Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» (Физика, 7 класс)
Тема урока: Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Класс: 7
Цели урока
Образовательная: закрепить знания обучающихся по теме «Масса тел. Единица массы.»; организовать деятельность обучающихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент).
Развивающая: Развивать умения применить знания о способах измерения массы во время проведения лабораторной работы; развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование.
Воспитательная: воспитание дисциплинированности в классе; внимательность на уроках.
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: Практикум
Формирование УУД
Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.
Регулятивные: Составляют план и последовательность действий
Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
||||||||
Организационный момент |
Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность |
Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. |
Готовность к уроку |
||||||||
Актуализация знаний |
Организует фронтальный опрос учащихся. Работа с текстом физического содержания. (Приложение 1) Опрос. -Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? -В каких единицах она измеряется (перечислите все)? -Какие правила взвешивания на рычажных весах вы знаете? |
Слушают текст. |
Производят анализ и преобразование информации. |
||||||||
Постановка целей и задач урока |
Определение темы и цели урока Что сегодня на уроке вы хотели бы узнать? Учитель подводит итог. Сегодня вам придётся провести опыт, проанализировать увиденное, сделать выводы, объяснить и оформить результаты. Мы будем работать в группах . |
Возможные ответы обучающихся. Я хочу определить массу тел, сотового телефона, монетки, узнать, зачем мы измеряли массу. |
Тема и цель урока сформулированы |
||||||||
Лабораторная работа №1 |
Инструктаж по охране труда при работе с приборами. Обсуждение хода работы. Таблица лабораторной работы.
Запишите ваш вывод в тетрадь. Я научился определять массу…? Я определил массу… Определение массы необходимо для… |
Знакомятся с правилами работы приборами (весы, гири). Изучают план работы. Записывают в тетрадь отчёт работы. Заполняют таблицу. Определяют массы предоставленных тел. Делают вывод о проделанной работе: я научился определять массу методом взвешивания на весах. Определил массы разных тел…. |
Определение массы тела на рычажных весах, представление результатов измерений в виде таблицы, подведение итогов (выводов) проделанной работы. |
||||||||
Этап рефлексии |
Проанализируйте свои действия на уроке и заполните анкету 1. На уроке я работал ... активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я ... доволен / не доволен 3. За урок я ... не устал / устал 4. Мое настроение ... стало лучше / стало хуже 5. Материал урока ... мне был понятен / не понятен |
Отвечают на вопросы.
|
Проанализирована деятельность учащихся на уроке |
||||||||
Домашнее задание. |
|
Записывают д/з в дневники |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Весы – один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. Весь ход развития общества – в первую очередь возникновение торговли – настоятельно требовал, чтобы был изобретён прибор, способный взвешивать товар, предназначенный для продажи. И такой прибор появился. К сожалению, история не сохранила имя изобретателя весов.
Первые простейшие весы в виде равноплечие коромысла с подвешенными чашами стали применяться в древнем Вавилоне за две с половиной тысячи лет до нашей эры и в Египте за две тысячи лет до нашей эры. Все их отлично знают: коромысло с подвешенными чашами, на одну кладётся товар, на другую гири. Применялись они при меновой торговле. Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат.
А несколько позже появились неравноплечие весы с передвижной гирей – безмен. Безмен – простейшие рычажные весы. Так называемый русский безмен – металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом.
На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.
Вопросы к тексту
1. Дайте тексту название. Для каких целей создавались первые весы?
2. О каких видах весов идет речь в тексте?
3. Зачем необходимо следить за правильностью измерений на весах? Почему хранение и проверка измерений доверялась лишь ответственным организациям?
4. Нужно ли сейчас следить за качеством измерений на весах?