Урок биологии «Высшая нервная деятельность человека, функции мозга, его гигиена и профилактика заболеваний» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высшая нервная деятельность (ВИД) это деятельность высших отделов подкорковых образований, обеспечивающая совместно с деятельностью других отделов мозга нормальное существование Организма и его постоянное приспособление к беспрерывно меняющимся условиям внешнего мира. Основой ВНД являются условные и сложные безусловные рефлексы — инстинкты. Общие закономерности ВНД, установленные в опытах над животными, свойственны 1гякже и человеку. Однако кора головного мозга человека обладает большей способностью к синтезу, обобщению, отвлечению от действительности, более полному и осознанному восприятию явлений Внешнего мира.
Большое значение в развитии этих способностей человека имела вторая, сигнальная система, которая играет ведущую роль при взаимосвязи с первой сигнальной системой. Она определяет обонятельную деятельность человека и лежит в основе мышления. Учение И. П. Павлова о зависимости ВНД человека от условий •существования организма имеет и в настоящее время не только Практическое, но и огромное теоретическое значение.
ФУНКЦИИ МОЗГА В ОРГАНИЗМЕ
Интерес к изучению мозга стремительно растет во всем мире преувеличения можно сказать, что человечество в равной мере используют две животрепещущие проблемы: космос и мозг. От развития этих направлений люди ожидают очень многого. Однако познание и того и другого несмотря на весьма ощутимые успехи, ещё очень больших материальных и духовных затрат.
История изучения мозга и его функций - это история ожесточенной борьбы противоположных воззрений и идей, борьбы материалистических и идеалистических воззрений. Так было не только в прошлом, не менее остро обстоит дело и сейчас.
Несколько предшествующих веков кропотливой работы по изучению анатомии мозга подготовили почву для возникновения ряда идей о его функциональной деятельности. Известие, что мозг отвечает на обычные физические раздражители, привлекло к его исследованию большое количество ученых, целые научные школы.. Внимание исследователей было также сосредоточено на выяснении связи отдельных частей головного мозга с органами чувств. Было установлено, что от органов чувств к различным, строго определенным частям мозга тянутся нервные проводники — волокна. Большой вклад в эту область знания был сделан академиком В. М. Бехтеревым. В дальнейшем указанное направление теоретически и экспериментально было разработано академиком И. П. Павловым и его школой на основании изучения условных рефлексов и получило широкую известность как механизм анализаторов. Наблюдения врачей добавили к этим данным сведение об участках мозга, имеющих отношение к функции речи. Так постепенно формировались научные представления о локализации функций в мозгу.
Сложность и многообразность функций мозга можно рассмотреть на примере деятельности мозга как эндокринной системы, которая вырабатывает гормоны, разносимые кровью по всему организму и воздействующие на различные органы и ткани.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПАТОЛОГИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Патологические изменения функций головного мозга в большинстве случаев связаны с травмой головного мозга или врожденными пороками его развития. Проявляются патологические изменения по-разному в зависимости от места и сложности травматического воздействия.
Во многих странах мира засняты фильмы, содержащие кадры показа больных: скрюченные руки и ноги; неуверенная, дрожащая походка, изнурительное содрогание рук и усиление дрожи при попытке что-либо сделать; беспомощные, безнадежные глаза. В конце фильма те же люди после операции: у них отсутствует или значительно уменьшилась дрожь при движении, наблюдается явное возрождение личности.
Издавна описаны психологами случаи различного рода нарушений речевой деятельности: путаницы, оговорки и другие дефекты. Давно замечено, что некоторые люди искажают слова или имена, Которые ассоциируются у них с неприятными воспоминаниями или отрицательными эмоциями. Часто удаётся выявить причины, вызывающие эти явления. Это позволяет утверждать, что подобные явления не случайный срыв, а организованный процесс, когда где-то в бесчисленных каналах связей мозговых структур, определяющих слова и поступки, подменяется или уничтожается сигнал, чреватый неприятными ощущениями.
Методы Электрофизиологии прочно вошли в повседневную практику медицины и сегодня широко используются в неврологической. И психиатрической клинике. Например, с их помощью можно быстро, точно и без вреда для организма определять локализацию различных очаговых поражений ткани мозга (кровоизлияния, опухоли).
Современные достижения науки и техники (и главным образом электроники) дают в руки медицины новые методы борьбы с болезнями, еще совсем недавно считавшимися неизлечимыми.
В последние годы уже тысячам людей были введены в различные структуры мозга электроды, с тем чтобы исправить те или иные дефекты в деятельности мозга.
Подумайте и ответьте. 1. Какое-значение в познании окружающего мира имеет ВНД человека? 2. Каковы функции мозга в приспособлении человека к изменяющимся условиям окружающей среды? 3. Почему головной мозг, можно рассматривать как эндокринную систему? 4. Каков механизм познания окружающего мира? 5. Каковы патологические изменения функций головного мозга и каковы современные методы его лечения?
Объясните значение терминов: сознательная деятельность, мышление, локализация функций, структуры мозга, электроды.
Локализация функций в коре головного мозга
Строение и функции головного мозга
Что такое нарушения письменной и устной речи и как их можно предотвратить?
Электрофизиологические методы исследования
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html