Тест по русскому языку «Лексика. Фразеология. Культура речи» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 22 December 2019 в группе
  1. Тест по русскому языку

«Лексика. Фразеология. Культура речи»

5 класс

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Лексикология


Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи» даётся 25-30 минут. Работа включает в себя 15 заданий.

Ответами к заданиям являются слова или цифры, которые необходимо записать в работе в графе «ответы». В случае записи неверного ответа его необходимо зачеркнуть и рядом записать новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, справочником и рабочей тетрадью.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, то его пропустите. Если после выполнения у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!


1. Определите значение слова ИГРАТЬ в следующем предложении: «Если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраиваются уже по роялю».

  1. развлекаться, забавляться
  2. проводить время в игре
  3. исполнять музыкальное произведение
  4. исполнять сценическую роль в пьесу

Ответ _____________________


2. Какое выделенное слово употреблено в прямом значении.

  1. потерянный взгляд
  2. сорванный цветок
  3. натянутые отношения
  4. подавленное состояние

Ответ _____________________


3. В каком ряду все слова употреблены в переносном значении?

  1. распущенный ребёнок, натянутая струна, сорванный голос
  2. потерянный кошелёк, заснувший лес, посеянные семена
  3. цветущая женщина, открытая душа, замкнутый характер
  4. погасший взгляд, танцующие дети, запущенный дом

Ответ _____________________


4. Укажите вариант ответа, в котором два слова являются однозначными.

  1. библиотекарь, вторник
  2. дрозд, сиреневый
  3. лиственница, ходить
  4. кухня, сосновый

Ответ _____________________


5. Прочитайте предложения, выпишите из них синонимы: «Три Толстяка хотели воспитать злого, жестокого наследника. Его лишили общества детей и устроили ему зверинец. Но дело сложилось не так, как того хотели Толстяки». Синонимы запишите в начальной форме.

Ответ _____________________


6. Какая пара слов не является антонимами?

  1. густой, редкий
  2. радоваться, горевать
  3. ускорение, замедление
  4. цветок, дерево

Ответ _____________________


7. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость?

  1. гигантская громада
  2. ледяная глыба
  3. потоки воздуха
  4. огромная статуя

Ответ _____________________


8. Определите значение фразеологизма БИТЬ БАКЛУШИ.

  1. ломать, разрушать
  2. ударяя, причинить боль кому-либо
  3. заниматься пустяками, бездельничать
  4. раскалывать что-либо

Ответ _____________________


9. Прочитайте текст и выпишите из него фразеологизм.

В его хозяйстве небольшом

Автомобилей изобилье.

Где не дойдёт своим умом,

Там довезут в автомобиле.

(Э.Кроткий)

Ответ _____________________


10. Какие синонимы к названию стихотворения использует С.Маршак?

Вьюга

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Ответ _____________________


11. Замените в данном предложении слово ЧЕЛО нейтральным синонимом. Синоним запишите в начальной форме.

«Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой»

Ответ _____________________


12. Укажите в предложении антонимы: «… словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Антонимы запишите в начальной форме.

Ответ _____________________


13. Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка. Запишите его номер.

  1. Для спасения зверей снаряжается экспедиция.
  2. Ребята с интересом смотрели новый фильм.
  3. Девочка любила носить яркие, эффективные платья.
  4. Мише почудился какой-то шорох за дверью.

Ответ _____________________


14. Исправьте в предложении речевую ошибку, заменив одно из однокоренных слов синонимом.

Декабристы были героями и героически сражались за свои идеалы.

Ответ _____________________


15. Укажите, как называется словарь, в котором указываются лексические значения слов и их основные грамматические характеристики.

Ответ _____________________


Ответы:

задания

Ответы

1

3

2

2

3

3

4

1

5

Злой, жестокий

6

4

7

1

8

3

9

Дойти своим умом

10

Пурга, вихри, метели

11

Лоб

12

Соединить – разъединить, любовь – вражда, ненависть

13

3

14

Отважно

15

Толковый



Литература

1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Л.М.Рыбченкова и др. / - М.: Просвещение, 2019

2. Русский язык. 5-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. /Авт.-сост. Н.В.Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010

3. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. 5-й класс /Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.