12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вечерова Любовь Владимировна32
Россия, Костромская обл., Галич
0

Технологическая карта урока по физике для 7 класса «Масса тела. единицы измерения массы»

Технологическая карта урока

Учитель: Вечерова Любовь Владимировна, МОУ Чёлсменская ООШ

Предмет: физика

Класс: 7

Учебник (УМК): Перышкин А.В., Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: деловая игра

Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; демонстрационные весы, наборы гирь разной массы, логотипы с названием банков.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

сформировать представление о новой величине “масса” и единицах её измерения.

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при переводе из одной единицы измерения в другую; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач.

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


 

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Повторение изученного материала по темам: Механическое движение, Инерция, Взаимодействие тел..

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

2

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Объяснение нового материала.

Введение нового понятия «масса», связь массы и скорости.

Мотивирует учащихся, вместе с ними разбирает материал новой темы.

Участвуют в работе.

14

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать, как можно определить массу с помощью весов, решение задач на массу решаемых в жизни.

Организация и контроль над процессом решения поставленных задач

Учащиеся при помощи правил определяют массу на весах, решают задачу на определение массы.

15

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

 


 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте! Сегодня наш урок пройдёт в форме деловой игры. Вы – работники двух банков: «Совкомбанк» и «Сбербанк России». Ваши банки объединились в Восточно-европейскую финансовую корпорацию и подали заявку на выделение кредита на своё развитие в Международный Валютный Фонд. К нам прибыли представители этого фонда с целью определения наиболее перспективного вложения своих финансов. Их цель – определить, стоит ли вкладывать средства МВФ в данную корпорацию. Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение наших экспертов.

Условия, инструктаж. Регламент, правила.

- Предлагаю вам самим распределить должности (директор, главный бухгалтер, счетовод, начальник службы безопасности). Сейчас вы – команда, которая должна работать слаженно для достижения общей цели. В соответствии с выбранной должностью вам будут даны задания, которые нужно решить. За каждое правильно решённое задание, вы получаете карточку “кредит”. Чем больше таких карточек, тем больше вероятность получения положительного ответа на вашу заявку в Международный Валютный Фонд.

Учащиеся слушают учителя.

Распределяют должности.

2. Актуализация знаний

Клиент, выбрав банк, должен быть уверен в безопасности своих вложений. Поэтому первое задание для работников службы безопасности, начальника и его помощников. Команда банка заинтересована дать правильный ответ. В случае, если служба безопасности затрудняется дать ответ, то вопрос можно адресовать любому из команды. Перед вами таблица, по которой вам нужно выбрать тип вопроса

Определения

Формулы

Единицы измерения

задача

20

40

60

100

20

40

60

100

Определения:

20. Дайте определение инерции. (Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел)

20. Что называют механическим движением. (Изменение с течением времени положения тела относительно других тел)

Формулы:

40. Как найти скорость тела, если известно расстояние и время.

40. Как найти пройденный путь, если известна скорость и время.

Единицы измерения:

60. Как перевести км/ч в м/с?

60. В каких единицах в Системе интернациональной измеряется время?

Задача:

100. Определите скорость самолета, который за время 30сек пролетел расстояние 450 км.

100. Паровоз движется со скоростью 10м/с. Какое расстояние он пройдет за 10 минут?

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Представьте себе такую ситуацию, выбежав из-за угла, леопард столкнулся с зайцем лоб в лоб. Кто из них отлетел дальше и почему?

Как в математике называется вес.

Кто может сформулировать, с каким понятием будем работать на уроке.

+

На прошлом уроке мы заметили, что после взаимодействия, тела приобретают различную скорость. И наша с вами задача узнать, почему так происходит? Сегодня наша с вами цель понять, что же такое масса тела, каковы единицы измерения данной физической величины, а так же научиться измерять массу тел с помощью весов.

Тема нашего урока: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Учащиеся предлагают свои решения.

Ученики: потому что масса «зайца» меньше или могут сказать, что вес меньше.

Ученики: масса.

Отвечают на поставленный вопрос (

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Так что же такое масса? Давайте вспомним опыт с двумя тележками (с.54 рис.42) А что произойдет, если на одну из тележек поставить груз. (работа по учебнику с.56 рис.46)

Учитель: Тележка, которая после взаимодействия приобрела меньшую скорость – массивнее. То есть у нее большая масса. Тележка, которая после взаимодействия движется с большей скоростью, имеет меньшую массу. По скоростям сравнивают массы взаимодействующих тележек. Ребята, давайте вспомним, каким образом мы можем измерить скорость движущихся тел?

Учитель. Верно! Молодцы! Но мы не только можем вычислить скорости данных тележек, самое главное – мы можем сравнить получившиеся скорости. И на основе сравнения сделать вывод о массах

во сколько раз скорости первого тела больше (меньше) скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго!

Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным

Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет. Это тело менее инертно.

Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

Учитель. Ребята, сейчас запишем основное определение нашего урока и дадим ему характеристику

Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.

