Тест по русскому языку «Лексика. Фразеология. Культура речи» (5 класс)
- Тест по русскому языку
«Лексика. Фразеология. Культура речи»
5 класс
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Лексикология
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи» даётся 25-30 минут. Работа включает в себя 15 заданий.
Ответами к заданиям являются слова или цифры, которые необходимо записать в работе в графе «ответы». В случае записи неверного ответа его необходимо зачеркнуть и рядом записать новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, справочником и рабочей тетрадью.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, то его пропустите. Если после выполнения у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
1. Определите значение слова ИГРАТЬ в следующем предложении: «Если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраиваются уже по роялю».
- развлекаться, забавляться
- проводить время в игре
- исполнять музыкальное произведение
- исполнять сценическую роль в пьесу
Ответ _____________________
2. Какое выделенное слово употреблено в прямом значении.
- потерянный взгляд
- сорванный цветок
- натянутые отношения
- подавленное состояние
Ответ _____________________
3. В каком ряду все слова употреблены в переносном значении?
- распущенный ребёнок, натянутая струна, сорванный голос
- потерянный кошелёк, заснувший лес, посеянные семена
- цветущая женщина, открытая душа, замкнутый характер
- погасший взгляд, танцующие дети, запущенный дом
Ответ _____________________
4. Укажите вариант ответа, в котором два слова являются однозначными.
- библиотекарь, вторник
- дрозд, сиреневый
- лиственница, ходить
- кухня, сосновый
Ответ _____________________
5. Прочитайте предложения, выпишите из них синонимы: «Три Толстяка хотели воспитать злого, жестокого наследника. Его лишили общества детей и устроили ему зверинец. Но дело сложилось не так, как того хотели Толстяки». Синонимы запишите в начальной форме.
Ответ _____________________
6. Какая пара слов не является антонимами?
- густой, редкий
- радоваться, горевать
- ускорение, замедление
- цветок, дерево
Ответ _____________________
7. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость?
- гигантская громада
- ледяная глыба
- потоки воздуха
- огромная статуя
Ответ _____________________
8. Определите значение фразеологизма БИТЬ БАКЛУШИ.
- ломать, разрушать
- ударяя, причинить боль кому-либо
- заниматься пустяками, бездельничать
- раскалывать что-либо
Ответ _____________________
9. Прочитайте текст и выпишите из него фразеологизм.
В его хозяйстве небольшом
Автомобилей изобилье.
Где не дойдёт своим умом,
Там довезут в автомобиле.
(Э.Кроткий)
Ответ _____________________
10. Какие синонимы к названию стихотворения использует С.Маршак?
Вьюга
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Ответ _____________________
11. Замените в данном предложении слово ЧЕЛО нейтральным синонимом. Синоним запишите в начальной форме.
«Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой»
Ответ _____________________
12. Укажите в предложении антонимы: «… словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Антонимы запишите в начальной форме.
Ответ _____________________
13. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка. Запишите его номер.
- Для спасения зверей снаряжается экспедиция.
- Ребята с интересом смотрели новый фильм.
- Девочка любила носить яркие, эффективные платья.
- Мише почудился какой-то шорох за дверью.
Ответ _____________________
14. Исправьте в предложении речевую ошибку, заменив одно из однокоренных слов синонимом.
Декабристы были героями и героически сражались за свои идеалы.
Ответ _____________________
15. Укажите, как называется словарь, в котором указываются лексические значения слов и их основные грамматические характеристики.
Ответ _____________________
Ответы:
№ задания | Ответы |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 1 |
5 | Злой, жестокий |
6 | 4 |
7 | 1 |
8 | 3 |
9 | Дойти своим умом |
10 | Пурга, вихри, метели |
11 | Лоб |
12 | Соединить – разъединить, любовь – вражда, ненависть |
13 | 3 |
14 | Отважно |
15 | Толковый |
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Л.М.Рыбченкова и др. / - М.: Просвещение, 2019
2. Русский язык. 5-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. /Авт.-сост. Н.В.Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010
3. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. 5-й класс /Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2010