12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Ирина Николаевна37
Россия, Свердловская обл., с. Туринская Слобода
4

Лабораторная работа по теме «Однородные члены предложения» 8 класс

Лабораторная работа по теме "Однородные члены предложения"

8 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (по Т.И. Шамовой) или урок развивающего контроля (Л.Г. Петерсон).

Вид урока: лабораторная работа в группах.

Технология разноуровневого обучения.

Цель: проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Однородные члены предложения».

Задачи.

Обучающие: повторить и систематизировать сведения по теме, уметь находить в предложении ОЧ и обобщающие слова при них, различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки постановки знаков препинания, совершенствовать речевые умения в соответствии с нормами употребления однородных членов предложения.

Развивающие: развивать познавательный интерес к теме, коммуникативные навыки при работе в группах, логическое мышление, умение объяснять особенности предложений с ОЧ, анализировать данные предложения, делать выводы, совершенствовать речевые умения.

Воспитывающие: вовлекать в активную практическую деятельность на уроке, способствующую воспитанию любви к русскому языку, формированию правильной, грамотной речи, становлению чувства ответственности при коллективной работе.


Ход урока.


1. Организационный момент

2. Объяснение целей и задач урока

Учитель. Мы закончили изучение ещё одной темы по синтаксису – «Однородные члены предложения». Сегодня нам предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. А для этого урок обобщения и систематизации знаний по ней проведем в форме лабораторной работы под пристальным вниманием учёного совета (представить).

У вас есть замечательная возможность проявить свои знания. Работать вы будете в группах. Каждая группа получит вот такой бланк (показывает). Здесь вы видите перечень заданий, которые вам предстоит выполнить, и количество баллов за правильное выполнение, а также соотношение набранных баллов и оценки.

Все задания выполняются в готовых бланках, поэтому старайтесь заполнять их аккуратно. Приступая к работе, помните, успех будет зависеть от всех вас. Поэтому вы должны в равной степени приложить усилия, чтобы набрать как можно больше баллов. Успехов!

3. Работа в группах

Первое заданиетеоретические знания по теме. Известно всем, что без теории нет практики, поэтому прежде чем приступить к практическим заданиям, проверьте, насколько вы подготовлены теоретически. Ваша задача: вставить в определение соответствующий термин. За правильное выполнение данного задания вы получаете 8 баллов.

Задание №1

1. Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую ____________________ функцию.

2. Однородные члены соединены между собой _____________________ связью.

3.Однородные члены, имеющие при себе зависимые слова, являются _____________________.

4. Определения, которые характеризуют разные признаки предмета, называются _________________________.

5. Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая. Такая связь называется ________________________.

6. Запятая ставится между однородными членами, если они соединены _________________________, ________________________, ____________________

союзами.

7. Никогда не разделяются запятой ________________________________________ с повторяющимися союзами и…и, ни…ни.

8. В предложении _______________________________ является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.


Учитель. Я бы хотела процитировать вам слова академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы их понимаете?

Итак, переходим к практической части лабораторной работы, которая позволит нам проверить, в какой степени вы владеете знаниями по теме «ОЧП».

Задание второе – пунктуация при ОЧП. Ваша задача: правильно расставить знаки препинания, подчеркнуть ОЧП. За выполнение этого задания вы получаете 10 баллов.

Задание 2

Прочитайте предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания:

1. Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

2. Я люблю идти в лесу тихо с остановками.

3. Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

4. Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.

5. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

6. Колокольчик звонко плачет и хохочет и бежит.

7. Она просыпалась ни свет ни заря.

8. Все человечество Каштанка делила на две неравные части на хозяев и заказчиков.

9. Все вокруг люди птицы травы звери с восхищением слушают песню соловья.

10. Ни синица ни воробей ни сойка никто не сравнится по исполнению песен с соловьём.

Учитель. «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий», - писал Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский, известный критик 19 века.

