Доклад «Лексико-семантическая работа на уроках русского языка в начальных классах»

2
0
Материал опубликован 18 September 2021


 

Лексико - семантическая работа на уроках русского языка

в начальной школе.

 

г. Екатеринбург 2021 г.

         На любой ступени процесса обучения родному языку лексико- семантическая работа является неотъемлемой составляющей. Эта работа обеспечивает овладение учащимися лексикой родного языка. Являясь одним из направлений в развитии речи детей, лексико - семантическая работа способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма), так как все они связаны с оперированием словом и той информацией, которая в нём закодирована. Бедность словаря, неточные представления о семантике слов лишают полноценного общения, не позволяют глубоко понимать читаемый текст и точно и полно выражать свои мысли.

Задачи лексико - семантической работы:

- количественное обогащение словарного запаса детей, то есть усвоение новых, ранее неизвестных им слов, а также новых значений уже известных слов;

- качественное совершенствование словаря: уточнение семантики известных слов, установление семантических связей между словами (синонимических, антонимических и других) и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в тои числе во фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средства создания художественного образа;

- устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных), их замена литературными эквивалентными и перевод из активного словаря в пассивный;

- активизация словаря- перевод слов из пассивного словаря в активный. «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что слова усваиваемые учащимися, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определённым представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще» [1, с.46].

Все задачи лексико- семантической работы тесно взаимосвязаны и решаются в комплексе. Знакомя детей с новым словом, педагог раскрывает тем или иным способом его значение, устанавливает его связи с уже известными детям словами, организует наблюдение над особенностями функционирования нового слова и побуждает к использованию этого слова в речи, предлагая то или иное задание для активации. Соответственно в работе педагога над новым словом выделяются этапы семантизации, уточнения и активизации, которые в совокупности обеспечивают его усвоение.

Первый этап в работе над новым словом- это его семантизация, то есть раскрытие его лексического значения, установление в сознании ребёнка связи между звукокомплексом и определённым смыслом. Для разъяснения значения слова могут быть использованы разнообразные методы и приёмы, которые успешно систематизированы и оформлены в виде таблицы в учебном пособии [6, с 225] (см. табл. 1).

Таблица 1

Методы

Беседа

Объяснение

Приёмы

1)Обращение к речевому опыту учащихся- побуждение к толкованию значения слова или включению слова в контекст;

2) побуждение к словообразовательному анализу слова: Почему так назвали? От какого слова образовано?

3) побуждение к выявлению значения с опорой на контекст употребления слова;

4) обращение к иллюстрации в книге;

5) обращение к сноске в книге или к словарю.

Наглядное:

1) демонстрация реального объекта;

2) демонстрация изображения объекта (иллюстрации, фотографии, диапозитива, фрагмента видеосъёмки, игрушки, макета и др.)

Словесное:

3) с помощью синонима или антонима;

4) раскрытие словообразовательных или этимологических связей;

5) путём логического определения или развёрнутого описания;

6)включение слова в контекст.

 

Выбор того или иного приёма семантизации определяется характером значения слова (степенью конкретности- абстрактности, близости опыту детей, мотивированности), особенностями представления слова в учебнике (отдельное слово или в контексте, сопровождается иллюстрацией или нет), возрастом и уровнем общего и речевого развития учащихся (самостоятельность при выяснении значения должна повышаться постепенно). Часто используется сразу несколько приёмов, например, развёрнутое описание и беседа, побуждающая к словообразовательному анализу с рассмотрением иллюстрации в книге. В любом случае специальная подготовка учителя к работе над новым словом необходима: надо определить значение каких слов должно быть раскрыто на уроке, уточнить значение слова по словарю, подготовить вариант толкования адаптированный к восприятию учащихся, контексты, которые раскроют типовую сочетаемость слова.

