Занятие для 1 класса «Звуки [л], [л']. Буква Л»
Звуки Л, Л'. Буква Л.
Цель: - развитие общих речевых навыков
- формирование экологической культуры человека
Задачи:
Воспитывающие:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
-Воспитывать интерес к занятиям.
-Воспитывать культуру поведения на занятиях.
Развивающие:
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.
-Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
-Развивать мелкую моторику рук.
Обучающие:
-Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают), об исчезающих видах.
- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
- Уточнить фонематическое представление о новом звуке.
-Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).
- Познакомить с образом печатной и строчной букой т.
-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.
Формирование УУД:
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.
Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.
Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, наборы фишек синий-зелёный-красный, цветные магниты, изображения цветов(фиалка, колокольчик, лотос, тюльпан), разрезная картинка-цветы на лугу, карточки с наложенными изображениями цветов(фиалка, тюльпан) по числу детей, изображение печатной буквы Л, изображение прописной Л, слоги ЛО ТОС (по числу детей), карточки "Найди букву Л" по числу детей, картинки - девочка, лейка, цветок, луг, человек бежит, мальчик и девочка (для работы над предложением),конвертики с частями цветка-корень, стебель, листья, лепестки, бутон, контуры цветков (по 3 на ученика) для рефлексии.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2.Актуализация знаний. Создание учебно-проблемной ситуации.
Ребятам раздаются части картинки (или уже лежат на столах) - необходимо собрать всем вместе картинку. На картинке изображены цветы.
Логопед читает стихотворение:
На лугу, цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!
(Л. Алейникова)
«Цветы»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
-Ребята, кто догадался какая у нас сегодня тема? (Цветы). Поговорим мы о цветах, но не о всех, а только о тех, которых стало очень мало, и они занесены в Красную книгу.
Послушайте внимательно, какой звук можно услышать в каждом названии цветка- лотос, ландыш, фиалка, колокольчик, лилия, лотос? В словах «лотос», «ландыш» он в начале, в слове «фиалка» в середине, в слове «лилия» в начале, в середине, звук мягкий?
- Л, Л'
3. Открытие нового знания
Ребята, давайте возьмем зеркала и будем произносить звуки Л, ЛЬ, чтобы понять чем они похожи, а в чем разные:
-Произнесите первый звук в слове “ландыш”. Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
Ещё что можете сказать?
Звук [л] в слове “ландыш” – твёрдый
показ рукой – средняя часть спинки языка опущена. А теперь
произнесите первый звук в словах “лилия”. Что изменилось?
Звук [л,] в слове “лилия” – мягкий . (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)
Дайте характеристику звуков [л], [л,]
Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий.
В чем же разница при произношении звуков ? - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.
Чтобы четко и понятно говорить, давайте сделаем зарядку для язычка.
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
4. Применение нового знания
-Ребята, посмотрите, это
КОЛОКОЛЬЧИК ПЕРСИКОЛИСТНЫЙ
Высота 30—110 см. Сокращающийся в численности вид. Занесён в Красную книгу Смоленска. Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики — одни из самых любимых в народе растений. Это видно хотя бы по ласковым местным названиям: звонцы, звоночки.
Когда созревают красные ягоды земляники, в светлых лесах и на вырубках зацветает настоящий красавец наших лесов — колокольчик персиколистный. Его нежно-голубой, крупный, классической формы цветок словно отлит из звонкого металла. Из всех видов колокольчиков он один из самых крупных. Голубые или сиренево-голубые (редко белые) рассечённые на 5 лопастей венчики с короткими зубцами свисают на ножках с верхушек стройного высокого стебля, привлекая пчёл. На ночь и в дождь колокольчики закрываются. Всё меньше остаётся этих колокольчиков в наших лесах — они страдают из-за своей привлекательности и незащищённости.
Работа на уровне слога
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит?»
- Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Отгадайте какой колокольчик звенит (большой или маленький), когда вы слышите: лу-лу-лу?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
-Ребята, а в слове колокольчик, есть звуки Л, Л'?
Давайте теперь изобразим нашими пальчиками, колокольчики, которые на ночь и в дождь закрываются, а потом открываются.
«Нежные цветки» (пальчиковая гимнастика)
Наши синие цветки (Ладони соединены в форме тюльпана. )
Распускают лепестки. (Пальцы медленно раскрываются.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Плавно покачиваются.)
Наши нежные цветки закрывают лепестки. (Медленно закрываются.)
Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук покачиваются.)
Работа на уровне слова
А теперь давайте дальше знакомиться с цветами. Какие цветы вы видите? (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Помогут вам увидеть цветы загадки. Отгадайте:
- Очень милые цветы- синевато-фиолетовые лепестки!
На лугах они растут и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки, те цветы зовут ...
(Ответ: фиалки)
ФИАЛКА — один из нежнейших и прекраснейших цветков. Относящаяся к семейству фиалковых, она предпочитает расти на берегах рек, опушках хвойных лесов, каменистых склонах, лугах. Размножается фиалка надрезанная семенами, которые образуются не каждый год. Поэтому неудивительно, что это нежное растение занесено в Красную книгу. Растет в Иркутской области,Красноярском крае.
- Давайте фишками выложим звуковую схему слова
- Следующая загадка
Из луковки вырос, |
(Тюльпан) |
ТЮЛЬПАН
Растение высотой 15-40см. Цветет в мае. Растет в степи, в Крыму. Прекрасный степной красавец. Занесен в Красную книгу. Окраска — от чисто-белой, желтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с желтым или черным пятном по центру или без него. Родоначальник культурных сортов.
- Выложим фишками слово «тюльпан» (Где находится звук Ль ? -в середине слова)
- Обведите и зарисуйте, заштрихуйте, тот цветок, в названии которого есть мягкий, с которым мы сегодня знакомимся. (тюльпан)
Физминутка (Развитие общей моторики.)
А) - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.
Раз –два-три выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал
Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!
(Движения- сидели на корточках, встали, тянутся на носочках, смотрят вверх, раскачивают руками влево — вправо, над головой, наклоняются влево, наклоняются вправо, грозят пальчиком, приседают, медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Б) Игра в мяч
-Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)
-Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)
-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)
-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)
-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)
Дифференциация л, ль в словах:
- А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего кружочка будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый. Будем выкладывать на парте длинный поезд
Слова: лотос, фиалка, лилия, ландыш, липа, василек, тюльпан, ель, елка
Игра «Собери части цветка» На столе у детей лежат конвертики в них части цветка(корень, стебель, листья, лепестки, бутон)
- Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки)
Необходимо еще сказать есть ли в слове звуки Л, ЛЬ.
Знакомство с буквой
- Молодцы. Ребята, звуки Л и Ль вы хорошо умеете различать. А теперь давайте познакомимся с буквой Л. Буква Л - это домик для звуков Л и Ль
- На, что похожа буква Л ?
- Изобразите букву Л с помощью пальчиков.
- Встаньте, изобразите букву Л в паре.
- Найди букву Л
- Игра «Собери слово»
У каждого ребенка на столе лежат слоги ЛО ТОС , необходимо собрать слово
ЛОТОС орехоносный — многолетнее водное растение. Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеет форму щита. Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. Плод-коробочка. Семена твёрдые и крупные, размером с лесной орех. Цветки лотоса крупные, 25—30 см и высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Они обладают слабым, но очень приятным ароматом. Распространен лотос на побережьях Азовского, Каспийских морей, в Азии. Лотос исчезает, так как загрязняются и осушаются водоёмы, вылавливаются со дна корневища в декоративных и пищевых целях. По берегам лотос охотно поедают дикие кабаны и домашний скот.
- Запишите получившиеся слово
Работа на уровне предложения
А) Игра «Доскажи словечко» – скажи действие наоборот
Весной цветок расцвел, а осенью - ...
У лотоса большие лепестки, а у фиалки - ...
Есть фиалка - комнатный цветок, а есть- ...
Девочка посадила цветок, а мальчик его - ...
Б) Составьте предложения по картинкам. В каких словах есть звуки Л, ЛЬ?
Картинки: - девочка, лейка, цветок (Катя поливает колокольчик)
- луг, человек бежит, мальчик и девочка (На лугу (на цветочной поляне) бегают (играют ) дети)
5. Итог занятия. Рефлексия
- С какими звуками мы познакомились на уроке?
- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)
- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Создаёт радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красивой природы вокруг нас.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
(Т. Собакин)
- А как вы считаете, какими цветами лучше любоваться? Теми, что растут в живой на лугу,в лесу, на городской клумбе или стоящими в вазе дома?
Рефлексия
У вас на столах цветочки.
Раскрасьте цветок красным-если вы все запомнили на уроке и сможете рассказать другим. Раскрасьте цветок желтым, если вам все было понятно.
Раскрасьте цветок синим, если занятие для вас показалось трудным и вы многое не поняли
В заключение хочется сказать:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля! (Ю. Антонов)