Доклад «Лексико-семантическая работа на уроках русского языка в начальных классах»
Лексико - семантическая работа на уроках русского языка
в начальной школе.
г. Екатеринбург 2021 г.
На любой ступени процесса обучения родному языку лексико- семантическая работа является неотъемлемой составляющей. Эта работа обеспечивает овладение учащимися лексикой родного языка. Являясь одним из направлений в развитии речи детей, лексико - семантическая работа способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма), так как все они связаны с оперированием словом и той информацией, которая в нём закодирована. Бедность словаря, неточные представления о семантике слов лишают полноценного общения, не позволяют глубоко понимать читаемый текст и точно и полно выражать свои мысли.
Задачи лексико - семантической работы:
- количественное обогащение словарного запаса детей, то есть усвоение новых, ранее неизвестных им слов, а также новых значений уже известных слов;
- качественное совершенствование словаря: уточнение семантики известных слов, установление семантических связей между словами (синонимических, антонимических и других) и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в тои числе во фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средства создания художественного образа;
- устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных), их замена литературными эквивалентными и перевод из активного словаря в пассивный;
- активизация словаря- перевод слов из пассивного словаря в активный. «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что слова усваиваемые учащимися, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определённым представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще» [1, с.46].
Все задачи лексико- семантической работы тесно взаимосвязаны и решаются в комплексе. Знакомя детей с новым словом, педагог раскрывает тем или иным способом его значение, устанавливает его связи с уже известными детям словами, организует наблюдение над особенностями функционирования нового слова и побуждает к использованию этого слова в речи, предлагая то или иное задание для активации. Соответственно в работе педагога над новым словом выделяются этапы семантизации, уточнения и активизации, которые в совокупности обеспечивают его усвоение.
Первый этап в работе над новым словом- это его семантизация, то есть раскрытие его лексического значения, установление в сознании ребёнка связи между звукокомплексом и определённым смыслом. Для разъяснения значения слова могут быть использованы разнообразные методы и приёмы, которые успешно систематизированы и оформлены в виде таблицы в учебном пособии [6, с 225] (см. табл. 1).
Таблица 1
Методы |
Беседа |
Объяснение |
Приёмы |
1)Обращение к речевому опыту учащихся- побуждение к толкованию значения слова или включению слова в контекст; 2) побуждение к словообразовательному анализу слова: Почему так назвали? От какого слова образовано? 3) побуждение к выявлению значения с опорой на контекст употребления слова; 4) обращение к иллюстрации в книге; 5) обращение к сноске в книге или к словарю. |
Наглядное: 1) демонстрация реального объекта; 2) демонстрация изображения объекта (иллюстрации, фотографии, диапозитива, фрагмента видеосъёмки, игрушки, макета и др.) Словесное: 3) с помощью синонима или антонима; 4) раскрытие словообразовательных или этимологических связей; 5) путём логического определения или развёрнутого описания; 6)включение слова в контекст. |
Выбор того или иного приёма семантизации определяется характером значения слова (степенью конкретности- абстрактности, близости опыту детей, мотивированности), особенностями представления слова в учебнике (отдельное слово или в контексте, сопровождается иллюстрацией или нет), возрастом и уровнем общего и речевого развития учащихся (самостоятельность при выяснении значения должна повышаться постепенно). Часто используется сразу несколько приёмов, например, развёрнутое описание и беседа, побуждающая к словообразовательному анализу с рассмотрением иллюстрации в книге. В любом случае специальная подготовка учителя к работе над новым словом необходима: надо определить значение каких слов должно быть раскрыто на уроке, уточнить значение слова по словарю, подготовить вариант толкования адаптированный к восприятию учащихся, контексты, которые раскроют типовую сочетаемость слова.
