Лабораторная работа по экологии «Изучение особенностей строения растений-хищников» (8–10 классы)

4
0
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ

Основу возникновения и существования любого биоценоза со­ставляют отношения организмов, их связи, в которые они всту­пают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.

Можно выделить следующие взаимоотношения

Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.

Хищничество — способ добывания пищи и питания живот­ных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и по­едают других животных.

Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.

Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не при­чиняя последнему вреда.

Синойкия форма симбиоза, разновидность комменсализ­ма; совместное проживание двух организмов разных видов, по­лезное для одного и безразличное для другого

Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.

Зоохорияформа межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.

В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:

1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остат­ками).

2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет ус­ловия жизни другого.

3.Форические связи. Это участие одного вида в распростра­нении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.

4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.

Большой интерес представляют высшие растения, питающие­ся органическим азотом. Эта группа растений получила название насекомоядных. Все насекомоядные растения являются обитате­лями болот. Во флоре ХМАО-Югры встречаются различные виды росянок, пузырчатка. Листья росянки снабжены железистыми волосками, которые выделяют липкую жидкость, к ней прилипа­ют мелкие насекомые — комары, мухи. При прилипании насекомо­го пластинка листа свертывается, и растение начинает выделять гидролитические ферменты, разлагающие белки. В болотистых водоемах обитает пузырчатка. Она имеет характерные пузыре­видно измененные листья, в такой пузырек проникают мелкие рачки, которые затем перевариваются растением.

 


 

 

Цель работы: изучение особенностей морфологического и анатомического строения насекомоядных растений (росянки, пузырчатки).


 


 

Материалы и оборудование: микроскоп; предметные и по­кровные стекла; препаровальные иглы; безопасные лезвия; герба­рий насекомоядных растений; фиксированные препараты насеко­моядных растений


 

Ход работы. Рассмотрите гербарные и фиксированные образ­цы насекомоядных растений и сделайте их морфологическое опи­сание: размеры, морфологию листьев, опушенность, особенности строения цветка, стебля, корней. Затем сделайте поперечные сре­зы листьев в бузине и рассмотрите анатомию листа, обратите внимание на строение фотосинтезирующих тканей, а также про­водящей системы. Сделайте зарисовки растений, подпишите ор­ганы растений, зарисуйте анатомическое строение листьев, от­метьте особенности строения. На основе полученных наблюде­ний сделайте выводы.


 

Контрольные вопросы


 

1.Объясните, что такое насекомоядность.

2.С чем связано появление данного типа питания у растений?

3.Для насекомоядных организмов характерен автотрофный или ге­теротрофный тип питания?

4.Каковы особенности морфологического строения насекомоядных растений?

5.Назовите анатомические особенности строения листьев изучен­ных видов.


 

Растения хищники

 

 

 


 

Удивительные растения хищники

 

 

 


 

5 ХИЩНЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ЕДЯТ ЖИВОТНЫХ

 

 

 

Ресурсы:

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации