12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леся Петровна Бакун161
город Омск. Образование - высшее педагогическое (музыка, история, логопедия). БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов" - учитель-логопед. Совмещение с работой в центрах раннего развтития Опыт работы -5 лет.
Россия, Омская обл., Омск

Лексическое истощение

(беседа с родителями)


В данной статье хотелось бы обратить внимание родителей на лексическую сторону речи детей. Что такое лексика? Если объяснить очень просто, то это наш словарный запас, возможность выражать свои мысли словом не только грамотно, но и выразительно. К сожалению, дети испытывают серьезные затруднения в изложении своих мыслей. Часто мы слышим набор не связанных между собой слов или слова между собой не согласуются. Складывается впечатление, что ребенок испытывает серьезный дефицит нужных слов, иными словами – лексическое истощение. Но всегда ли родители обращают на это свое внимание? Придают ли значение тому, как ребенок пытается что-то рассказать, и получается ли у него это сделать внятно, правильно и выразительно? А вместе с тем, дети - зеркало взрослых. Их речь - речь взрослых. Какой лексически внятный, правильный и красивый язык у взрослых - такой и у детей. И наоборот, если взрослые не задумываются, как они говорят, часто используют слова-шаблоны, укороченные слова, речь ограничивается бытовым словарем, двухсложными фразами, в семье мало читают, не принято делиться прочитанным, нет привычки подбирать слова и задумываться об уместности сказанного, то дети перенимают такой отрицательный опыт. Конечно, школа обогащает словарный запас, развивает мировоззрение, а значит и язык детей. Но, не надо забывать, что семья прежде всего является носителем культуры речи или отсутствия таковой. Поэтому, ответственность родителей в формировании словарного запаса детей возрастает и становится все более актуальной. Вот некоторые примеры для мам и пап.

Из беседы с первоклассниками:

- Ребята, какое сейчас время года?

- Веснаааа, - дружно отвечают дети.

- Вы ошибаетесь. Сейчас - осень. Какие приметы осени вы можете назвать?

- ……

Для многих детей слово «приметы» не понятное, поэтому ответить на вопрос учителя не могут.

Из беседы с второклассниками:

- Ребята, назовите признаки осени (какая осень?)

- Нууу ...там, листья падают...

- Прилагательные используйте. Надо подобрать слова, отвечающие на вопрос "какая?"

- Красивая...

Этим ответом исчерпывается лексический запас большинства детей.

Какими приемами в условиях семьи можно исцелять лексическое истощение и обогащать словарный запас детей? Попробуйте следующее упражнение. Оно займет не так много времени, но зато станет интересно всем.

УПРАЖНЕНИЕ для взрослых и детей "АССОЦИАЦИИ".

Тема «Осень». У всех есть свои личные переживания, воспоминания, ассоциации, связанные с любой темой, в том числе, и с темой «Осень». Приведу пример своих личных ассоциаций. А вы можете подобрать свои, и рассуждая об одном и том же, мы увидим, как по-разному подбираем слова. Разве это не интересно?

Главное правило в этом упражнении – следовать всем буквам (или большему количеству букв) алфавита по порядку. Итак, начнем:

ОСЕНЬ - это...а далее по буквам алфавита.

А аромат (цветов, фруктов, меда, земли, воздуха)

Б бархатцы (цветы); бархатный сезон (так часто говорят о сентябре)

В вдохновение

Г грусть

Д дым листьев (вспоминая детство: помните, как собирали листья в кучи, а потом поджигали. А какой аромат был! Неповторимый…)

Е еловые шишки (тоже родом из детства, - часто делали поделки осенью из шишек)

Ё ежик в тумане (это из мультфильма)

Ж жёлуди

З замирание

И импровизация

К "клен ты мой опавший" (строчка из стихотворения С. Есенина)

Л "листья пьют свет" (строчка из стихотворения Л. Морея)

М мимолетность

Н «небо под ногами» (из песни Ю. Шевчука)

О "очей очарование" (из стихотворения А.С. Пушкина)

П парение

Р расставание

С созерцание

Т туман над рекой

У увядание

Ф "флаги желтые на вязах" (строчка из стихотворения А. Ахматовой)

Х холод

Ц цвет костра…Осень - это ...

После этого измените существительные на прилагательные. И тогда получится очень выразительно об осени. Осень какая? Ароматная, бархатная, вдохновляющая, грустная, замирающая, парящая, туманная, увядающая…

Уважаемые родители, берегите наше национальное богатство, упражняйтесь во благо сохранения уникального русского языка в речи наших дорогих детей!


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.