Тест для студентов 2 курса по русскому языку «Лексика и фразеология»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка.
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тест
по теме «Лексика и фразеология».
Для студентов 2-ых курсов всех специальностей.
Преподаватель: Демина С.В.
2023, февраль.
Аннотация.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) согласно учебному плану на основе примерной программы, утверждённой в 2022 году для студентов второго курса всех специальностей.
На изучение данной дисциплины отводится 62 аудиторных часа.
На раздел «Лексика и фразеология» отводится 16 часов.
В данной разработке представлено два варианта по 15 заданий по разделам
«Лексика» и «Фразеология».
Тест
1-ый вариант.
1. Укажите значение слова абсурдный:
а) мелкий, ничтожный;
б) некрасивый;
в) смешной, курьёзный;
г) нелепый, бессмысленный.
2.В какой строчке все слова исконно-русские:
а) дом, галстук, ткань;
б) соловей, курица, сестра;
в) мать, царь, избушка;
г) сыр, белка, ланиты.
3.В какой строчке все слова являются старославянизмами:
а) одежда, прервать, рушник;
б) злато, голова, купец;
в) ланиты, излить, возлюбить;
г) дом, бег, волость.
4. Какое слово не является многозначным:
а) галерея,
б) солнце,
в) глобус,
г) роман.
5.Укажите словосочетание, которое употребляется в переносном значении:
а) сердечный клапан,
б) сердечная мышца,
в) сердечная недостаточность,
г) сердечный друг.
6.Укажите строчку, где нет омонимов:
а) человек худой – худой мир;
б) пачка папирос – пачка балерины;
в) эффективный способ – эффектный вид;
г) наряд девушки- наряд в армии.
7.Укажите строчку, где синоним к слову подобран неверно:
а) иносказательный – аллегорический
б) плодотворный – эффективный
в) реорганизовать – перестроить
г) самобытный - загадочный
8.Укажите антонимы:
а) злобный - злостный;
б) алый - багряный;
в) выдающийся - заурядный;
г) золотой – драгоценный.
9.Найдите предложение, в котором есть историзм:
а) Главное назначение языка- средство общения людей.
б) Слово атмосфера впервые употребил М.В. Ломоносов.
в) Хотел объехать целый свет, а не объехал сотой доли. (А.С. Грибоедов).
г) Всем до казначейства есть дело. (М.Е. Салтыков-Щедрин).
10.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:
а) Пуганая ворона куста боится. (Пословица).
б) Нивелирная съёмка осуществляется с помощью нивелирной рейки.
в) Подстреленного сокола и ворона носом долбит. (Пословица).
г) Пахнет рыхлыми драчонами. (С.А. Есенин).
11.В каком предложении допущена ошибка при употреблении паронимов:
а) У билетной кассы толпились командировочные.
б) Я поселился в доме для командированных.
в) Командированные в Мариуполь поехали на вокзал.
г) Командированные курсанты обеспечиваются общежитием.
12.Какой из фразеологизмов имеет значение очень много:
а) в мгновение ока,
б) тянуть кота за хвост,
в) с гулькин нос,
г) куры не клюют.
13.Найдите фразеологические обороты, которые являются синонимами:
а) на вес золота-грош цена;
б) бежать высунув язык - что есть духу;
в) длинный язык - у чёрта на куличках;
г) засучив рукава-заварить кашу.
14.Определите, какой художественный приём лежит в основе данных
фразеологизмов: знакомый незнакомец, взрослые дети, молодая старость:
а) гипербола
б) литота
в) олицетворение
г) оксюморон.
15.Найдите предложение, в котором допущена лексическая ошибка:
а) Я успешно сдала все экзамены.
б) Сессия-это проверка знаний студентов.
в) Студенты, готовьтесь к сессии, она не за горами!
г) Начало сессии начинается в конце мая месяца.
2 вариант.
1. Укажите значение слова пытливый:
а) любопытный;
б) любознательный;
в) крайне внимательный;
г) добрый.
2.В какой строчке все слова исконно-русские:
а) солнце, свеча, тулуп;
б) браслет, ласточка, тахеометр;
в) невод, корзина, кружево;
г) ребёнок, галстук, геодезист.
3.В какой строчке все слова являются старославянизмами:
а) млеко, зима, мольберт;
б) злато, голова, купец;
в) един, лабиринт, ходьба;
г) брег, пророк, ниспослать.
4. Какое слово не является многозначным:
а) корпус,
б) основание,
в) лабиринт,
г) сюжет.
5.Укажите словосочетание, которое употребляется в переносном значении:
а) серебряное кольцо,
б) серебряный слиток,
в) серебряный голос,
г) серебряный подстаканник.
6.Укажите строчку, в которой нет омонимов:
а) боксёр (спортсмен) – боксёр (порода собак)
б) бывалый воин-былой страх;
в) среда (обитания) - среда (день недели);
г) посол (дипломатическое лицо)- посол (засол чего-либо).
7.Укажите строчку, где синоним к слову подобран неверно:
а) рецензия – отзыв;
б) превалировать – преобладать;
в) дилетант – любитель;
г) тождественный – деликатный.
8.Укажите антонимы:
а) горный-гористый;
б) революция-контрреволюция;
в) благовидный-благолепный
г) удачный-удачливый.
9.Найдите предложение, в котором есть историзм:
а) Ломоносов-гений (В.Г. Белинский).
б) Качается туман в головах (М.А. Булгаков).
в) В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).
г) Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно ( В. Г. Белинский).
10.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:
а) Не догнать тебе бешеной тройки (Н.А. Некрасов).
б) Нивелирная съёмка проводилась студентами колледжа.
в) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (Пословица).
г) В оврагах козюли водятся (И.С. Тургенев).
11.В каком предложении допущена ошибка при употреблении паронимов:
а) Ивана Петровича считали настоящим дипломатом в общении с окружающими людьми.
б) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта дипломатов.
в) «Антон, ты говоришь как дипломат, но дело не идёт на лад», -сказал Пётр.
г) Дипломаты Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
12.Какой из фразеологизмов имеет значение: уязвимое место, слабое место:
а) Сизифов труд,
б) длинный язык,
в) Ахиллесова пята,
г) Дамоклов меч.
13.Найдите фразеологические обороты, которые являются синонимами:
а) гнуть спину- проливать пот;
б) яблоку негде упасть- как селёдка в бочке;
в) вывести на чистую воду- вывести в люди;
г) важная птица-птица высокого полёта.
14.Определите, какой художественный приём лежит в основе данных
фразеологизмов: весь мир у его ног; стрелять из пушек по воробьям;
видеть на три аршина под землёй.
а) сравнение,
б) оксюморон,
в) олицетворение,
г) гипербола.
15.Найдите предложение, в котором допущена лексическая ошибка:
а) Я прочитала новый роман Пелевина.
б) «Ребята, к сессии надо готовиться», - сказал преподаватель.
в) Савва Иванович Мамонтов купил усадьбу Абрамцево.
г) Брат приедет в декабре месяце.
Ключи:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 г | 1 б |
2 б | 2 в |
3 в | 3 г |
4 в | 4 г |
5 г | 5 в |
6 в | 6 б |
7 г | 7 г |
8 в | 8 б |
9 г | 9в |
10 б | 10г |
11 б | 11г |
12 г | 12в |
13 б | 13б |
14 г | 14г |
15 г | 15г |
Критерии оценки
Критерии* | Количественная оценка, балл |
Правильно выполнены 15-14 заданий | 5 (отлично) |
Правильно выполнены 13-10заданий | 4 (хорошо) |
Правильно выполнены 9-8заданий | 3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
.
9