Тест для студентов 2 курса по русскому языку «Лексика и фразеология»

4
0
Материал опубликован 1 March 2023 в группе






МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»







Методическая разработка.

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тест

по теме «Лексика и фразеология».


Для студентов 2-ых курсов всех специальностей.



Преподаватель: Демина С.В.






















2023, февраль.

Аннотация.



Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) согласно учебному плану на основе примерной программы, утверждённой в 2022 году для студентов второго курса всех специальностей.

На изучение данной дисциплины отводится 62 аудиторных часа.

На раздел «Лексика и фразеология» отводится 16 часов.

В данной разработке представлено два варианта по 15 заданий по разделам

«Лексика» и «Фразеология».















































Тест

1-ый вариант.

1. Укажите значение слова абсурдный:

а) мелкий, ничтожный;

б) некрасивый;

в) смешной, курьёзный;

г) нелепый, бессмысленный.

2.В какой строчке все слова исконно-русские:

а) дом, галстук, ткань;

б) соловей, курица, сестра;

в) мать, царь, избушка;

г) сыр, белка, ланиты.

3.В какой строчке все слова являются старославянизмами:

а) одежда, прервать, рушник;

б) злато, голова, купец;

в) ланиты, излить, возлюбить;

г) дом, бег, волость.

4. Какое слово не является многозначным:

а) галерея,

б) солнце,

в) глобус,

г) роман.

5.Укажите словосочетание, которое употребляется в переносном значении:

а) сердечный клапан,

б) сердечная мышца,

в) сердечная недостаточность,

г) сердечный друг.

6.Укажите строчку, где нет омонимов:

а) человек худой – худой мир;

б) пачка папирос – пачка балерины;

в) эффективный способ – эффектный вид;

г) наряд девушки- наряд в армии.

7.Укажите строчку, где синоним к слову подобран неверно:

а) иносказательный – аллегорический

б) плодотворный – эффективный

в) реорганизовать – перестроить

г) самобытный - загадочный

8.Укажите антонимы:

а) злобный - злостный;

б) алый - багряный;

в) выдающийся - заурядный;

г) золотой – драгоценный.

9.Найдите предложение, в котором есть историзм:

а) Главное назначение языка- средство общения людей.

б) Слово атмосфера впервые употребил М.В. Ломоносов.

в) Хотел объехать целый свет, а не объехал сотой доли. (А.С. Грибоедов).

г) Всем до казначейства есть дело. (М.Е. Салтыков-Щедрин).

10.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:

а) Пуганая ворона куста боится. (Пословица).

б) Нивелирная съёмка осуществляется с помощью нивелирной рейки.

в) Подстреленного сокола и ворона носом долбит. (Пословица).

г) Пахнет рыхлыми драчонами. (С.А. Есенин).

11.В каком предложении допущена ошибка при употреблении паронимов:

а) У билетной кассы толпились командировочные.

б) Я поселился в доме для командированных.

в) Командированные в Мариуполь поехали на вокзал.

г) Командированные курсанты обеспечиваются общежитием.

12.Какой из фразеологизмов имеет значение очень много:

а) в мгновение ока,

б) тянуть кота за хвост,

в) с гулькин нос,

г) куры не клюют.

13.Найдите фразеологические обороты, которые являются синонимами:

а) на вес золота-грош цена;

б) бежать высунув язык - что есть духу;

в) длинный язык - у чёрта на куличках;

г) засучив рукава-заварить кашу.

14.Определите, какой художественный приём лежит в основе данных

фразеологизмов: знакомый незнакомец, взрослые дети, молодая старость:

а) гипербола

б) литота

в) олицетворение

г) оксюморон.

15.Найдите предложение, в котором допущена лексическая ошибка:

а) Я успешно сдала все экзамены.

б) Сессия-это проверка знаний студентов.

в) Студенты, готовьтесь к сессии, она не за горами!

г) Начало сессии начинается в конце мая месяца.