Методические рекомендации для проведения лексико- семантической работы:
-целенаправленно развивать у учеников внимание к значению слова;
- побуждать их к осмыслению любого прочитанного слова;
- фиксировать внимание учащихся на тех словах, значение которых им неизвестно;
-обязательно спрашивать детей о том, какие слова им непонятны (после прочтения столбиков слов), о значении каких слов им хотелось бы спросить;
- предлагать объяснить, как они понимают те или иные слова;
- если незнание слова помешает восприятию общего смысла художественного произведения (при организации работы с текстом), то его значение должно быть раскрыто до чтения;
- не всегда целесообразно предотвращать непонимание слов в тексте до его чтения, так как самостоятельное обнаружение непонятного слова мотивирует дальнейшую работу по выяснению его значения;
- рекомендовать школьникам записывать непонятные слова из прочитанных книг, из прослушанных теле и радиопередач и обсуждать их в классе или использовать для оформления уголка русского языка;
- в работе над значением слова предпочтительно рассматривать его в составе определённой лексической парадигмы (синонимический ряд, лексико-семантическая группа).
Работа над многозначностью слова.
«Строить фразу и не допускать при этом переносного употребления слов значило бы собственно, не выходить из границ вполне установившихся штампов; это значило бы пользоваться языком слишком анемичным, лишённым каких- либо живых, органически свойственных самой его природе сил» [2, с 89].
Работа над многозначностью слова обеспечивает качественное совершенствование словаря младших школьников. Важно не просто вводить в лексикон ребёнка неизвестные ему значения многозначных слов, тем самым пополняя количественный рост словарного запаса, но и оказывать помощь установлению в сознании учащихся связей между разными значениями многозначного слова, осознанию основы переноса значения, развивать способность к пониманию переносных употреблений слова. В работе над многозначностью слова нужно осуществлять опору на семантические связи слова, то есть установление синонимических и антонимических отношений, что помогает выявить многозначность, сравнение многозначных слов одной лексико- семантической группы обеспечивает осознание вторичных значений этих слов.
Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности сходные по форме: колокольчик (звонок)- колокольчик (цветок). По цвету: золотая (цепь) – золотая (осень), горят (дрова)- горят (щёки). По звучанию: барабанит (барабанщик)- барабанит (дождь). Перенос возникает при сходстве в расположении частей: нос(человека)- нос (парохода). При сходстве внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) –морж ( человек, купающийся зимой), крепкая (верёвка, которую трудно разорвать)- крепкая (дружба, которую трудно нарушить). К переносу может привести и сходство выполняемых действий: фартук (у человека) –фартук (у машины), дворник (человек)- дворник ( приспособление для очистки лобового стекла у автомобиля). Перенос по смежности, близости, тесной связанности двух предметов: класс (ученики)-класс (помещение), стакан разбился (стеклянный сосуд)- выпил стакан (содержимое сосуда). Перенос по отношению части к целому: машина (посудомоечная, стиральная)- машина (автомобиль). Перенос на основе сочетания нескольких признаков: хвост (птицы)- хвост (самолёта).
Углубленное понимание значения слова и обучение его употреблению осуществляется на основе показа его сочетаемости (слова для наблюдения предъявляются в разных контекстах, упражнения по включению слова в контекст с учётом его лексической и грамматической сочетаемости), например:
Найти многозначные слова в стихотворениях.
-Не жалейте пятачка,- Говорит корова,- Вы купите молочка- Вкусного, парного! |
Поросята тут как тут: -Нам по целой кружке!- Пятачки свои суют Маленькие хрюшки… (А.Шибаев) |
Бросил палку кверху Мишка: -Падай в шапку с ели шишка!- |
Шишка хлоп по голове- Сразу шишек стало две. Е. Петрищева |
-Какие значения имеют слова «пятачок» и «шишка»?
-Чем похожи пятачок- монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове?
Уточнение и активизация словаря учащихся.
Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче, образнее выражает свои мысли. Подсчитано, например, что в произведениях и письмах А.С.Пушкина употреблено более 21000 слов. Конечно, такой огромный запас доступен редкому человеку, но стремиться к постоянному его пополнению необходимо. Обогащение каждого из нас новыми словами происходит в течение всей жизни, но особенно важно пополнять словарный запас школьника, уже сознательно воспринимающего объективную действительность.
