Урок обучения грамоте на тему «Звуки [л], [л,], буквы Л, л» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа №7»
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
«Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»
УМК « Планета знаний»
подготовила
учитель начальных классов
Штылева Елена Сергеевна
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]
ФИО : Штылева Елена Сергеевна
1. Место работы: МОУ «Киришская СОШ№ 7»
2. Должность: учитель начальных классов
3. Предмет: обучение грамоте
4.Класс: 1-Г класс
5. Цель урока: Знакомство с буквой Л, л ; с звуками [л ], [л’].
Создание условий для осознания и осмысления нового материала.
6. Задачи:
Образовательные:
- формирование представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.
Развивающие:
- содействовать развитию фонематического слуха, умения анализировать звучащую речь;
- развитие коммуникативной культуры речи;
7. Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу, уважение к мнению другого человека,
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- ориентирование в своей системе знаний, учимся строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе, в паре, совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные УУД:
- использовать условные обозначения твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и синего цвета; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; читать слова по слогам и орфоэпически.
8. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
9. Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
10. Тип урока: Открытие нового знания.
11. Область применения: проводится в 1 классе, УМК «Планета Знаний»
12.Необходимое техническое оборудование: рисунки зверей (лисы, лося), изображение предметов содержащих звуки [л ], [л’], раздаточный материал на каждого ученика для построения звуковых схем к словам, карточки с заданиями, проектор, презентация «Зверята».
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Организация деятельности . |
- Прозвенел и смолк звонок. -Дети, все у вас в порядке? -Хочу вам пожелать удачи! |
Говорят в ответ учителю: - Начинается урок! - Книжки, ручки и тетрадки! - Вместе мы сможем решить любую задачу! |
Регулятивные: организация своего рабочего стола. Коммуникативные: Создание положительной атмосферы урока. |
Актуализация знаний.
|
- Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова? - Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков. - Молодцы! |
-букву Р
Ответы детей
|
Познавательные: Ориентирование в своей системе знаний. Личностные: Формирование положительной учебной мотивации. |
Подведение к теме. Постановка учебной задачи .
|
- К нам на урок сегодня придут лесные гости. Чтобы узнать кто это, мы будем отгадывать загадки. Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок. Учитель читает загадки. 1.Он из леса вышел снова: Не олень, и не корова. Тяжелы рога по весу. Ходит важно он по лесу. Там хозяин он! Не гость! Ну, конечно, это – …..(лось.) Отгадали загадку, появилась картинка на доске.
2.Рыжая плутовка Хитрая да ловкая. Хвост пушистый – ох, краса! А зовут её – ….(лиса.) Отгадали загадку, появилась картинка на доске. - Что общего в этих словах? - Какой звук стоит в начале этих слов? - А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? - Как называется эта буква? - Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. - А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока? Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
|
Дети отгадывают
(лось)
Дети отвечают
(лиса)
- Дети высказывают свои мнения.
Дети пытаются сформулировать тему и цели урока |
Регулятивные: При создании проблемной ситуации, ученики самостоятельно ставят цель.
Личностные УУД Познавательные УУД Учатся грамотно строить устный ответ, выражать свое мнение, строить предположение, делают выводы. |
Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с вариативной частью букваря |
Звуковой анализ слов «лось » и «лиса». - Наши лесные гости пришли сегодня к нам, чтобы помочь, узнать новые звуки [л], [л’], и буквы Л, л. - Составим схемы к словам лось и лиса. /data/files/y1560241113.png (0x0) - Посмотрите на схемы, которые вы составили к словам. - Проверьте, как схемы составил сосед по парте, нет ли ошибок. - Давайте сделаем анализ слова ЛИСА. - Сколько слогов в этом слове? (2) - Назовите первый слог. (ЛИ) Назовите второй слог. (СА) - На какой слог падает ударение? (2) - Звук, с которого начинается слово гласный или согласный? (согласный) - Почему? (при произношении мешает язычок, не поётся) - Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко) - Значит в схеме обозначаем каким цветом? (зеленым) - Вспомните еще слова, где Л мягкая. (люк, ель итд.) - Хорошо, сколько слогов содержит слово ЛОСЬ? (1, так как одна гласная, подбородочек опускается один раз при произнесении слова) - Произнесите первый звук.( л) - Он согласный или гласный? (согласный) - Твёрдый или мягкий? (твердый) В схеме обозначаем синим цветом. - Назовите слова, где звук Л – твёрдый. (лук, палка, гол, ел итд) - Молодцы, а теперь ребята закроем ушки, и по очереди произнесем, Л мягкий, Л твердый, проверим звонкий это звук или глухой. - Что обнаружили? (звуки Л и Ль звонкие). - Отлично. Наши лесные гости здорово нам помогли. - Что мы сейчас с вами нового узнали?