2 вариант.

1. Укажите значение слова пытливый:

а) любопытный;

б) любознательный;

в) крайне внимательный;

г) добрый.

2.В какой строчке все слова исконно-русские:

а) солнце, свеча, тулуп;

б) браслет, ласточка, тахеометр;

в) невод, корзина, кружево;

г) ребёнок, галстук, геодезист.

3.В какой строчке все слова являются старославянизмами:

а) млеко, зима, мольберт;

б) злато, голова, купец;

в) един, лабиринт, ходьба;

г) брег, пророк, ниспослать.

4. Какое слово не является многозначным:

а) корпус,

б) основание,

в) лабиринт,

г) сюжет.

5.Укажите словосочетание, которое употребляется в переносном значении:

а) серебряное кольцо,

б) серебряный слиток,

в) серебряный голос,

г) серебряный подстаканник.

6.Укажите строчку, в которой нет омонимов:

а) боксёр (спортсмен) – боксёр (порода собак)

б) бывалый воин-былой страх;

в) среда (обитания) - среда (день недели);

г) посол (дипломатическое лицо)- посол (засол чего-либо).

7.Укажите строчку, где синоним к слову подобран неверно:

а) рецензия – отзыв;

б) превалировать – преобладать;

в) дилетант – любитель;

г) тождественный – деликатный.

8.Укажите антонимы:

а) горный-гористый;

б) революция-контрреволюция;

в) благовидный-благолепный

г) удачный-удачливый.

9.Найдите предложение, в котором есть историзм:

а) Ломоносов-гений (В.Г. Белинский).

б) Качается туман в головах (М.А. Булгаков).

в) В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).

г) Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно ( В. Г. Белинский).

10.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:

а) Не догнать тебе бешеной тройки (Н.А. Некрасов).

б) Нивелирная съёмка проводилась студентами колледжа.

в) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (Пословица).

г) В оврагах козюли водятся (И.С. Тургенев).

11.В каком предложении допущена ошибка при употреблении паронимов:

а) Ивана Петровича считали настоящим дипломатом в общении с окружающими людьми.

б) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта дипломатов.

в) «Антон, ты говоришь как дипломат, но дело не идёт на лад», -сказал Пётр.

г) Дипломаты Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

12.Какой из фразеологизмов имеет значение: уязвимое место, слабое место:

а) Сизифов труд,

б) длинный язык,

в) Ахиллесова пята,

г) Дамоклов меч.

13.Найдите фразеологические обороты, которые являются синонимами:

а) гнуть спину- проливать пот;

б) яблоку негде упасть- как селёдка в бочке;

в) вывести на чистую воду- вывести в люди;

г) важная птица-птица высокого полёта.

14.Определите, какой художественный приём лежит в основе данных

фразеологизмов: весь мир у его ног; стрелять из пушек по воробьям;

видеть на три аршина под землёй.

а) сравнение,

б) оксюморон,

в) олицетворение,

г) гипербола.

15.Найдите предложение, в котором допущена лексическая ошибка:

а) Я прочитала новый роман Пелевина.

б) «Ребята, к сессии надо готовиться», - сказал преподаватель.

в) Савва Иванович Мамонтов купил усадьбу Абрамцево.

г) Брат приедет в декабре месяце.



Ключи:





Вариант 1

Вариант 2

1 г

1 б

2 б

2 в

3 в

3 г

4 в

4 г

5 г

5 в

6 в

6 б

7 г

7 г

8 в

8 б

9 г

10 б

10г

11 б

11г

12 г

12в

13 б

13б

14 г

14г

15 г

15г



Критерии оценки

Критерии*

Количественная оценка, балл

Правильно выполнены 15-14 заданий

5 (отлично)

Правильно выполнены

13-10заданий

4 (хорошо)

Правильно выполнены

9-8заданий

3 (удовлетворительно)

Правильно выполнены 7 задания

2 (неудовлетворительно)









.

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.