Факторы успешности работы над активизацией словаря учащихся:
- создание условий для проявления учеником речевой активности;
- мотивация речевой деятельности учащихся;
- создание доброжелательной атмосферы, которая способствует преодолению страха перед аудиторией;
- внимание учителя к речи каждого ребёнка в классе;
- осуществление индивидуального подхода к обучаемому, учитывая особенности его темперамента, характера и уровня речевой подготовки;
- тактичность в исправлении речевых недочётов и ошибок.
Рассмотрим виды упражнений для уточнения и активизации словаря учащихся на уроках русского языка.
1 Наблюдение за употреблением слов в образцовом тексте.
На уроках чаще всего используется фрагмент художественного произведения и здесь важно не упускать возможности для уточнения понимания детьми значения слова и его роли в создании художественного образа. При проведении наблюдения обращать внимание на наиболее точные и выразительные слова: «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…», «Какие слова удалось найти автору, чтобы точно представить нам…», «Какое слово автор использовал, чтобы подчеркнуть…», «Как автору удалось избежать повторения одного и того же слова для называния…». Например, уточнение значения синонимов. Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он (клал, отправлял, запихивал, совал) в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их ( вытирал, облизывал, промокал, обсасывал). От (удивления, страха, негодования, возмущения) Мальвина хлопала ресницами. Выбери то слово из четырёх, которое по- твоему мнению является авторским. Проверь себя по книге. Объясни, почему автор выбрал именно это слово [3, с. 18].
2.Лингвистический эксперимент.
Текст искажается с целью убедить учеников, что вариант автора наиболее точный и выразительный (путём сопоставления). Например, отрывок из произведения Л.Толстого: Чудесен шум ночного дождя. «Спи, спи, спи», - торопливо барабанил он по стёклам, и ветер в темноте порывами рвал тополя перед домом. Искажённый вариант на доске: Чудесен шум ночного дождя. «Спи, спи, спи»,-торопливо стучал он по стёклам, и ветер в темноте порывами трепал тополя перед домом. В беседе подвести учащихся к пониманию компонентов значения, которыми различаются синонимы: барабанить - не просто стучать, а стучать часто и дробно; рвать - трепать сильно и резко.
3.Редактирование.
Обнаружение и исправление ошибок и недочётов лексического характера. В качестве материала для таких упражнений используют подготовленные тексты с включением типичных ошибок, либо творческие работы учащихся (с согласия автора работы). Например, «Однажды на берег озера приехали люди, мужчины, женщины и старики», из сочинения «Вода и огонь» Ларисы Е. 2 класс [3, с. 48]. Какие слова автор поставил рядом неудачно?
4.Конструирование (обучение правилам словоупотребления).
Составление из слов и словосочетаний и предложений, требующее от ребёнка выбора слова с учётом его лексической сочетаемости. Например, подберите нужный синоним: Даже в самый… (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или берёзы, клёна или дуба, то почувствуешь. Что он прохладный или если разложить на земле листья одного только дерева, они займут…( великую, большую, огромную, громадную) площадь.[4, с.315]
5.Трансформация.
Преобразование высказывания, касающееся его лексического наполнения, в соответствии с определённой задачей (замена слова или словосочетания, пропуск или добавление слова). Например, За зиму ты услышишь много ещё других снежных слов. Записывай их в отдельную тетрадку. У тебя получится целый набор слов [8, с 58]. Каким словом можно заменить выделенное словосочетание? (словарь, словарик)
6.Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определённой мысли. Например, От данных глаголов образуйте однокоренные существительные, напишите словосочетания: доставлять письма, журналы, газеты (доставка писем, журналов ,газет); строить стадионы, мосты, дороги (строительство мостов, дорог ,стадионов) [7, с.114] .
Составление словосочетания или предложения со словом или фразеологизмом. Например: Составьте словосочетание, выбрав из слов в скобках подходящее. Мечтательный – мечтающий (день, взгляд, человек ) [4, с.316];
Упражнение «на договаривание» предложений, текстов. Например: Впиши в места пропусков необходимые по смыслу прилагательные. У меня была мечта: посадить домакактус. И вот в один день мне подарилиотросточек-бусинку, покрытуюпухом. (по материалам журнала «Стригунок») [5, с 58];
Овладение производным словом.