Однородные члены украшают речь, делают ее экспрессивной, помогают более ярко, точно передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

Задание третье – редактирование предложений. Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Ваша задача: изучить таблицу и записать отредактированные предложения. За выполнение этого задания вы получаете 12 баллов.

Причина ошибки

Пример ошибки

Исправление ошибки

1.Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

В вольере содержались гориллы и шимпанзе.

2.Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины.

По улице шли обычные мужчины и женщины, а также солдаты.

3.Нарушение лексической сочетаемости

Шёл дождь и два студента.

Шел дождь. Два студента торопились домой.

4.Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

Демонстранты шли с радостными лицами и несли плакаты.

5.Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

Школьники из Сибири побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

...не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.

6.Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

...на улицах, площадях, в скверах.

7.Нарушение

согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия.

...представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии.

8.Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических конструкций

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

...учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или... учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...

9.Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении

В ходе прений были внесены предложения и замечания.

В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания.

10.Нарушение норм управления в случае, когда однородные члены требуют разных падежей управляемого слова

Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами.

Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними.

11. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов

Герой умен, находчив, наблюдательный.

Герой умен, находчив, наблюдателен.

Герой умный, находчивый, наблюдательный.

12. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного

Я люблю сочинять стихи и чтение.

Я люблю сочинять стихи и читать книги.


Учитель. А теперь можно приступить и к конструированию предложений. Ваша задача: составить предложения по данной характеристике, грамотно, красиво, четко выражая свои мысли, и построить их схемы.

Характеристика

предложения

Примеры

предложений

Схемы

предложений

1

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью



2

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительным одиночным союзом




3

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью



4

Предложение с несколькими рядами однородных членов



5

Предложение с двойным союзом



6

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительным повторяющимся союзом



7

Предложение с неоднородными определениями



8

Предложение с обобщающим словом при однородных членах, стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается




Учитель. Пока ученый совет подводит итоги, я хочу предоставить вам еще одну информацию.

На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности.

Стилистические фигуры речи.

Градация. Восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Чайник на плите запел, заворчал, забубнил на весь дом.

Нисходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе уменьшающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Каждый день, каждый час, каждую минуту я думаю о тебе.

Бессоюзие. 1) создаёт имитацию быстрой смены настроения, 2) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Многосоюзие - увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления.

ряды однородных членов). И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Задание

Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях и с какой целью?

Подведение итогов ученым советом.

Рефлексия.

Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке.

ВЫВОД: Выполняя эту работу,

1. я научилась(ся)…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. мне захотелось..


Итоги урока.

Таким образом, работая с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, вы не только повторили сведения по теме, закрепили навыки постановки знаков препинания, но и совершенствовали речевые умения в соответствии с нормами употребления однородных членов предложения.


Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему: «Последний месяц зимы».

2. Поисковая работа «Особые случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами».


Бланки заданий

Задание №1

1. Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую ____________________ функцию.

2. Однородные члены соединены между собой _____________________ связью.

3.Однородные члены, имеющие при себе зависимые слова, являются _____________________.

4.Определения, которые характеризуют разные признаки предмета, называются _________________________.

5. Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая. Такая связь называется ________________________.

6. Запятая ставится между однородными членами, если они соединены _________________________, ________________________, ____________________ союзами.

7. Никогда не разделяются запятой ________________________________________ с повторяющимися союзами и…и, ни…ни.

8. В предложении _______________________________ является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.


                                             Ключи к 1 заданию

1. Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

2. Однородные члены соединены между собой сочинительной связью.

3.Однородные члены, имеющие при себе зависимые слова, являются распространенными.

4. Определения, которые характеризуют разные признаки предмета, называются неоднородными.

5. Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая. Такая связь называется бессоюзная.

6. Запятая ставится между однородными членами, если они соединены противительными, повторяющимися, двойными союзами.

7. Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и…и, ни…ни.

8. В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.

                                                      Задание 2

Прочитайте предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания:

1. Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

2. Я люблю идти в лесу тихо с остановками.

3. Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

4. Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.

5. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

6. Колокольчик звонко плачет и хохочет и бежит.

7. Она просыпалась ни свет ни заря.

8. Все человечество Каштанка делила на две неравные части на хозяев и заказчиков.

9. Все вокруг люди птицы травы звери с восхищением слушают песню соловья.

10. Ни синица ни воробей ни сойка никто не сравнится по исполнению песен с соловьём.


Ошибки при употреблении однородных членов в предложении


Причина ошибки

Пример ошибки

Исправление ошибки

1.Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

В вольере содержались гориллы и шимпанзе.

2.Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины.

По улице шли обычные мужчины и женщины, а также солдаты.

3. Нарушение лексической сочетаемости

Шёл дождь и два студента.

Шел дождь. Два студента торопились домой.

4.Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

Демонстранты шли с радостными лицами и несли плакаты.

5.Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

Школьники из Сибири побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

...не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.

6.Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

...на улицах, площадях, в скверах.

7.Нарушение

согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия.

...представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии.

8.Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических конструкций

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

...учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или... учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...

9.Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении

В ходе прений были внесены предложения и замечания.

В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания.

10.Нарушение норм управления в случае, когда однородные члены требуют разных падежей управляемого слова

Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами.

Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними.

11. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов

Герой умен, находчив, наблюдательный.

Герой умен, находчив, наблюдателен.

Герой умный, находчивый, наблюдательный.

12. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного

Я люблю сочинять стихи и чтение.

Я люблю сочинять стихи и читать книги.


                                                         Задание 3

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Ваша задача: изучить таблицу и записать отредактированные предложения.


Причина ошибки

Пример ошибки

Исправление ошибки

1.Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.


2.Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины.


3. Нарушение лексической сочетаемости

Шёл дождь и два студента.


4.Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.


5.Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

Школьники из Сибири побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.


6.Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.


7.Нарушение

согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия.


8.Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических конструкций

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.


9.Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении

В ходе прений были внесены предложения и замечания.


10.Нарушение норм управления в случае, когда однородные члены требуют разных падежей управляемого слова

Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами.


11. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов

Герой умен, находчив, наблюдательный.


12. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного

​​​​​​​

Я люблю сочинять стихи и чтение.


Задание 4

Составить предложения по данной характеристике и построить их схемы.


Характеристика

предложения

Примеры

предложений

Схемы

предложений

1

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью



2

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительным одиночным союзом




3

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью



4

Предложение с несколькими рядами однородных членов



5

Предложение с двойным союзом



6

Предложение с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительным повторяющимся союзом



7

Предложение с неоднородными определениями



8

Предложение с обобщающим словом при однородных членах, стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается



Стилистические фигуры речи.

Градация. Восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Нисходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе уменьшающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Бессоюзие. 1) создаёт имитацию быстрой смены настроения, 2) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.

Многосоюзие - увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления.



Рефлексия

Выполняя эту работу,

1. я научилась(ся)…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. мне захотелось…


Лист учета

Однородные члены предложения


Дата __________Класс__________
№ _____
Ф.И. участников группы:
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________

Задания Кол-во баллов
1. Теоретические знания 8
2. Пунктуация при ОЧП 10
3. Редактирование предложений 12
4. Конструирование предложений 8

Количество набранных баллов Оценка
38-35 "5"
34-30 "4"
29-23 "3"
меньше 23 «2»


Желаем успеха!


Система оценивания


Задание

1

2

3

4

Теория– 8 б.





Пунктуация при ОЧП – 10 б.





Редактирование предложений – 12 б.





Конструирование предложений – 8 б.





Сумма баллов







Количество набранных баллов Оценка

38-35 "5"

34-30 "4"

29-23 "3"

                                                       меньше 23 «2»


Опубликовано


Комментарии (1)

Екатерина Александровна, 31.01.23 в 18:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за замечательный и полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.