Занятие для 1 класса «Звуки [л], [л']. Буква Л»

1
0
Материал опубликован 18 February 2017 в группе

Звуки Л, Л'. Буква Л.

Цель: - развитие общих речевых навыков

- формирование экологической культуры человека

Задачи:

Воспитывающие:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

-Воспитывать интерес к занятиям.

-Воспитывать культуру поведения на занятиях.

Развивающие:

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.

-Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

-Развивать мелкую моторику рук.

Обучающие:

-Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают), об исчезающих видах.

- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.

- Уточнить фонематическое представление о новом звуке.

-Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).

- Познакомить с образом печатной и строчной букой т.

-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.

Формирование УУД:

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.

Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, наборы фишек синий-зелёный-красный, цветные магниты, изображения цветов(фиалка, колокольчик, лотос, тюльпан), разрезная картинка-цветы на лугу, карточки с наложенными изображениями цветов(фиалка, тюльпан) по числу детей, изображение печатной буквы Л, изображение прописной Л, слоги ЛО ТОС (по числу детей), карточки "Найди букву Л" по числу детей, картинки - девочка, лейка, цветок, луг, человек бежит, мальчик и девочка (для работы над предложением),конвертики с частями цветка-корень, стебель, листья, лепестки, бутон, контуры цветков (по 3 на ученика) для рефлексии.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2.Актуализация знаний. Создание учебно-проблемной ситуации.

Ребятам раздаются части картинки (или уже лежат на столах) - необходимо собрать всем вместе картинку. На картинке изображены цветы.

Логопед читает стихотворение:

На лугу, цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!

(Л. Алейникова)

«Цветы» 
Если я сорву цветок, 
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и Я, и ТЫ – 
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.

-Ребята, кто догадался какая у нас сегодня тема? (Цветы). Поговорим мы о цветах, но не о всех, а только о тех, которых стало очень мало, и они занесены в Красную книгу.

Послушайте внимательно, какой звук можно услышать в каждом названии цветка- лотос, ландыш, фиалка, колокольчик, лилия, лотос? В словах «лотос», «ландыш» он в начале, в слове «фиалка» в середине, в слове «лилия» в начале, в середине, звук мягкий?

- Л, Л'

3. Открытие нового знания


Ребята, давайте возьмем зеркала и будем произносить звуки Л, ЛЬ, чтобы понять чем они похожи, а в чем разные:

-Произнесите первый звук в слове “ландыш”. Что заметили?

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный

Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?

Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.

Ещё что можете сказать?

Звук [л] в слове “ландыш” – твёрдый

показ рукой – средняя часть спинки языка опущена. А теперь

произнесите первый звук в словах “лилия”. Что изменилось?

Звук [л,] в слове “лилия” – мягкий . (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

Дайте характеристику звуков [л], [л,]

Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий.

В чем же разница при произношении звуков ? - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Чтобы четко и понятно говорить, давайте сделаем зарядку для язычка.

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».


4. Применение нового знания

-Ребята, посмотрите, это

КОЛОКОЛЬЧИК ПЕРСИКОЛИСТНЫЙ

Высота 30—110 см. Сокращающийся в численности вид. Занесён в Красную книгу Смоленска. Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики — одни из самых любимых в народе растений. Это видно хотя бы по ласковым местным названиям: звонцы, звоночки.

Когда созревают красные ягоды земляники, в светлых лесах и на вырубках зацветает настоящий красавец наших лесов — колокольчик персиколистный. Его нежно-голубой, крупный, классической формы цветок словно отлит из звонкого металла. Из всех видов колокольчиков он один из самых крупных. Голубые или сиренево-голубые (редко белые) рассечённые на 5 лопастей венчики с короткими зубцами свисают на ножках с верхушек стройного высокого стебля, привлекая пчёл. На ночь и в дождь колокольчики закрываются. Всё меньше остаётся этих колокольчиков в наших лесах — они страдают из-за своей привлекательности и незащищённости.

Работа на уровне слога

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит?»

- Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля».  Отгадайте какой колокольчик звенит (большой или маленький), когда вы слышите: лу-лу-лу?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

-Ребята, а в слове колокольчик, есть звуки Л, Л'?

Давайте теперь изобразим нашими пальчиками, колокольчики, которые на ночь и в дождь закрываются, а потом открываются.

«Нежные цветки» (пальчиковая гимнастика)

Наши синие цветки (Ладони соединены в форме тюльпана. )

Распускают лепестки. (Пальцы медленно раскрываются.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Плавно покачиваются.)

Наши нежные цветки закрывают лепестки. (Медленно закрываются.)

Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук покачиваются.)

Работа на уровне слова

А теперь давайте дальше знакомиться с цветами. Какие цветы вы видите? (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Помогут вам увидеть цветы загадки. Отгадайте:

- Очень милые цветы- синевато-фиолетовые лепестки! 

 На лугах они растут и красиво там цветут. 
 Проявите чуть смекалки, те цветы зовут ...

 (Ответ: фиалки)


 ФИАЛКА — один из нежнейших и прекраснейших цветков. Относящаяся к семейству фиалковых, она предпочитает расти на берегах рек, опушках хвойных лесов, каменистых склонах, лугах. Размножается фиалка надрезанная семенами, которые образуются не каждый год. Поэтому неудивительно, что это нежное растение занесено в Красную книгу. Растет в Иркутской области,Красноярском крае. 

 

- Давайте фишками выложим звуковую схему слова

- Следующая загадка

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.

(Тюльпан)

ТЮЛЬПАН

Растение высотой 15-40см. Цветет в мае. Растет в степи, в Крыму. Прекрасный степной красавец. Занесен в Красную книгу. Окраска — от чисто-белой, желтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с желтым или черным пятном по центру или без него. Родоначальник культурных сортов.

- Выложим фишками слово «тюльпан» (Где находится звук Ль ? -в середине слова)

- Обведите и зарисуйте, заштрихуйте, тот цветок, в названии которого есть мягкий, с которым мы сегодня знакомимся. (тюльпан)

Физминутка (Развитие общей моторики.)

А) - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз –два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёчки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.

Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!

(Движения- сидели на корточках, встали, тянутся на носочках, смотрят вверх, раскачивают руками влево — вправо, над головой, наклоняются влево, наклоняются вправо, грозят пальчиком, приседают, медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Б) Игра в мяч

-Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

-Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

Дифференциация л, ль в словах:

- А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего кружочка будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый. Будем выкладывать на парте длинный поезд

Слова: лотос, фиалка, лилия, ландыш, липа, василек, тюльпан, ель, елка

Игра «Собери части цветка» На столе у детей лежат конвертики в них части цветка(корень, стебель, листья, лепестки, бутон)

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки)

Необходимо еще сказать есть ли в слове звуки Л, ЛЬ.

Знакомство с буквой

- Молодцы. Ребята, звуки Л и Ль вы хорошо умеете различать. А теперь давайте познакомимся с буквой Л. Буква Л - это домик для звуков Л и Ль

- На, что похожа буква Л ?

- Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

- Встаньте, изобразите букву Л в паре.

- Найди букву Л

 

 

- Игра «Собери слово»

У каждого ребенка на столе лежат слоги ЛО ТОС , необходимо собрать слово

ЛОТОС орехоносный — многолетнее водное растение. Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеет форму щита. Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. Плод-коробочка. Семена твёрдые и крупные, размером с лесной орех. Цветки лотоса крупные, 25—30 см  и высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Они обладают слабым, но очень приятным ароматом. Распространен лотос на побережьях Азовского, Каспийских морей, в Азии. Лотос исчезает, так как загрязняются и осушаются водоёмы, вылавливаются со дна корневища в декоративных и пищевых целях. По берегам лотос охотно поедают дикие кабаны и домашний скот.

- Запишите получившиеся слово

Работа на уровне предложения

А) Игра «Доскажи словечко» – скажи действие наоборот

Весной цветок расцвел, а осенью - ...

У лотоса большие лепестки, а у фиалки - ...

Есть фиалка - комнатный цветок, а есть- ...

Девочка посадила цветок, а мальчик его - ...


Б) Составьте предложения по картинкам. В каких словах есть звуки Л, ЛЬ?

Картинки: - девочка, лейка, цветок (Катя поливает колокольчик)

- луг, человек бежит, мальчик и девочка (На лугу (на цветочной поляне) бегают (играют ) дети)


5. Итог занятия. Рефлексия

- С какими звуками мы познакомились на уроке?

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Создаёт радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красивой природы вокруг нас.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

- А как вы считаете, какими цветами лучше любоваться? Теми, что растут в живой на лугу,в лесу, на городской клумбе или стоящими в вазе дома?

Рефлексия

У вас на столах цветочки.

Раскрасьте цветок красным-если вы все запомнили на уроке и сможете рассказать другим. Раскрасьте цветок желтым, если вам все было понятно.

Раскрасьте цветок синим, если занятие для вас показалось трудным и вы многое не поняли

В заключение хочется сказать:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля! (Ю. Антонов)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.