Лабораторная работа «Системы активной безопасности управления автомобилем»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Системы активной безопасности управления автомобилем»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Тормозные системы.
Тема занятия: лабораторная работа «Системы активной безопасности управления автомобилем».
Время: 2 часа.
Цель работы: ознакомиться с внедряемыми системами активной безопасности и управления на автомобильном транспорте.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование у студентов профессиональных навыков в изучении систем активной безопасности и управления на автомобильном транспорте.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания с внедряемыми системами активной безопасности и управления на автомобильном транспорте.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Антипробуксовочная система (ASR)помогает водителю предотвратить потерю тяги в колесах с помощью электрогидравлической системы, которая контролирует двигатель и тормоза в неблагоприятных дорожных условиях или, если водитель использует чрезмерное ускорение и колеса начинают скользить на асфальте. Эта система помогает водителю сохранить контроль над автомобилем.
Управляется система бортовым компьютером, который контролирует вращение колес после включения зажигания. Мониторы компьютера сравнивают ускорение и скорость вращения ведущих колес с ведомыми колесами. Компьютер активирует антипробук - совочную систему, когда вращение колес превышает порог скольжения. Система ASR активирует дифференциал тормозного клапана для контроля тормозного цилиндра, и крутящий момент двигателя применяется к заторможенному колесу. Пробуксовочная система переходит от дифференциального управления тормозом к управлению двигателем, чтобы уменьшить мощность двигателя. В некоторых системах ASR задерживает зажигание или уменьшает подачу топлива к конкретным цилиндрам для снижения мощности на скоростях более 80 км/ч. Вспышки контрольной лампы на щитке приборов указывают на срабатывание системы.
Система имеет следующие достоинства:
уменьшает опасность повреждения покрышек;
повышает безопасность движения по зимним дорогам;
обеспечивает безопасное и комфортное начало движения на скользкой дороге;
позволяет экономить топливо;
обеспечивает безопасность движения при поворотах на скользких дорогах.
Система курсовой устойчивости является механизмом для сохранения устойчивости автомобиля и его управляемости за счет своевременного определения и устранения различных критических ситуаций, которые возникают в дорожных условиях. Оснащение автомобилей системой курсовой устойчивости на всех автомобилях стало обязательным в некоторых странах.
Данная система помогает водителю удерживать автомобиль в пределах траектории, заданной водителем, при различных режимах движения, например при разгоне, торможении, движении по прямой, на виражах, при свободном качении и т.д.
Система курсовой устойчивости — это система активной безопасности и включает в себя такие устройства, как ABS (антиблокировочная система тормозов), EBD (система распределения тормозных усилий), EDS (электронная блокировка дифференциала) и ASR (антипробуксовочная система).
В системе курсовой устойчивости объединяются входные сенсоры, блок управления и гидравлический блок в роли исполнительного механизма.
В конструкцию системы курсовой устойчивости входят следующие подсистемы, которые помогают ее функции — усилителя тормозов: система предотвращения опрокидывания и столкновения, системы стабилизации автопоезда и увеличения эффективности тормозов при нагреве, система удаления воды и влаги с тормозных дисков и др.
Система автоматической парковки помогает водителю решить некоторые из проблем парковки и движения в условиях плотной городской застройки. Самопаркующийся автомобиль может поместиться в небольших пространствах, с задачей въезда в которые большинство водителей попросту не могут справиться самостоятельно.
Система автоматической парковки помогает водителю найти место для стоянки, занять как можно меньше пространства и закончить парковку в возможно меньшее время.
В настоящее время на большинстве моделей автомобилей преобладают полностью автоматизированные системы помощи при парковке, однако есть и полуавтоматические.
Полностью автоматизированные системы парковки управляются одной кнопкой, и автомобиль самостоятельно найдет место для парковки, сканируя парковочные места с достаточной площадью.
Парковочные места и положение автомобиля относительно него будут всегда отображаться на дисплее бортового компьютера.