Методические рекомендации для проведения лексико- семантической работы:

-целенаправленно развивать у учеников внимание к значению слова;

- побуждать их к осмыслению любого прочитанного слова;

- фиксировать внимание учащихся на тех словах, значение которых им неизвестно;

-обязательно спрашивать детей о том, какие слова им непонятны (после прочтения столбиков слов), о значении каких слов им хотелось бы спросить;

- предлагать объяснить, как они понимают те или иные слова;

- если незнание слова помешает восприятию общего смысла художественного произведения (при организации работы с текстом), то его значение должно быть раскрыто до чтения;

- не всегда целесообразно предотвращать непонимание слов в тексте до его чтения, так как самостоятельное обнаружение непонятного слова мотивирует дальнейшую работу по выяснению его значения;

- рекомендовать школьникам записывать непонятные слова из прочитанных книг, из прослушанных теле и радиопередач и обсуждать их в классе или использовать для оформления уголка русского языка;

- в работе над значением слова предпочтительно рассматривать его в составе определённой лексической парадигмы (синонимический ряд, лексико-семантическая группа).

Работа над многозначностью слова.

             «Строить фразу и не допускать при этом переносного употребления слов значило бы собственно, не выходить из границ вполне установившихся штампов; это значило бы пользоваться языком слишком анемичным, лишённым каких- либо живых, органически свойственных самой его природе сил» [2, с 89].

Работа над многозначностью слова обеспечивает качественное совершенствование словаря младших школьников. Важно не просто вводить в лексикон ребёнка неизвестные ему значения многозначных слов, тем самым пополняя количественный рост словарного запаса, но и оказывать помощь установлению в сознании учащихся связей между разными значениями многозначного слова, осознанию основы переноса значения, развивать способность к пониманию переносных употреблений слова. В работе над многозначностью слова нужно осуществлять опору на семантические связи слова, то есть установление синонимических и антонимических отношений, что помогает выявить многозначность, сравнение многозначных слов одной лексико- семантической группы обеспечивает осознание вторичных значений этих слов.

Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности сходные по форме: колокольчик (звонок)- колокольчик (цветок). По цвету: золотая (цепь) – золотая (осень), горят (дрова)- горят (щёки). По звучанию: барабанит (барабанщик)- барабанит (дождь). Перенос возникает при сходстве в расположении частей: нос(человека)- нос (парохода). При сходстве внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) –морж ( человек, купающийся зимой), крепкая (верёвка, которую трудно разорвать)- крепкая (дружба, которую трудно нарушить). К переносу может привести и сходство выполняемых действий: фартук (у человека) –фартук (у машины), дворник (человек)- дворник ( приспособление для очистки лобового стекла у автомобиля). Перенос по смежности, близости, тесной связанности двух предметов: класс (ученики)-класс (помещение), стакан разбился (стеклянный сосуд)- выпил стакан (содержимое сосуда). Перенос по отношению части к целому: машина (посудомоечная, стиральная)- машина (автомобиль). Перенос на основе сочетания нескольких признаков: хвост (птицы)- хвост (самолёта).

Углубленное понимание значения слова и обучение его употреблению осуществляется на основе показа его сочетаемости (слова для наблюдения предъявляются в разных контекстах, упражнения по включению слова в контекст с учётом его лексической и грамматической сочетаемости), например:

Найти многозначные слова в стихотворениях.

-Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,-

Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

-Нам по целой кружке!-

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки…

(А.Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка:

-Падай в шапку с ели шишка!-

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две. Е. Петрищева

 

 

-Какие значения имеют слова «пятачок» и «шишка»?

-Чем похожи пятачок- монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове?

 

Уточнение и активизация словаря учащихся.

           Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче, образнее выражает свои мысли. Подсчитано, например, что в произведениях и письмах А.С.Пушкина употреблено более 21000 слов. Конечно, такой огромный запас доступен редкому человеку, но стремиться к постоянному его пополнению необходимо. Обогащение каждого из нас новыми словами происходит в течение всей жизни, но особенно важно пополнять словарный запас школьника, уже сознательно воспринимающего объективную действительность.

