Лабораторная работа по биологии «Изучение строения и функций головного мозга человека» (8 класс)
Цель: изучить строение и функции головного мозга человека.
Оборудование: модель головного мозга человека, рисунки головного мозга позвоночных животных и человека.
Ход работы:Если спинной мозг у всех позвоночных животных развит примерно одинаково, то головной мозг очень сильно отличается размерами и сложностью строения. Вспомним из предыдущих курсов биологии основные отделы головного мозга.
Задание 1. Соотнесите рисунок с названиями классов позвоночных животных: РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ПТИЦЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
А –
Б –
В –
Г –
Д –
1 – обонятельные доли переднего мозга (не являются отделом мозга) 2 – передний мозг
3 – средний мозг 4 – мозжечок
5 – продолговатый мозг 6 – промежуточный мозг
Особенно сильные изменения в ходе эволюции претерпел передний
мозг.
Отделы головного мозга человекаЗадание 2. Подпишите отделы головного мозга:
Передний мозг Мозжечок Промежуточный мозг Средний мозг
Мост
Продолговатый мозг
Название отдела головного мозга | Функция отдела |
| |
Название отдела головного мозга | Функция отдела |
| |
| |
| |
Задание 4. Изучите функции продолговатого мозга:
Продолговатый мозг – самый древний в эволюции отдел головного мозга, он является продолжением спинного мозга.
Серое вещество в нём лежит внутри белого, располагаясь отдельными скоплениями – ядрами. Здесь располагаются центры регуляции дыхания, работы сердца и сосудов, центры управления работой пищеварительной системы и обмена веществ. Безусловные рефлексы продолговатого мозга сходны с безусловными рефлексами спинного мозга.
Выполните опыт по инструкции:
Проделайте несколько глотательных движений подряд.
Возможны ли глотательные движения при отсутствии слюны?
Задание 5. Изучите функции мозжечка:Мозжечок – сложно организованный отдел мозга. Он так назван потому, что напоминает маленький мозг. Расположен сзади от продолговатого мозга, имеет два полушария. Серое вещество образует кору, располагаясь на его поверхности, под корой – белое вещество с погруженными в него ядрами серого вещества. Поверхность коры имеет борозды.
Мозжечок поддерживает тонус мышц, координацию движений, положение конечностей. Мозжечок принимает участие в реализации программы двигательного опыта, который откладывается в определённых отделах коры полушарий переднего мозга.
Выполните опыт по инструкции:
По команде закройте глаза, протяните руку с вытянутым указательным пальцем и кончиком пальца дотроньтесь до кончика носа.
Движение происходит плавно и быстро, в нём задействовано более 30 мышц. Последовательность мышечных движений запрограммирована в мозжечке. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обрабатывает их, вносит необходимые поправки в каждый момент двигательного акта, обеспечивая координированность, точность движений.
Задание 6. Изучите функции среднего мозга:Средний мозг – часть ствола мозга. На поверхности, обращённой к мозжечку, есть четыре небольших бугорка – четверохолмие. Верхние бугры четверохолмия – центры первичной обработки зрительной информации, их нейроны реагируют на быстро передвигающиеся в поле зрения объекты. Ни жние бугры четверохолмия – центры первичной обработки слуховой информации. Нейроны этих центров реагируют на сильные, резкие звуки, приводя слуховую систему в состояние повышенной готовности. В среднем мозге расположены также важнейшие двигательные центры, участвующие вместе с мозжечком в поддержании тонуса мышц и координации позы тела.
Проделайте опыт: Стукните по столу учебником. Что произошло с другими учениками в классе? Такой рефлекс называется ориентировочным. Он иллюстрирует реакцию центров среднего мозга на сильные, резкие звуки.
Задание 7. Самый маленький отдел головного мозга:Мозжечок
Средний мозг
Промежуточный мозг
Продолговатый мозг
Задание 8. Установите соответствие:ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ МОЗГА
А) Обеспечивает защитные безусловные 1. Средний мозг рефлексы: кашель, чихание, рвоту 2. Мозжечок
Б) состоит из парных полушарий 3. Продолговатый мозг В) осуществление ориентировочного
рефлекса
Г) является продолжением спинного мозга Д) обеспечивает координацию движений
Е) первичная обработка зрительной и слуховой информации
Ж) регулирует процессы дыхания, пищеварения, кровообращения
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
| | | | | | |
ВЫВОД: головной мозг человека имеет сложное строение. Он регулирует работу всех органов и систем органов организма человека.
*Подсказка для учителя:
Кияйкина Наталья Федоровна
Вера Геннадьевна Воеводская