Самоанализ урока английского языка «Политическое устройство Великобритании» (10 класс)
Самоанализ урока английского языка в 10 классе
Боженко Надежда Герасимовна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 1
сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района
Хабаровского края
Тема урока: Политическое устройство Великобритании. Интерактивный урок развития критического мышления.
№ п/п |
Вопросы для самоанализа |
Результаты самоанализа |
1 |
Какое место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок "работает" на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип? |
Это 4-ый урок в изучении темы «Западные демократии. Демократичны ли они?». На первых трёх уроках ученики изучали лексику по теме, практиковались в применении лексики и языкового материала в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении (диалогическая и монологическая устная речь) в различных ситуациях условно-речевого общения. На последующих уроках учащиеся будут изучать политическое устройство США и России. Затем планируется сравнение политических систем 3-х стран и ответ на вопрос «Чья политическая система наиболее демократичная и почему?» с выражением собственного мнения и его аргументацией, написанием эссе. Специфика данного урока заключается в том, что социокультурные знания ученики получают параллельно с совершенствованием умений в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении с извлечением необходимой информации, говорении (монологическая и диалогическая речь). Тип урока – комбинированный, что предполагает усвоение новых знаний и применение ранее приобретённых знаний и умений, формирование умений, навыков и их применение на практике. На уроке применяется технология обучения в сотрудничестве, что выражено в групповой и парной работе школьников. Ученикам предстоит вместе решить проблему, поставленную в начале урока: кто же в действительности управляет страной? Проблемно-поисковое обучение направлено на совместный поиск решения проблемы. Урок личностно-ориентирован, так как каждый ученик вовлечён в учебный процесс, может высказать своё собственное мнение, рефлексировать свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные), что способствует раскрытию и развитию его потенциальных возможностей.
|
2 |
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений? |
Цели и задачи представленного урока соответствуют уровню подготовки учащихся в данном классе. Класс хоть и разнообразен по составу (есть ученики с разным уровнем способностей), но хорошо мотивирован на изучение английского языка, чему способствует активное участие ребят во внеклассной деятельности по предмету. Ученики данного класса предпочитают групповую работу, так как в классе сложились дружеские отношения, основанные на взаимоуважении и взаимопомощи. В состав каждой группы включены ученики с разными интеллектуальными возможностями, поэтому слабые ученики могут получить поддержку и помощь товарищей в своей группе. Задания разным группам также дифференцированы с учётом состава групп. |
3 |
Какие задачи решались на уроке: Какие задачи были главными? Как учтены в этих задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
|
На уроке решались задачи развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования лексических навыков аудирования, чтения и говорения (диалогическая, монологическая устная речь). Урок учит понимать схемы и развивает логическое (извлечение заданной информации из текста-схемы и установление взаимоотношения ветвей власти Великобритании), критическое мышление учащихся (критическое переосмысление информации, полученной из разных источников с выражением собственного мнения и его аргументацией). Задачами урока является развитие памяти, языковой догадки. Данный урок учит школьников искать решение проблемы в групповом взаимодействии. Урок направлен на развитие социокультурной и страноведческой компетенции учащихся, поддержание положительной мотивации к изучению английского языка. Главной задачей является развитие умения общаться на английском языке в рамках тематики урока, выражать и аргументировать свою точку зрения, критически анализировать полученную информацию. |
4 |
Почему выбранная структура урока была рациональной для решения этих задач? Рационально ли отведено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока (если этот урок комбинированный)? Связаны ли логично этапы урока? |
Этапы урока тщательно продуманы, выстроены в логической последовательности и направлены на решение поставленных задач. Время, отведённое на все этапы урока, распределено рационально с учётом особенностей работы учащихся в данном классе. |
5 |
На каком содержании (на которых понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Было ли выделено основное, существенное? |
Основное, существенное было выделено в начале урока в постановке проблемы для обсуждения и развития речи на английском языке (приём «отсроченная загадка»). На этом и делался акцент на уроке. Хочется подчеркнуть, что главным в изучении иностранного языка является коммуникативная направленность предмета, т.е. умение общаться на иностранном языке, выражать свои мысли. |
6 |
