Лабораторная работа по экологии «Изучение особенностей строения растений-хищников» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
Большой интерес представляют высшие растения, питающиеся органическим азотом. Эта группа растений получила название насекомоядных. Все насекомоядные растения являются обитателями болот. Во флоре ХМАО-Югры встречаются различные виды росянок, пузырчатка. Листья росянки снабжены железистыми волосками, которые выделяют липкую жидкость, к ней прилипают мелкие насекомые — комары, мухи. При прилипании насекомого пластинка листа свертывается, и растение начинает выделять гидролитические ферменты, разлагающие белки. В болотистых водоемах обитает пузырчатка. Она имеет характерные пузыревидно измененные листья, в такой пузырек проникают мелкие рачки, которые затем перевариваются растением.
Цель работы: изучение особенностей морфологического и анатомического строения насекомоядных растений (росянки, пузырчатки).
Материалы и оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; препаровальные иглы; безопасные лезвия; гербарий насекомоядных растений; фиксированные препараты насекомоядных растений
Ход работы. Рассмотрите гербарные и фиксированные образцы насекомоядных растений и сделайте их морфологическое описание: размеры, морфологию листьев, опушенность, особенности строения цветка, стебля, корней. Затем сделайте поперечные срезы листьев в бузине и рассмотрите анатомию листа, обратите внимание на строение фотосинтезирующих тканей, а также проводящей системы. Сделайте зарисовки растений, подпишите органы растений, зарисуйте анатомическое строение листьев, отметьте особенности строения. На основе полученных наблюдений сделайте выводы.
1.Объясните, что такое насекомоядность.
2.С чем связано появление данного типа питания у растений?
3.Для насекомоядных организмов характерен автотрофный или гетеротрофный тип питания?
4.Каковы особенности морфологического строения насекомоядных растений?
5.Назовите анатомические особенности строения листьев изученных видов.
Растения хищники
Удивительные растения хищники
5 ХИЩНЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ЕДЯТ ЖИВОТНЫХ
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html