Система управления движения под уклон (HDC—Hill Descent Control)обеспечивает улучшение управляемости автомобилем при движении на склонах и по бездорожью. Она работает совместно с антиблокировочной системой тормозов следующим образом: если при движении под уклон торможения двигателем оказывается недостаточно для достижения скорости, соответствующей включенному диапазону передач и положению педали газа, система HDC осуществляет автоматическое подтормаживание колес и водитель может пролжать движение, не нажимая на педаль тормоза. Система включается принудительно кнопкой на приборной доске и, как правило, работает при условиях: уклон не более 20°, скорость движения не более 20 км/ч, педаль тормоза (газа) не нажата. Принцип ее работы заключается в следующем: при чрезмерном ускорении датчики подают сигналы в блок управления, который включает насос тормозной системы, открывает впускные и клапаны высокого давления, что обеспечивает необходимое подтормаживание автомобиля. При достижении автомобилем заданной оптимальной скорости торможение прекращается. При дальнейшем движении цикл повторяется. Отключается система повторным нажатием клавиши включения или автоматически при нажатии педали тормоза (газа), уменьшения величины уклона до 12‘ и меньше.
Систему HDC можно включить при скорости движения менее 80 км/ч. На автомобилях с механическими коробками передач HDC может использоваться на первой и задней передачах при повышенном диапазоне и на всех передачах при пониженном диапозоне. На автомобилях с автоматическими коробками передач HDC может использоваться в положениях D (передний ход), R (задний ход) или Command Shift при повышенном диапазоне и в положениях D, R и всех Command Shift при пониженном диапазоне. При движении в режиме D автомобиль выбирает подходящую передачу. Для включения HDC необходимо нажать и отпустить кнопку включения/выключения HDC на рулевом колесе.
Система HDC автоматически включается некоторыми специальными программами системы Terrain Response. Если сигнализатор HDC мигает, значит, система включена, но в данный момент не работает. Это вызвано несоблюдением условий работы системы (например, слишком высокая скорость движения).
Если система HDC выключается во время работы, сигнализатор замигает в период плавного отключения — это позволяет автомобилю постепенно набрать скорость. Если скорость автомобиля превышает 80 км/ч, система HDC отключается и индикатор HDC гаснет.
При включенной системе НДС скорость движения под уклон можно изменять при помощи переключателей круиз — контроля на рулевом колесе.
Система поддержания заданной скорости — адаптивный круиз-контроль(ACC— Adaptive Cruise Control) предназначена для обеспечения движения автомобиля в режиме заданной скорости, ускорения и торможения. Состоит система из блока управления с датчиками и исполнительных устройств, с помощью которых осуществляется определение и управление следующими параметрами:
скорость автомобиля в потоке и дистанция между ними;
боковое ускорение;
радиус поворота и положение рулевого колеса;
подтормаживание автомобиля (увеличение подачи и давления тормозной жидкости в системе);
изменение крутящего момента за счет управления мощностью двигателя.
Применение системы поддержания заданной скорости позволяет снизить усталость водителя в дороге и, таким образом, сократить влияние человеческого фактора на возникновение аварийных ситуаций.
Заданная скорость может не поддерживаться на подъемах или спусках. На крутом подъеме скорость может снизиться ниже 40 км/ч. В этом случае круиз — контроль отключится и нужно пользоваться педалью акселератора. На крутом спуске скорость может превысить заданную. В этом случае необходимо отключить круиз — контроль.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Назовите назначение и принцип действия антипробуксовочной системы (ASR)?
Каковы назначение и принцип действия антиблокировочного механизма тормозной системы (ABS)?
Каковы назначение и принцип действия системы курсовой устойчивости?
Какие системы автомобиля обеспечивают работу системы курсовой устойчивости?
Каковы назначение и принцип действия системы автоматической парковки?
Каковы назначение и принцип действия системы управления движением под уклон [HDC]? Каково максимальное значение уклона, при котором она может действовать, и какой должна быть максимальная скорость при этом?
Каков принцип действия системы поддержания заданной скорости — адаптивный круиз — контроль [АСС]? Какие параметры движения автомобиля контролирует эта система при включении?
В каких случаях не рекомендуется включать систему поддержания заданной скорости? Как отключается эта система?
Какие устройства входят в системы активной и пассивной безопасности?