12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина29
0

Доклад «Прием сравнения на уроках русского языка»

Хоть выйди ты в не белый свет,

А в поле за околицу

Пока идешь за кем – то вслед,

Дорога не запомниться.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

Слова Н. Рыленкова словно предугадывают задачи современного образования. Сегодня школа должна воспитывать всесторонне развитую личность, не только обладающую большим потенциалом знаний и умений, но и, прежде всего, мыслящую, умеющую из огромного количества информации выбрать главное.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Ученик в современной школе может много надо только помочь ему поверить в собственные силы. Именно поэтому новые стандарты делают акцент на системно - деятельностном подходе к обучению, что в свою очередь существенно меняет роль учителя на уроке. Современный педагог должен учить, а он становится напарником, ориентиром на пути к знаниям для ученика. Системно-деятельностный подход способствует достижению метапредметных результатов в обучении, а это развивает умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе, повышает мотивы к познавательной деятельности. Реализация данного подхода в обучении основана, прежде всего, на развитии мыслительной деятельности обучающихся.

Многие ученые утверждают, что мышление это основа обучения. Научить ребенка мыслить, значит научить его сопоставлять, анализировать, делать выводы, а это развивает познавательные и исследовательские умения. А значит, можно говорить личностно-ориентированном и развивающем обучении.

Преподавание русского языка и литературы в современной школе связано с целым рядом противоречий. Для меня, как для педагога важно так организовать учебный процесс, чтобы повысить учебную мотивацию и спланировать продуктивную и результативную деятельность.

На своих уроках я ставлю основную цель – учить умению учиться. Основной принцип уроков – вместе, в команде приходить к выводам через решение проблемных вопросов. А это способствует развитию коммуникативных умений.

Ученик должен стать активным участником восприятия информации, главным лицом всего образовательного процесса. В рамках системно-деятельностного подхода на сегодняшний момент разработано несколько типологий уроков (А.К. Дусовицкий):

Урок постановки учебных задач;

Урок решения учебной задачи;

Моделирование и преобразование моделей;

Урок решения частных задач с применением открытого способа действий;

Урок контроля и оценки;

Для построения подобных уроков необходима четкая система форм уроков, методов приемов, используемых на них, которая позволит максимально эффективно решать поставленные задачи, оживлять и активизировать познавательную деятельность учащихся. Необходимо мотивировать детей к самостоятельной работе, путем создания чувства удивления и новизны, через проблемные вопросы и ситуации. Такие действия способствуют развитию творческого потенциала личности.

Для эффективности работы на уроках русского языка и литературы основной акцент делаю:

групповые формы работы (данные занятия способствуют приобретению навыков взаимоконтроля через совместную деятельность);

использование приемов сравнения и сопоставления (развитие мыслительной деятельности);

Для активизации, мотивации детей к обучению при планировании уроков останавливаюсь на следующих принципах и технологиях:

Обращение к личному опыту детей (воздействие на эмоц иональную, мотивационную, интеллектуальную сферы развития детей для привлечения к деятельности);

Использование нетрадиционных форм (сочетание аудио-, видеоматериалов, игровых форм);

Создание проблемных ситуаций на уроках;

Технологии исследования;

Самостоятельное оценивание образовательных достижений.

Такие принципы построения уроков позволяют формировать следующие УУД:

Познавательные (развитие мыслительных операций);

Регулятивные (постановка цели, продумывание плана действий, самоконтроль и оценка);

Коммуникативные (развитие речевой компетенции, умения слушать, работа в сотрудничестве);

Личностные УУД.

При таком подходе к планированию уроков в результате проведенных мониторингов работы и результатов учеников можно делать выводы, что активизируется мыслительная деятельность детей, совершенствуется исследовательская работа, это способствует эффективности усвоения нового материала, его закреплению и умению применения в дальнейшей деятельности, результат которой отражается в итоговой аттестации.

Структура современной экзаменационной работы предполагает исследовательскую деятельность через анализ языковых единиц к выбору правильного ответа. Поэтому на уроках русского языка и литературы я активно использую прием сравнения, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

При сравнении различных языковых единиц в течение урока через выявленные отличия и сходства, через объяснение их причин ученики делают выводы, также развиваются их коммуникативные умения при построении ответа.

Данный прием в основном использую в следующих упражнениях:

«Найди лишнее слово»

«Выяви общие признаки слов»

«Найди отличия» (данное упражнение эффективно при изучении синтаксиса).

Подобные задания позволяют создать проблемную ситуацию при объяснении нового материала или при закреплении изученного.

На уроках литературы для реализации приема сравнения разрабатываю задания следующего типа:

Сравнить видео эпизод и эпизод литературного текста;

Сопоставление живописи, музыки и литературы;

Составление сравнительных таблиц творчества писателей, их художественных приемов.

Литература это наука, которая способствует нравственному воспитанию школьников, поэтому изучение ее в интеграции с другими видами искусства и предметов приводит к более высоким результатам.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.