Какое комбинирование методов обучения выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения. |
Организационный момент, фонетическая и речевая зарядка настраивают ребят на восприятие английского языка, создают творческую, доброжелательную обстановку, ориентируют на работу, которая им предстоит. Изучению нового материала предшествует повторение лексики по всей теме. При этом используются различные виды деятельности. Приём «Вместительная корзина» активизирует изученную лексику и помогает отобрать нужную для решения главной задачи урока. Объяснение понятий «конституционная монархия», «парламентская демократия» на английском языке готовит учащихся к восприятию нового материала. Приём «Домино» актуализирует знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Логическим продолжением урока является изучение нового материала. Ученики просматривают презентацию, и видеоролик о заседании английского парламента, аудируют рассказ учителя о политическом устройстве Соединённого Королевства. Далее школьники комментируют увиденное на английском языке и обсуждают в парах. Это готовит учащихся к групповой работе и изучению текста-схемы. Следующий этап урока – групповая работа. Ученики изучают текст и составляют речевую опору (приём «шпаргалка») для составления монологического высказывания. На этапе контроля каждая группа представляет свои опорные схемы и ответ на главный вопрос урока: кто на самом деле управляет Великобританией: королева, парламент или правительство? На данном этапе использован методический приём «калейдоскоп мнений», который помогает продемонстрировать и наглядно представить решение проблемы разными группами. Важным является то, что принимаются все мнения. На заключительном этапе подводятся итоги работы, ученики рефлексируют свою деятельность на основе приёмов «синквейн» и «заполнение рефлексивных карт». Ярмарка домашних заданий даёт возможность учащимся выбрать задание «по душе» соответственно их интересам и способностям |
7 |
Какое комбинирования форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Был ли необходимым дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся (и почему именно так)? |
На уроке использовалась фронтальная, парная и групповая формы работы. Их комбинация способствовала активной проработке учебного материала урока, интенсивной речевой практике учащихся в различных режимах работы. В организации групповой работы был учтён разный уровень подготовки и скорости усвоения материала учащимися данного класса. |
8 |
Как был организован контроль за ЗУН? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
|
Контроль знаний, умений, навыков был организован на этапе проверки домашнего задания («вместительная корзина»), актуализации опорных знаний («домино»), первичной проверки знаний (диалогическое общение), контроля и самопроверки знаний. |
9 |
Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? |
Кабинет английского языка хорошо оснащён, имеется компьютерное оборудование, в том числе интерактивная доска, которая активно используется на уроке на разных этапах урока (просмотр презентации, видеоролика, контроль). Это способствует лучшему восприятию материала, вызывает эмоциональный отклик учащихся, формирует положительный мотив к изучению иностранного языка. |
10 |
3а счет чего обеспечивалась работоспособность школьников в течение всего урока? |
Здоровьесберегающие технологии учтены в частой смене видов деятельности, что способствует предупреждению перегрузки и усталости учащихся, активизирует их познавательную активность. Урок разнообразен по методам и приёмам, средствам обучения (интерактивная доска, презентация, видеоролик, информационные источники: учебник, схемы, опорные карточки и др.) Всё это предполагает высокую работоспособность учащихся на протяжении всего занятия. В начале урока учащиеся были мотивированы на активный поиск решения проблемы и активную учебную деятельность (приёмы «картинная галерея», «отсроченная загадка»).
|
11 |
За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя? |
Общая атмосфера урока доброжелательная и деловая. Класс хорошо понимает цели и задачи выполняемых действий. Учащиеся задают вопросы, вносят предложения, высказывают своё мнение, охотно выполняют учебные задания. Учитель выполняет роль организатора, помощника, партнёра в решении поставленных задач. |
12 |
Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе школьников) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников
? |
Рациональное использование времени обеспечивалось за счёт тщательно продуманной организации урока в логической последовательности, опоры на особенности класса и применения эффективных приёмов обучения и активизации деятельности учащихся на уроке иностранного языка. |
13 |
Какие были продуманы вспомогательные "пути" на случай непредвиденной ситуации? |
Урок – обучающий. В кабинете имеется дополнительный комплект учебников. Лексика для урока ученикам знакома. В случае непредвиденной ситуации урок состоится. |
14 |
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует выполнить нереализованное? |
На уроке удалось реализовать всё задуманное. Домашнее задание явилось логическим продолжением урока. |