 

Факторы успешности работы над активизацией словаря учащихся:

- создание условий для проявления учеником речевой активности;

- мотивация речевой деятельности учащихся;

- создание доброжелательной атмосферы, которая способствует преодолению страха перед аудиторией;

- внимание учителя к речи каждого ребёнка в классе;

- осуществление индивидуального подхода к обучаемому, учитывая особенности его темперамента, характера и уровня речевой подготовки;

- тактичность в исправлении речевых недочётов и ошибок.

Рассмотрим виды упражнений для уточнения и активизации словаря учащихся на уроках русского языка.

 

1 Наблюдение за употреблением слов в образцовом тексте.

На уроках чаще всего используется фрагмент художественного произведения и здесь важно не упускать возможности для уточнения понимания детьми значения слова и его роли в создании художественного образа. При проведении наблюдения обращать внимание на наиболее точные и выразительные слова: «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…», «Какие слова удалось найти автору, чтобы точно представить нам…», «Какое слово автор использовал, чтобы подчеркнуть…», «Как автору удалось избежать повторения одного и того же слова для называния…». Например, уточнение значения синонимов. Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он (клал, отправлял, запихивал, совал) в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их ( вытирал, облизывал, промокал, обсасывал). От (удивления, страха, негодования, возмущения) Мальвина хлопала ресницами. Выбери то слово из четырёх, которое по- твоему мнению является авторским. Проверь себя по книге. Объясни, почему автор выбрал именно это слово [3, с. 18].

 

2.Лингвистический эксперимент.

Текст искажается с целью убедить учеников, что вариант автора наиболее точный и выразительный (путём сопоставления). Например, отрывок из произведения Л.Толстого: Чудесен шум ночного дождя. «Спи, спи, спи», - торопливо барабанил он по стёклам, и ветер в темноте порывами рвал тополя перед домом. Искажённый вариант на доске: Чудесен шум ночного дождя. «Спи, спи, спи»,-торопливо стучал он по стёклам, и ветер в темноте порывами трепал тополя перед домом. В беседе подвести учащихся к пониманию компонентов значения, которыми различаются синонимы: барабанить - не просто стучать, а стучать часто и дробно; рвать - трепать сильно и резко.

 

3.Редактирование.

Обнаружение и исправление ошибок и недочётов лексического характера. В качестве материала для таких упражнений используют подготовленные тексты с включением типичных ошибок, либо творческие работы учащихся (с согласия автора работы). Например, «Однажды на берег озера приехали люди, мужчины, женщины и старики», из сочинения «Вода и огонь» Ларисы Е. 2 класс [3, с. 48]. Какие слова автор поставил рядом неудачно?

 

4.Конструирование (обучение правилам словоупотребления).

Составление из слов и словосочетаний и предложений, требующее от ребёнка выбора слова с учётом его лексической сочетаемости. Например, подберите нужный синоним: Даже в самый… (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь. Что он прохладный или если разложить на земле листья одного только дерева, они займут…( великую, большую, огромную, громадную) площадь.[4, с.315]

 

5.Трансформация.

Преобразование высказывания, касающееся его лексического наполнения, в соответствии с определённой задачей (замена слова или словосочетания, пропуск или добавление слова). Например, За зиму ты услышишь много ещё других снежных слов. Записывай их в отдельную тетрадку. У тебя получится целый набор слов [8, с 58]. Каким словом можно заменить выделенное словосочетание? (словарь, словарик)

 

6.Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определённой мысли. Например, От данных глаголов образуйте однокоренные существительные, напишите словосочетания: доставлять письма, журналы, газеты (доставка писем, журналов ,газет); строить стадионы, мосты, дороги (строительство мостов, дорог ,стадионов) [7, с.114] .

       Составление словосочетания или предложения со словом или фразеологизмом. Например: Составьте словосочетание, выбрав из слов в скобках подходящее. Мечтательный – мечтающий (день, взгляд, человек ) [4, с.316];

           Упражнение «на договаривание» предложений, текстов. Например: Впиши в места пропусков необходимые по смыслу прилагательные. У меня была мечта: посадить домакактус. И вот в один день мне подарилиотросточек-бусинку, покрытуюпухом. (по материалам журнала «Стригунок») [5, с 58];

 

Овладение производным словом.