Работа с алфавитной лентой - Хорошо, лося мы благодарим за помощь, а наша лесная гостья встретится нам еще и в наших учебниках, посмотрите, с.37: - Кто и что изображено на иллюстрации? - Из какой сказки лиса? - В каких еще русских народных сказках встречается лиса? 3. Словарная работа . Лукошко - плетеная корзина из прутьев. Лапоть – раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь, которая охватывает ступню. - Лиса приготовила вам задание: 4. Печатание в тетрадях большой и маленькой букв Л,л. - В тетради с.19 выполните задания 3, 4, 5, и напечатайте букву Л и л. И обведите лисенка по контуру, по желанию можно раскрасить рисунок. В задании 3 мы отметим рисунок, обозначающий слово, которое начинается с буквы Л. В задании 4 напечатайте буквы, которые спрятались за ширмой. В задании 5 найдите спрятанное слово ЛУНА. Учитель следит за ходом работы, при затруднении помогает, объясняет задание еще раз. |
Составляют при помощи цветных квадратиков звуковые схемы слов на партах. Два ученика работают у доски. - [л] - твердый согласный звук - [л’]
Работа в парах, взаимноконтроль.
Ответы детей. Все включены в работу.
Ответы детей.
Дети подводят итог на данном этапе. Мы узнали что звуки [л ], [л’] – согласные и звонкие, [л ]- твёрдый, в схеме это синий квадратик, а [л’] – мягкий в схеме это зелёный квадратик.
Называют - лиса, лукошко, лапоть. ( « Лисичка – сестричка и серый волк») Ответы детей (Лиса и Журавль, Лиса и заяц, Лиса и лапоть)
Выполняют задания, внимательно слушая инструкции учителя.
Два ответа отметили галочкой
Четыре буквы напечатали
В цепочке букв находят и подчеркивают слово ЛУНА Печатают новые буквы, рисуют. |
Предметные: используют условные обозначения твердого и мягкого звуков [л], [л'] с помощью фишек зеленого и синего цвета.
Коммуникативные УУД умеют договориться в паре, сотрудничают.
Регулятивные: Знакомятся с новыми звуками [л], [л’], В сотрудничестве с учителем находят варианты решения учебной задачи.
Познавательные: Ориентирование в своей системе знаний, умеют подвести итог, на основе полученной информации.
Предметные: развивают речь, расширяют словарный запас.
Познавательные: Учатся печатать буквы Л, л Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Умеют работать с тетрадью.
|
Физминутка |
Презентация « Зверята» под музыкальное сопровождение - Пришла пора нам отдохнуть. |
Выполняют упражнения динамической паузы. |
|
Закрепление. Первичное применение знаний на практике |
1.Чтение слогов и слов по столбикам и строчкам ( «Букварь» стр. 37) - Прочтите слоги и слова. - Сравните написание и произношение слов четвертого столбика. 2. Чтение предложений. Работа в парах . -Повторите правила работы в парах и в группах. - выберите из текста предложение к данной схеме 3. Беседа. - Есть ли у тебя какое либо животное? - Расскажи, как ты заботишься о нем? 4. Работа с иллюстрацией – Рассмотрите рисунки и подберите к каждому соответствующее предложение 5. Работа с пословицей - С какой буквы начинается пословица? - Сколько таких букв в пословице? - Как вы понимаете смысл пословицы? |
-К первому слову прибавляются слоги
Дети хором повторяют правила - Роман наломал веток
рассказывают о своих питомцах ответы детей
Чтение пословицы хорошо читающими детьми -С буквы «Л». - 1. Объясняют смысл пословицы. |
Познавательные: Ориентирование в своей системе знаний, осмысление прочитанного, стараются читать выразительно, по слогам, целым словом. Регулятивные: Умеют работать с учебником. В сотрудничестве с учителем находят варианты решения учебной задачи. Предметные: читают по слогам и орфоэпически. Личностные: Высказывают свое мнение, подтверждая аргументами.
|
Итог урока.
|
- Что мы делали сегодня на уроке? Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить? |
Дети отвечают на вопросы и делают выводы. |
Познавательные: Учащиеся подводят итог. |
Рефлексия |
-Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось? - Оцените свою работу сигнальными карточками.
- Давайте выйдем в круг и поиграем. Передавайте мячик друг к другу, называя слово со звуком [л] или [л’], следующий ученик должен сказать какой звук Л в этом слове – мягкий или твердый, и передавая мячик, сказать новое слово. - Всем спасибо, вы отлично потрудились сегодня на уроке. Я очень этому рада. |
Дети отвечают на вопросы и показывают знаки, играют один круг. |
Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. дают оценку своей работе и работе класса. Коммуникативные: умеют работать в команде, слушать и понимать других, умеют оформлять свои мысли в устной форме. |