Доклад «Управление безопасностью жизнедеятельности»
Доклад
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Законодательная база безопасности жизнедеятельности.
Основой управления Безопасностью Жизнедеятельности является ее законодательная база – это совокупность законодательных актов долговременного действия, которые устанавливают правила, нормы и порядок взаимодействия всех структур исполнительной власти и населения по предупреждению и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций.
Основные общегражданские законодательные акты:
1. Закон РФ «О защите населения и территории от Чрезвычайных Ситуаций природного и техногенного характера» - 1994 г.
2. Постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций» - 1995, 2003 г.
3. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» - 1995 г.
4. Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя РФ» - 1995 г.
5. Закон РФ «Об экологической экспертизе» - 1995 г.
6. Закон РФ «О Гражданской обороне» - 1998 г.
Основным законом, определяющим условие Безопасности Жизнедеятельности, является первый:
Он устанавливает:
- условия и правила предупреждения возникновения Чрезвычайных Ситуаций.
- условия максимально возможной минимизации потерь и ущерба при возникновении Чрезвычайных Ситуаций.
- условия ликвидации Чрезвычайных Ситуаций.
В этом законе определены права и обязанности населения при угрозе и возникновении ЧС.
Права населения:
- полная информированность о степени опасности в зонах Чрезвычайных Ситуаций;
- возможность использования средств защиты, которые находятся в распоряжении органов исполнительной власти;
- принимать участие в повышении устойчивости жизнедеятельности путём подачи устных или письменных предложений в органы исполнительной власти;
- участвовать в ликвидации Чрезвычайных Ситуаций в соответствии с порядком, установленным законом;
- компенсация потери здоровья в зоне Чрезвычайных Ситуаций и прохождение медицинской реабилитации;
- компенсация при утрате жилья и имущества в зоне Чрезвычайных Ситуаций;
- пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности в зоне Чрезвычайных Ситуаций;
- пенсионное обеспечение при потере кормильца в зоне Чрезвычайных Ситуаций.
Обязанности населения:
- знать и выполнять условия Безопасности Жизнедеятельности;
- принимать участие в мероприятиях государства по повышению устойчивости жизнедеятельности.
2. Гражданская оборона в схеме безопасности жизнедеятельности
Гражданская оборона (ГО) – комплекс мероприятий, предназначенных для защиты населения, в основном, в военное время.
Мероприятия ГО вводятся в действие:
- при объявлении войны;
- при объявлении чрезвычайного положения;
- при массовом применении средств поражения в других случаях.
Готовятся мероприятия ГО, как в мирное, так и в военное время.
Задачи ГО аналогичны задачами РСЧС с учетом особенностей, массовости и одновременности применения средств поражения:
- значительное количество погибших и раненых;
- уничтожение большого количества жизненно-важных объектов;
- уменьшение возможного времени для ликвидации этих последствий.
Для проведения мероприятий ГО созданы специальные силы:
- войска ГО;
- гражданские организации ГО;
а) Гражданские организации формирования объектов;
б) Гражданские организации формирования служб.
Войска ГО – специальные военизированные формирования, набор и служба в которых осуществляется на основе призыва или контрактов.
Гражданские организации ГО – не военизированные формирования, предназначенные для реализации мероприятий ГО в военное время.
При этом формирования объектов ГО создаются только на потенциально опасных объектах и объектах важного государственного значения.
Формирования служб создаются на всех объектах и предназначены для реализации способов защиты населения при выполнении мероприятий ГО.
В гражданские организации ГО могут привлекаться граждане РФ, вне зависимости от пола, от 18 лет до пенсионного возраста за исключением:
- граждан, имеющих на руках мобилизационное предписание;
- инвалидов всех групп;
- беременных и женщин, имеющих детей до 7 лет, за исключением женщин имеющих медицинское образование (возраст детей до 3-х лет).
Примечание: Участие в мероприятиях ГО являются обязанностью и долгом всех граждан страны.
Повседневное управление безопасностью жизнедеятельности осуществляется с использованием общих органов управления как для РСЧС, так и для ГО:
- МЧС;
- Региональный центр;
- Штабы по Чрезвычайным Ситуациям и делам ГО субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Организация повседневного управления осуществляется в соответствии с положениями трёх групп документов:
- законодательной базы о Безопасности Жизнедеятельности;
- ежегодным постановлениям правительства об итогах предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций прошедшего года и задачах на следующий год;
- ежегодным аналитическим прогнозом возможных Чрезвычайных Ситуаций, которые с большей вероятностью могут возникнуть в следующем году.
Примечание: Аналитический прогноз возможных ЧС следующего года составляется МЧС с учётом следующих факторов:
- анализ причин возникновения ЧС за предыдущие 3-5 лет;
- прогноз возможных масштабных изменений окружающей природной среды;
- состояние производительных сил страны
Контрольные вопросы.
1. Права населения при угрозе и возникновении ЧС?
2. Обязанности населения по повышению устойчивости жизнедеятельности?
3. Гражданская оборона и её особенности?
4. Задачи Гражданской обороны?
5. Силы Гражданской обороны?
6. Комплектование сил Гражданской обороны?
7. Повседневное управление Безопасностью жизнедеятельности?