Конспект урока литературного чтения на тему: «Восприятие художественного произведения. Л.Пантелеев «Две лягушки»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Восприятие художественного произведения.
Л.Пантелеев «Две лягушки»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Восприятие художественного произведения. Л.Пантелеев «Две лягушки»
Цель урока: осмысление обучающимися главной идеи сказки Л.Пантелеева «Две лягушки»
Задачи урока:
1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Л.Пантелеева
2. Познакомить детей со сказкой, её идейно-смысловым и художественным содержанием
3. Формировать умение интонацией передавать настроение и чувство героев
4. Формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи
5. Обогащать словарный запас учеников через словарную работу
6. Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыка беглого и правильного выразительного чтения.
7. Воспитывать : умение работать в парах, группах, доброжелательное отношение к окружающим
Планируемые результаты:
Предметные:
Научить видеть нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля)
Метапредметные (УУД):
Регулятивные
Уметь соотносить свои действия в соответствии с нравственными качествами характера.
Уметь понять , что из любой ситуации можно найти выход( соотносить свои качества характера в соответствии с нравственными качествами характера.
Познавательные
Способствует осознанию обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретения опыта чтения).
Формировать новые способы действий работы с ИКТ (интерактивной доской и нетбуками), обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
Коммуникативные
Слушает и понимает речь других.
Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные
Уметь оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Уметь выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Уметь высказывать своё отношение к героям , к их поступкам.
Пополнить жизненный опыт поведения в окружающем обществе.
Оборудование: учебник, ноутбуки, эл.доска
Тип урока: изучение и первичное закрепление.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный этап Эмоциональный настрой на урок |
Настраивает детей на урок: - Сейчас у нас урок литературного чтения. Чему учимся мы на уроке? |
Читать, анализировать, узнаём об авторах произведений. |
2 |
Актуализация знаний. |
- Ребята, как называется раздел с которым мы знакомимся? - Давайте вспомним произведения каких авторов мы изучали в этом разделе. Соотнесите автора и произведение. (на доске в программе СМАРТ дети соединяют) -С произведением какого автора мы не знакомились? |
-О детях и для детей. -С.Баруздин – Как Алёшке учится надоело Н.Носов – Заплатка И.Митта – Шар в окошке И.Крылов – Лебедь, Щука и Рак М.Зощенко – Самое страшное Е.Пермяк - Две пословицы -Л.Пантелеев -Две лягушки |
3 |
Целеполагание |
-Давайте определим тему урока. -Ребята, какую цель мы поставим на урок? -Давайте составим план, по которому будем работать. |
-Леонид Пантелеев Две лягушки. -Прочитать произведение и определить его главную мысль. План: 1.Знакомство с автором 2.Знакомство с произведением 3.Беседа по содержанию 4.Анализ поступков героев 5.Определение главной мысли |
4 |
Изучение нового материала Учить анализировать, сравнивать, обобщать |
1 пункт плана -Это произведение написал Леонид Пантелеев. (Информация об авторе: Л. Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев. Детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. Был беспризорником, воспитанником Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят, скитался, долгое время не мог вернуться в семью. Затем в блокадном Ленинграде дошёл до состояния дистрофии, т.е. очень исхудал, но боролся за жизнь и выжил. -Что запомнили о писателе? 2 пункт плана -Послушаем произведение и определите к какому жанру оно относится. - Понравилась вам сказка? Почему? - К какому жанру относится произведение? - Чтобы проанализировать и объяснить непонятные слова надо ещё раз прочитать сказку. Читать будем по частям – абзацам. - Вспомните что такое абзац. 3 пункт плана -1 а)Что узнали о лягушках из этого абзаца? -Какие непонятные слова встретились? -2 а)Задайте вопросы по содержанию второго абзаца. - Какие непонятные слова встретились? -Справимся в словаре Ожегова. Как быстро найти? Погреб-это кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов. -3 а)О чём подумала трусливая лягушка? -4 а)О чём подумала храбрая лягушка? -5 а)Что случилось с лягушкой? -6а)Как вы думаете какие чувства испытала лягушка? 4 пункт плана -Давайте подберём подходящие слова для каждой лягушки. (на компьютерах вразбивку слова, которые дети выбирают, чтобы показать характер лягушек: Смелая, трудолюбивая, находчивая, выносливая, ленивая, глупая, храбрая, сильная, веселая, упрямая, закалённая, работоспособная, целеустремленная, трусиха, лентяйка, соня.) -Скажите как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы детей) 5 пункт плана -Ребята, чему учит эта сказка? – В каких словах содержится главная мысль сказки? -Подберите пословицу, которая подходит к сказке (пословицы на листочках) 1)Кто не работает, тот не ест. 2)Смелый побеждает, а трус погибает. 3)Лентяй поленился, упорный добился. 4)Под лежачий камень и вода не течёт. 5)Терпенье и труд всё перетрут. -Составим модель обложки |
-Дети рассказывают о том, что запомнили. -Дети слушают сказку в записи и определяют жанр с аргументацией(жили-были, животные говорят) -Дети читают сказку по частям цепочкой. -Дети проговаривают, затем читают определение в учебнике. Дети читают первый абзац. - Какие были лягушки. -Дети задают друг другу вопросы. -Погреб – это…. -Всё равно мне отсюда не выбраться… -Утонуть я всегда успею… -Сметана превратилась в масло -Радость, огорчение за подругу. Работа в паре на компьютере. -Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя. - Стой до конца: до победы или поражения. – Не падать духом. – Не опускай руки Работа в группах: обсуждение и высказывания. Дети в группах составляют модель из заготовок |
5 |
Рефлексия |
-Судьба Пантелеева наталкивает на мысль, что выбор сюжета не случаен. Почему? – Могла ли сказка закончиться по-другому? Как? Закончите предложения. • У нас была цель … • Я считаю, что цели урока … • Я понял … • Урок дал мне для жизни … -Оцените свою работу на уроке на волшебной линеечке. – Когда у нас что-нибудь не будет получаться и почти опустятся руки, мы не будем сердиться, злиться, ругаться, а просто скажем себе : «Не падай духом!». |
Творческое задание -Дети высказывают своё мнение -Оценивание по шкале |
6 |
Итог, д/з |
Какое д/з хотели бы выполнить? |
-Прочитать ещё раз -Пересказать -Составить план сказки |
Алина Яковлевна Корогод
Мельникова Светлана Федоровна
Сафронова Елена Леонидовна
Кожевникова Елена Владимировна