Массу обозначают буквой m. Единицей измерения массы является килограмм (1кг). Килограмм – это масса эталона. Эталон изготовлен из сплава двух металлов: платины и иридия. Международный эталон килограмма хранится в Международное бюро мер и весов. расположенной в городе Севр (предместье Парижа, Франция).Одна из копий международного эталона килограмма имеется и в нашей стране в городе Санкт – Петербург в институте метрологии имени Д.И. Менделеева.

Учитель. Так же используются другие единицы массы, например тонна, грамм и миллиграмм.

Как вы знаете банки у нас работают не только с ценными бумагами, но также и с дорогими металлами в виде слитков и монет. А какие это металлы, кто знает? (это золото и серебро). Так вот, бухгалтерам и счетоводам нужно перевести в СИ, следующие массы ценных металлов:

Тонна

(т)

()

Грамм

(г)

Миллиграмм

(мг)

 

1,5т золота, 25г серебра, 500мг платины.

Каждая команда за правильный ответ получает карточку «Кредит»

Учитель. На практике массу тела можно узнать с помощью весов. Существуют следующие типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные. Различные весы предназначены для взвешивания разных тел, как очень тяжелых, так и очень легких. Так, например, с помощью вагонных весов можно определить массу вагона от 50т до 150т. Массу комара, равную 1мг, можно узнать с помощью аналитических весов. При выполнении лабораторных работ мы будем пользоваться учебными весами. Главной частью таких весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка – указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда весы будут находиться в равновесии?

Учащиеся: После того, как нить пережгли, тележки начинают разъезжаться с различными скоростями.

Учащиеся. Для вычисления скорости, нам необходимы так же величины пройденного пути и времени. Эти величины обозначаются следующим образом.

Измерим секундомером время движения каждой тележки (в секундах), затем с помощью линейки измерим путь, пройденный каждой тележкой (в метрах). Зная расчетную формулу вычислим скорость.

(учащиеся производят записи определений в тетрадь)

(производится запись в тетрадь).

(остальные учащиеся также в тетради переводят единицы массы, затем выполняют самопроверку по готовым данным)

Учащиеся. Весы будут находиться в равновесии, когда массы тел, лежащих на чашках весов, равны друг другу.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель. Абсолютно верно! Но вначале выполнения работы, нам нужно познакомиться с правилами взвешивания:

Правила взвешивания

1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. У школьных весов равновесия добиваются, кладя на более легкую чашку кусочки бумаги или картона.

2. Тело необходимо ставить на чашу весов, расположенную слева от вас.

3. Гири кладут на правую чашку весов. Тело и гири нужно опускать осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.

6.Для того чтобы не получилось, что мелких гирь не хватает, вначале на весы кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).

Каждому банку предлагается взвесить тела находящиеся на столе и определить их массу с учетом погрешности. Затем каждый отдел одного банка сравнивает результат с отделом другого банка. За работу дается карточка «Кредит»

Учитель: Как вы знаете, что кроме килограммов золото может еще измеряться и в унциях, а именно в тройских. 1 тройская унция равна31,1035 грамма. Директорам банка предстоит самая ответственная работа, им нужно рассчитать сколько будет тройских унций в 5 кг золота. Остальные работники занимаются текущей деятельностью, т.е выполняют тест. На выполнение тестового задание дается 10 минут. Пользоваться тетрадями, во время выполнения данной работы не рекомендуется. Желаю успехов.

Учитель: Задание выполнено. Предоставляется слово директорам банка, сколько же унций содержится в 5 кг золота? (примерно 161 унция). Хорошо. Но кроме повседневной работы в банках также проводятся аудиторские проверки сотрудниками другого банка, т.е вам нужно обменяться тестами с сотрудниками другого банка, взять ручку, и провести аудит. Посмотрите внимательно на доску, вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под тестом укажите количество правильных ответов.

1.2; 2.1; 3.3; 4.3; 5.2; 6.4; 7.3; 8.2; 9.2.

Мы получили результаты. (За работу дается карточка «Кредит»)

Учащиеся под руководством учителя выполняют взвешивание.

Директора банков выполняют задания, остальные учащиеся решают тест.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Сегодня у нас прошел несколько необычный урок физики- урок - игра. Но игра – дело серьезное. Тем более что сегодняшняя игра посвящена теме: «Банки. Банковская система», а банки, как известно, это сердце экономики. Я надеюсь, что в дальнейшем кто то из вас может и свяжет свою жизнь с работой в банке, а пока мы подведем итог урока.

Вывод из игры. Самооценка работы (рефлексия).

Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.

Как оцените свою работу на уроке

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения.

7. Информация о домашнем задании

1. § 20,21

2. Упражнение 6 (1)

3. Приведите примеры ситуаций, в которых мы интересуемся массой тел (письменно в тетрадь 3-5 ситуаций).

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела - масса.

Если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,

Трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить?

Спасибо за урок.

Учащиеся в дневники записывают задание.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.