Лабораторная работа №2 п астрономии на тему «Визуальные наблюдения за Луной»
Пояснительная записка
Автор | Учитель физики МОУ «СОШ№5 п. Карымское с пришкольным интернатом» Забелина Маргарита Владимировна |
Название работы | Лабораторная работа №2 «Визуальные наблюдения за Луной» (Домашние вечерние наблюдения) |
Предмет, тема, класс | Астрономия, тема «Луна», 11 класс. |
Цель | содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках астрономии и во внеурочное время. |
Задачи | Образовательные: 1.провести визуальные наблюдения Луны; 2.добиться осознанного усвоения учащимися понятий «фаза», «новолуние», «полнолуние» и понять причины изменения вида Луны. Развивающие: 1.в ходе выполнения лабораторной работы развивать такие аналитические способности учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательный объект, делать выводы; 2. используя предложенные задания развивать умения наблюдать за небесными объектами; 3. развивать интерес учащихся к астрономии и стремление использовать полученные знания в повседневной жизни. Воспитательные: 1.в процессе выполнения заданий содействовать воспитанию таких качеств как самостоятельность, терпение, настойчивость. |
Приемы и формы работы | Используя домашнюю лабораторную работу можно провести изучение, закрепление и проверку знаний обучающихся по теме «Луна». Ученики могут выполнить задания индивидуально или в группах. |
Источники | 1. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие - Кунаш М.А. |
Лабораторная работа №2 (Домашние вечерние наблюдения)
Тема «Визуальные наблюдения за Луной»
Цель: провести визуальные наблюдения Луны
Оборудование: Луна, рабочая тетрадь, спичка.
Практическая часть
Человек во все времена интересовался Луной, ведь это очень удобный космический объект для наблюдения с Земли невооруженным глазом. Она каждый день, восходит на востоке, двигается по небу в западном направлении и заходит на западе. Это происходит вследствие суточного вращения Земли. Луна предстает перед нами в различных обличьях (смена фаз) и дает нам возможность любоваться ее пепельным светом, а находясь у горизонта, поражает огромными размерами. Луну мы можем увидеть и очень яркой (в полнолуние), и совершенно черной (в момент солнечного затмения), и красноватого цвета.
1. В течение 7-14 дней проведите визуальные наблюдения Луны.
2. По результатам наблюдений заполните таблицу.
№ | План наблюдений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Дата | |||||||
2. | Рисунок Луны | |||||||
3. | Цвет Луны | |||||||
4. | Фаза | |||||||
5. | Местоположение Луны | |||||||
6. | Определите угловое смещение Луны |
3.Какие выводы вы получили в результате наблюдений.
Указания к заданию№2.
Для пункта №5 «Местоположение» необходимо выбрать неподвижный объект (дом, дерево, фонарь и т.п.), относительно которого расположена Луна. Каждый вечер вам необходимо делать рисунок положения Луны относительно этого объекта.
Для пункта №6 «Определите угловое смещение Луны» воспользуйтесь предыдущим пунктом «Местоположение» и собственными рисунками. Визуально оцените угол, на который сдвигается Луна относительно выбранного объекта каждый вечер.
Дополнительное задание.
Периодически сближаясь с Землей, Луна меняет свои видимые (угловые) размеры. Так в перигее ее угловой диаметр в 1,12 раз больше чем в апогее. Однако вблизи горизонта Луна представляется нам в несколько раз больше, чем тогда, когда находится вдали от него. Чтобы убедиться в иллюзорности этого явления, измерьте поперечные угловые диаметры Луны в разных ее положениях (вертикальный диаметр может быть искажен из-за атмосферы). Для этого можно воспользовался спичкой, отмечая тот ее отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны. Объясните полученный результат. Сделайте вывод.