, как повела себя смелая лягушка.

- Как уговаривала себя смелая лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?

- В каких словах автора выражена главная мысль сказки?

-Как автор относится к своим героям?

-Чему сможет научить сказка Л. Пантелеева?


3) Физкультминутка (подвижная):

Лягушонок потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Мошку видно не нашёл

Чтобы мошку он достал,-

Срочно на носочки встать

Выборочное чтение текста вслух

Отвечают на вопросы.


Регулятивные УУД, познавательные УУД: самостоятельное слежение, слушание текста.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

Коммуникативные УУД: отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Познавательные УУД:

развивать мыслительную деятельность.

.


6.

Самостоятельная работа


Работа в паре (с маршрутным листом ученика):

Сравнительная характеристика: 1- городская, 2- лесная (надписать):


Весёлая, настойчивая, храбрая, сильная, лентяйка, трусиха, волевая, безвольная, бодрая, унылая


Работают на карточках, размышляют, выступают.


Придумывают рассказ.

Познавательные УУД: умение подбирать верную характеристику героя.

Коммуникативные УУД: выдвижение гипотез, формулирование аргументов, выделение и осмысление основной идеи текста, умение работать самостоятельно и в группах.

Регулятивные УУД: проявление самостоятельности в разных видах учебной деятельности.






8.

Рефлексия












- Какова главная мысль текста?

- Можно ли к данному произведению применить пословицу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?

- Я вам желаю при любых невзгодах бороться за свою жизнь, искать пути решения в непростых ситуациях, найти выход из любой ситуации, никогда не опускать руки и не сдаваться.


- Хочется ли вам прочитать другие сказки и рассказы Л. Пантелеева.

- А где мы можем найти эти книги?

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума.


- Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке:

если вы считаете, что вы активно работали на уроке,  и у вас все получилось – поднимите обе руки вверх;

если вы пока не уверены в себе и недовольны своей работой – то одну руку.

Оценить детей.

Высказывают своё отношение к произведению.

Слушают друг друга.

Дети высказывают предположения

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, находить общее решение.

Личностные УУД:

самооценка ученика собственной учебной деятельности.

Познавательные УУД:

понимание смысла «теперь я знаю и умею».

Регулятивные УУД:

формирование умения адекватного оценивания своей учебной деятельности.


9.

Итоги урока

- Могла ли сказка закончиться иначе? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

Спасибо вам за работу.

Дети высказывают предположения

Регулятивные УУД:

формирование умения адекватного оценивания своей учебной деятельности.

10.

Домашняя работа

1.Стр.70-73 (чтение, пересказ).

2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.

3. Подобрать пословицы о трудолюбии и лени.



11.

Тест*

Тест:

1. Где жили лягушки? а) в болоте, б) в канаве, в) в городском парке.

2. Когда лягушки пошли погулять? а) вечером, б) ночью, в) на рассвете.

3. Куда лягушки забрались? а) в кухню, б) в погреб, в) в сарай.

4. Что из перечисленного НЕ любят лягушки? а) плесень, б) мох, в) сметану.

5. Куда они свалились? а) в горшок со сметаной, в) в бутылку с кефиром, б) в блюдце с молоком.

6. О чем НЕ подумала ленивая лягушка? а) «Пока есть силы, буду барахтаться», б) «Только время даром тратить», в) «Уж лучше я сразу утону».

7. О чем думала лесная лягушка? а) «Все равно мне отсюда не вылезти», б) «Что ж я буду напрасно барахтаться», в) «Нет, не сдамся».

8. Какое выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях? а) «Шалишь, лягушачья смерть», б) «Балуешься, лягушачья смерть», в) «Озорничаешь, лягушачья смерть».

9. Что случилось со сметаной? а) она высохла, б) из нее получился сыр, в) из нее сбилось масло.

10. В каких словах выражена главная мысль сказки? а) «Не падай духом!», б) «Откуда взялось масло?», в) «А там – что будет!»









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

На слайды имеются только ссылки, сами слайды не представлены

18 August