12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Владимировна Штукина437
сайт https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina
Россия, Мурманская обл., Мурманск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Лекция 2-3. Политическое устройство мира.

Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Задачи:

Метапредметные: формирование представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью адекватного понимания особенностей развития современного мира; формирование понимания места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.

Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики.

Предметные: Расширить представления об этапах формирования ПКМ; выявить особенности суверенных государств и несамоуправляющихся государственных образований; рассмотреть типологию стран мира по уровню социально-экономического развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические этапы формирования ПКМ и современные особенности.

2.Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

3. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

4. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Мультимедийная презентация по теме: https://prezi.com/p/o5imyyr8rlhb/

 

Название учебного элемента

Содержание

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1.

Орг. момент

     

2.

Постановка целей и задач лекции

1. Исторические этапы формирования ПКМ и современные особенности.

2.Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

3. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

4. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Запись план-конспекта

 

3.

1. Исторические этапы формирования ПКМ и современные особенности.

 Суверенитет государства — полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства. Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы: —    колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении им независимости); —    территории, фактически колонии, не включенные однако в перечень ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются: «заморскими департаментами», «заморскими территориями», «свободно ассоциированными государствами» и т. п. Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей до 1976 г. колонией Испании в Западной Африке). После многих лет вооруженной борьбы различных политических группировок за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось перемирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко). Вопрос о предоставлении независимости всем современным колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес. Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марианские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом океане. На островах находятся многие американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атомных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т. д. 

Образование и развитие государств — сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре около 300 объектов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, пограничные; в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. С 1947 г. стоит вопрос о границах государства Израиль и создании палестинского государства, лишь в 1993 г. предоставлена автономия палестинским землям, оккупированным Израилем в 1967 г. Речь идет о передаче органам палестинского самоуправления широких административных полномочий. На промежуточном этапе урегулирования договором не предусматривается провозглашение Палестинского государства, но проведены первые в истории выборы в органы палестинского самоуправления. Список примеров подобного рода может быть продолжен. Это — борьба курдского народа за самоопределение и образование государства Курдистан; приграничные конфликты между Индией и Пакистаном (особенно в штатах Джамму и Кашмир); конфликты на территории республик бывшей СФРЮ (Югославии), в Северной Ирландии (Ольстер); на территории республик Северного Кавказа (Россия); в африканских государствах и т. д. Справочные материалы (термины): Колония — (от лат. colonia — поселение) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии),, лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима. Протекторат — одна из форм колониальной зависимости, при которой протектируемое государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия. Доминион — (англ. dominion — владение, власть), государства в составе Британской империи, признававшие главой английского короля (Канада с 1867 г., Австралийский Союз с 1901 г., Новая Зеландия с 1907 г., Южно-Африканский Союз с 1910 г.). После образования Британского Содружества (Commonwealth) термин «доминион» вышел из употребления. Мандатные (подмандатные) территории — общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи, переданных после 1-ой мировой войны Лигой наций под управление странам-победительницам на основе мандата. После 2-ой мировой войны мандатная система была заменена системой опеки ООН. Подопечные территории — зависимые территории, управление которыми было передано ООН какому-либо государству («опека международная» — система управления, осуществляемая от имени и под руководством ООН). Примеры: до получения этими территориями независимости — Каролинские, Маршалловы острова — были под опекой США, часть Каролинских островов — острова Палау находились под опекой ООН. Кондоминиум — совладение, совместное осуществление верховной власти над одной и той же территорией двумя или несколькими государствами (с 1899 г. по 1956 г.— англо-египетским совладением был Судан). Колониальные владения, несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира (Колонии, кондоминиумы, территории, находящиеся под опекой): Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией) Остров Святой Елены (Атлантический океан) Ангилья (Карибское море) Виргинские (Британские) острова (Карибское море) Каймановы острова (Карибское море) Монтсеррат (Карибское море) Терке и Кайкос (Карибское море) Питкэрн (Океания) Бермудские острова (Атлантический океан) 10. Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) Франции: Примечание: «Заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством. Французская Гвиана — «заморский департамент» (Южная Америка) Гваделупа — «заморский департамент» (Карибское море) Мартиника — «заморский департамент» (Карибское море) остров Маоре — «особое территориальное образование» (Индийский океан, в группе Коморских островов, у Мадагаскара) остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан, у Мадагаскара) острова Сен-Пьер и Микелон (Атлантический океан, к югу от острова Ньюфаундленд) острова Крозе (Индийский океан) остров Кергелен (Индийский океан) остров Клиппертон (Тихий океан) Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.) (Океания) Новая Каледония (Океания) остров Сен-Поль (Индийский океан) остров Амстердам (Индийский океан) острова Уоллис и Футуна (Океания, около Фиджи) Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.) Аруба (Карибское море) Португалии: 1. Аомынь (Макао) (на территории Китая) США: Виргинские острова (Карибское море) Пуэрто-Рико — с 1952 г. статус государства «свободно присоединившегося» к США ( Карибское море) Восточное Самоа — «неинкорпорированная» территория (Океания) Гуам (Тихий океан, в группе Марианских островов) 5.   Военные базы на острове Мидуэй (атолл в центральной части Тихого океана) Военные базы на островах Джонстон и Сенд, необитаемые острова Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания) Уэйк — атолл, состоящий из трех островов: Уэйк, Уилк-си, Пил (в центральной части Тихого океана) Микронезия — Каролинские, Марианские и Маршалловы острова (в западной части Тихого океана) — бывшие ранее подопечными территориями США, до предоставления им независимости. Ныне, Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова имеют статус «ассоциированных» с США государств. Австралии: 1.   Кокосовые (Киллинг) острова (Океания) — «свободная ассоциация» с Австралией 2.  Норфолк (Океания) Новой Зеландии: 1.    острова Токелау (Океания) — «не самоуправляющаяся территория Новой Зеландии» 2.   острова Кука и Ниуэ — «внутреннее самоуправление в рамках свободной ассоциации с Новой Зеландией» (Океания). 