90 % словарного состава русского языка- производные слова. Это такие слова, которые образованы от других слов. Мотивированность лексического значения слова, его обусловленность значениями входящих в состав частей слова – есть не что иное, как особенность производного слова. Значение производного слова всегда можно определить (посредством ссылки на значение соответствующего производящего): строитель-тот, кто строит; пианист - тот, кто играет на пианино. Лексическое значение производного слова усваивается ребёнком с определённого возраста не так, как целостное, глобальное значение непроизводного слова. Например, пианино - условное обозначение музыкального инструмента и его значение не связано с формой слова, а значение слова пианист можно вывести из значений частей этого слова (во-первых со словом пианино, во-вторых со словами пианист, машинист). Следовательно, слово пианино хранится в лексиконе человека как готовая единица и извлекается из него для использования в речи только целиком, а слово пианист может быть не только извлечено из лексикона как готовая единица, но и произведено, создано при необходимости заново. Человек в определённых условиях может создавать (производить) в речи новые слова по известным ему образцам.
Овладение значением производного слова происходит по- разному, это зависит от того, на каком уровне языкового развития находится ребёнок. Сначала значение любого слова воспринимается ребёнком глобально, потом, по мере накопления опыта в речевой деятельности, ребёнок всё чаще ориентируется на смысловое членение слова. Первым этапом в освоении лексического значения производного слова является «расшифровка» его формы и семантического строения, затем происходит уточнение значения и усвоения его компонентов в речевой практике. Аналитические и синтетические процессы приводят к усвоению всё большего количества производных слов, в том числе и путём самостоятельного словообразования и установлению словообразовательных связей между словами.
Известно, что словарный состав языка пополняется двумя путями: путём заимствования слов из других языков и путём образования новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала. Так вот второй путь обогащения словаря является основным. Наряду с тематическими группами слов и синонимическими рядами есть родственные слова, которые являются характерным признаком лексической системы языка. Следовательно, систематическая работа с родственными словами позволяет составить у школьников более полное представление о словарном составе языка. Основное внимание в такой работе должно уделяться практическим вопросам, а именно: найти и подобрать родственное слово, отграничить его от созвучных (оса- осина) или тематически близких (апельсин- мандарин). В процессе такой работы используются связные тексты для показа стилистической роли родственных слов. Например,
Как- то Много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом.
Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот Садовод, С ним садовник идёт. |
Это слово, Слово - корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов
Очень интересно Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов Как растут слова.) |
Какие слова выросли из корня –сад-? Назовите другие слова с тем же корнем. Подберите родственные слова к словам цвет, свет, поездка, вычистить [8, с. 114-115].
В работе над словарным запасом будь то количественное его обогащение или качественное совершенствование, активизация или устранение нелитературных слов, у учащихся начальных классов формируются следующие коммуникативно – речевые умения:
-умение осознавать, зачем, при каких обстоятельствах воспринимается высказывание;
- умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слова, конструкций;
-умение разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя;
-умение понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи;
- умение в ходе общения соблюдать нормы поведения;
- умение строить высказывание, осознавать кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создаётся;
- умение формулировать мысли, подчиняя их раскрытию темы;
-умения соблюдать нормы литературного языка;
- выбирать языковые средства с учётом задачи речи, адресата, условий общения;
- умение обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению;
- умение соблюдать нормы речевого поведения [6, с. 241].
Литература:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Издание 5-е исправленное - М., Лабиринт 1999 с. 352.
2. Булаховский Л.А. Введение в языкознание часть 2- М.,1954 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению 2 класс 2011.
4. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М., Знание 1995.
5. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) для 4 класса. - М., Баллас 2010.
6. Плотникова С.В., Багичева Н.В., Кусова М.Л., Плотникова Е.И., Шуритенкова В.А. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. Учебное пособие.- М., 2011.
7. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс.- М., Дрофа 2001.
8. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Издание 2-е.- М., 1987.