               90 % словарного состава русского языка- производные слова. Это такие слова, которые образованы от других слов. Мотивированность лексического значения слова, его обусловленность значениями входящих в состав частей слова – есть не что иное, как особенность производного слова. Значение производного слова всегда можно определить (посредством ссылки на значение соответствующего производящего): строитель-тот, кто строит; пианист - тот, кто играет на пианино. Лексическое значение производного слова усваивается ребёнком с определённого возраста не так, как целостное, глобальное значение непроизводного слова. Например, пианино - условное обозначение музыкального инструмента и его значение не связано с формой слова, а значение слова пианист можно вывести из значений частей этого слова (во-первых со словом пианино, во-вторых со словами пианист, машинист). Следовательно, слово пианино хранится в лексиконе человека как готовая единица и извлекается из него для использования в речи только целиком, а слово пианист может быть не только извлечено из лексикона как готовая единица, но и произведено, создано при необходимости заново. Человек в определённых условиях может создавать (производить) в речи новые слова по известным ему образцам.

             Овладение значением производного слова происходит по- разному, это зависит от того, на каком уровне языкового развития находится ребёнок. Сначала значение любого слова воспринимается ребёнком глобально, потом, по мере накопления опыта в речевой деятельности, ребёнок всё чаще ориентируется на смысловое членение слова. Первым этапом в освоении лексического значения производного слова является «расшифровка» его формы и семантического строения, затем происходит уточнение значения и усвоения его компонентов в речевой практике. Аналитические и синтетические процессы приводят к усвоению всё большего количества производных слов, в том числе и путём самостоятельного словообразования и установлению словообразовательных связей между словами.

         Известно, что словарный состав языка пополняется двумя путями: путём заимствования слов из других языков и путём образования новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала. Так вот второй путь обогащения словаря является основным. Наряду с тематическими группами слов и синонимическими рядами есть родственные слова, которые являются характерным признаком лексической системы языка. Следовательно, систематическая работа с родственными словами позволяет составить у школьников более полное представление о словарном составе языка. Основное внимание в такой работе должно уделяться практическим вопросам, а именно: найти и подобрать родственное слово, отграничить его от созвучных (оса- осина) или тематически близких (апельсин- мандарин). В процессе такой работы используются связные тексты для показа стилистической роли родственных слов. Например,

Как- то

Много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

 

 

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот

Садовод,

С ним садовник идёт.

Это слово,

Слово - корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов

 

 

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 

 

 

 

(Е. Измайлов Как растут слова.)

 

 

    Какие слова выросли из корня –сад-? Назовите другие слова с тем же корнем. Подберите родственные слова к словам цвет, свет, поездка, вычистить [8, с. 114-115].

 

  В работе над словарным запасом будь то количественное его обогащение или качественное совершенствование, активизация или устранение нелитературных слов, у учащихся начальных классов формируются следующие коммуникативно – речевые умения:

-умение осознавать, зачем, при каких обстоятельствах воспринимается высказывание;

- умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слова, конструкций;

-умение разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя;

-умение понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи;

- умение в ходе общения соблюдать нормы поведения;

- умение строить высказывание, осознавать кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создаётся;

- умение формулировать мысли, подчиняя их раскрытию темы;

-умения соблюдать нормы литературного языка;

- выбирать языковые средства с учётом задачи речи, адресата, условий общения;

- умение обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению;

умение соблюдать нормы речевого поведения [6, с. 241].

 

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Издание 5-е исправленное - М., Лабиринт 1999 с. 352.

2. Булаховский Л.А. Введение в языкознание часть 2- М.,1954 с.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению 2 класс 2011.

4. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М., Знание 1995.

5. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) для 4 класса. - М., Баллас 2010.

6. Плотникова С.В., Багичева Н.В., Кусова М.Л., Плотникова Е.И., Шуритенкова В.А. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. Учебное пособие.- М., 2011.

7. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс.- М., Дрофа 2001.

8. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Издание 2-е.- М., 1987.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.