 


 

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

4.

2.Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

 

Суверенитет государства — полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства. Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы: —    колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении им независимости); —    территории, фактически колонии, не включенные однако в перечень ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются: «заморскими департаментами», «заморскими территориями», «свободно ассоциированными государствами» и т. п. Не определен до сих пор статус Западной Сахары (бывшей до 1976 г. колонией Испании в Западной Африке). После многих лет вооруженной борьбы различных политических группировок за власть в Западной Сахаре с 1989 г. практически установилось перемирие. Здесь предстоит проведение под эгидой ООН и ОАЕ мирного референдума по вопросу о самоопределении народа Западной Сахары (независимость или интеграция с Марокко). Вопрос о предоставлении независимости всем современным колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес. Например, десятки военно-воздушных и военно-морских баз США размещены на островах в Тихом и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марианские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом океане. На островах находятся многие американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атомных и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т. д. 
Образование и развитие государств — сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре около 300 объектов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, пограничные; в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация. Продолжается спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром. Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. С 1947 г. стоит вопрос о границах государства Израиль и создании палестинского государства, лишь в 1993 г. предоставлена автономия палестинским землям, оккупированным Израилем в 1967 г. Речь идет о передаче органам палестинского самоуправления широких административных полномочий. На промежуточном этапе урегулирования договором не предусматривается провозглашение Палестинского государства, но проведены первые в истории выборы в органы палестинского самоуправления. Список примеров подобного рода может быть продолжен. Это — борьба курдского народа за самоопределение и образование государства Курдистан; приграничные конфликты между Индией и Пакистаном (особенно в штатах Джамму и Кашмир); конфликты на территории республик бывшей СФРЮ (Югославии), в Северной Ирландии (Ольстер); на территории республик Северного Кавказа (Россия); в африканских государствах и т. д. Справочные материалы (термины): Колония — (от лат. colonia — поселение) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии),, лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима. Протекторат — одна из форм колониальной зависимости, при которой протектируемое государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия. Доминион — (англ. dominion — владение, власть), государства в составе Британской империи, признававшие главой английского короля (Канада с 1867 г., Австралийский Союз с 1901 г., Новая Зеландия с 1907 г., Южно-Африканский Союз с 1910 г.). После образования Британского Содружества (Commonwealth) термин «доминион» вышел из употребления. Мандатные (подмандатные) территории — общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Османской империи, переданных после 1-ой мировой войны Лигой наций под управление странам-победительницам на основе мандата. После 2-ой мировой войны мандатная система была заменена системой опеки ООН. Подопечные территории — зависимые территории, управление которыми было передано ООН какому-либо государству («опека международная» — система управления, осуществляемая от имени и под руководством ООН). Примеры: до получения этими территориями независимости — Каролинские, Маршалловы острова — были под опекой США, часть Каролинских островов — острова Палау находились под опекой ООН. Кондоминиум — совладение, совместное осуществление верховной власти над одной и той же территорией двумя или несколькими государствами (с 1899 г. по 1956 г.— англо-египетским совладением был Судан). Колониальные владения, несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира (Колонии, кондоминиумы, территории, находящиеся под опекой): Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией) Остров Святой Елены (Атлантический океан) Ангилья (Карибское море) Виргинские (Британские) острова (Карибское море) Каймановы острова (Карибское море) Монтсеррат (Карибское море) Терке и Кайкос (Карибское море) Питкэрн (Океания) Бермудские острова (Атлантический океан) 10. Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) Франции: Примечание: «Заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством. Французская Гвиана — «заморский департамент» (Южная Америка) Гваделупа — «заморский департамент» (Карибское море) Мартиника — «заморский департамент» (Карибское море) остров Маоре — «особое территориальное образование» (Индийский океан, в группе Коморских островов, у Мадагаскара) остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан, у Мадагаскара) острова Сен-Пьер и Микелон (Атлантический океан, к югу от острова Ньюфаундленд) острова Крозе (Индийский океан) остров Кергелен (Индийский океан) остров Клиппертон (Тихий океан) Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.) (Океания) Новая Каледония (Океания) остров Сен-Поль (Индийский океан) остров Амстердам (Индийский океан) острова Уоллис и Футуна (Океания, около Фиджи) Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.) Аруба (Карибское море) Португалии: 1. Аомынь (Макао) (на территории Китая) США: Виргинские острова (Карибское море) Пуэрто-Рико — с 1952 г. статус государства «свободно присоединившегося» к США ( Карибское море) Восточное Самоа — «неинкорпорированная» территория (Океания) Гуам (Тихий океан, в группе Марианских островов) 5.   Военные базы на острове Мидуэй (атолл в центральной части Тихого океана) Военные базы на островах Джонстон и Сенд, необитаемые острова Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания) Уэйк — атолл, состоящий из трех островов: Уэйк, Уилк-си, Пил (в центральной части Тихого океана) Микронезия — Каролинские, Марианские и Маршалловы острова (в западной части Тихого океана) — бывшие ранее подопечными территориями США, до предоставления им независимости. Ныне, Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова имеют статус «ассоциированных» с США государств. Австралии: 1.   Кокосовые (Киллинг) острова (Океания) — «свободная ассоциация» с Австралией 2.  Норфолк (Океания) Новой Зеландии: 1.    острова Токелау (Океания) — «не самоуправляющаяся территория Новой Зеландии» 2.   острова Кука и Ниуэ — «внутреннее самоуправление в рамках свободной ассоциации с Новой Зеландией» (Океания). 

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

5.

3. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима


 

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации

6.

4. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Выполните задание:

https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij


 

Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь

В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации.

12

Закрепление материала

Выполните задания: https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij


 


 


 

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

13

Домашнее задание

 

Выполните задания: https://love--1981.wixsite.com/marinashtukina/zadaniya-dlya-zakrepleniya-znanij

+ лекцию учить

 

Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.