12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Геннадьевна Воеводская1029
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Лабораторная работа»
6

Лабораторная работа "Изучение строения и функций головного мозга человека"

Лабораторная работа №3 Строение головного мозга.

Цель: изучить строение и функции головного мозга человека.

Оборудование: модель головного мозга человека, рисунки головного мозга позвоночных животных и человека.

Ход работы:

Если спинной мозг у всех позвоночных животных развит примерно одинаково, то головной мозг очень сильно отличается размерами и сложностью строения. Вспомним из предыдущих курсов биологии основные отделы головного мозга.

Задание 1. Соотнесите рисунок с названиями классов позвоночных животных: РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ПТИЦЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

t1667352589aa.jpg

А –

Б –

В –

Г –

Д –


Отделы головного мозга:

1 – обонятельные доли переднего мозга (не являются отделом мозга) 2 – передний мозг

3 – средний мозг 4 – мозжечок

5 – продолговатый мозг 6 – промежуточный мозг



Особенно сильные изменения в ходе эволюции претерпел передний

мозг.

Отделы головного мозга человека

t1667352589ab.jpg

Задание 2. Подпишите отделы головного мозга:

t1667352589ac.gif

Передний мозг Мозжечок Промежуточный мозг Средний мозг

Мост

Продолговатый мозг

Название отдела головного мозга

Функция отдела




Задание 3. Заполните таблицу «Функции отделов головного мозга»

Название отдела головного мозга

Функция отдела







Задание 4. Изучите функции продолговатого мозга:

Продолговатый мозг – самый древний в эволюции отдел головного мозга, он является продолжением спинного мозга.

Серое вещество в нём лежит внутри белого, располагаясь отдельными скоплениями – ядрами. Здесь располагаются центры регуляции дыхания, работы сердца и сосудов, центры управления работой пищеварительной системы и обмена веществ. Безусловные рефлексы продолговатого мозга сходны с безусловными рефлексами спинного мозга.

Выполните опыт по инструкции:

Проделайте несколько глотательных движений подряд.

Возможны ли глотательные движения при отсутствии слюны?

Задание 5. Изучите функции мозжечка:

Мозжечок – сложно организованный отдел мозга. Он так назван потому, что напоминает маленький мозг. Расположен сзади от продолговатого мозга, имеет два полушария. Серое вещество образует кору, располагаясь на его поверхности, под корой – белое вещество с погруженными в него ядрами серого вещества. Поверхность коры имеет борозды.

Мозжечок поддерживает тонус мышц, координацию движений, положение конечностей. Мозжечок принимает участие в реализации программы двигательного опыта, который откладывается в определённых отделах коры полушарий переднего мозга.

Выполните опыт по инструкции:

По команде закройте глаза, протяните руку с вытянутым указательным пальцем и кончиком пальца дотроньтесь до кончика носа.

Движение происходит плавно и быстро, в нём задействовано более 30 мышц. Последовательность мышечных движений запрограммирована в мозжечке. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обрабатывает их, вносит необходимые поправки в каждый момент двигательного акта, обеспечивая координированность, точность движений.

Задание 6. Изучите функции среднего мозга:

Средний мозг – часть ствола мозга. На поверхности, обращённой к мозжечку, есть четыре небольших бугорка – четверохолмие. Верхние бугры четверохолмия – центры первичной обработки зрительной информации, их нейроны реагируют на быстро передвигающиеся в поле зрения объекты. Ни жние бугры четверохолмия – центры первичной обработки слуховой информации. Нейроны этих центров реагируют на сильные, резкие звуки, приводя слуховую систему в состояние повышенной готовности. В среднем мозге расположены также важнейшие двигательные центры, участвующие вместе с мозжечком в поддержании тонуса мышц и координации позы тела.

Проделайте опыт: Стукните по столу учебником. Что произошло с другими учениками в классе? Такой рефлекс называется ориентировочным. Он иллюстрирует реакцию центров среднего мозга на сильные, резкие звуки.

Задание 7. Самый маленький отдел головного мозга:

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Продолговатый мозг

Задание 8. Установите соответствие:

ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ МОЗГА

А) Обеспечивает защитные безусловные 1. Средний мозг рефлексы: кашель, чихание, рвоту 2. Мозжечок

Б) состоит из парных полушарий 3. Продолговатый мозг В) осуществление ориентировочного

рефлекса

Г) является продолжением спинного мозга Д) обеспечивает координацию движений

Е) первичная обработка зрительной и слуховой информации

Ж) регулирует процессы дыхания, пищеварения, кровообращения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









ВЫВОД: головной мозг человека имеет сложное строение. Он регулирует работу всех органов и систем органов организма человека.

*Подсказка для учителя:

t1667352589ad.jpg

Опубликовано в группе «Лабораторная работа»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.11.22 в 07:41 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полноценный и содержательный ресурс!
Вера Геннадьевна Воеводская, 02.11.22 в 16:49 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.