12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
смирнова татьяна94
Люблю путешествовать. Люблю свою работу. Встреча с юным поколением чаще оставляет след в твой жизни.
Россия, Вологодская обл., Череповец

Цели: сформировать основные представления о современной политической карте мира, познакомиться с группировками стран, c типологией стран.

Учебно- воспитательные задачи:

1.Рассмотреть исторические этапы формирования современной политической карты мира; познакомить студентов с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; дать знания о классификациях стран; изучить государственный строй страны и типологию стран мира; развивать навыки работы с атласом.

2. Развивать умение слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока; развивать устную речь.
3.
Развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность студентов. 

 

Методы обучения:  фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность студента

УУД

результат

Организационный

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют наличие всех необходимых принадлежностей к уроку.

 

Готовность к уроку

Активизация познавательной деятельности.

Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» - могут отличиться на уроке

 

Коммуникативная, личностная

Умение высказать свою точку зрения

Целеполагание

Определение темы урока

Что является основным источником знаний в географии?

Какая карта является наиболее важной в курсе « География »?

А что является главным объектом на политической карте мира?

Тема урока Политическое устройство мира.

познакомиться с этапами формирования современной политической карты мира; с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; выяснить критерий классификации стран; с формами государств, типологии стран мира; развивать навыки работы с атласом.

Ответ студентов.

- географическая карта

- Политическая карта мира

- Страны

Коммуникативная, личностная

Умение высказать свою точку зрения

Мотивация

Перед вами политическая карта мира. Какую информацию вы можете получить, работая с этой картой?

Теперь можем определить, что такое политическая карта мира!.

Политическая карта является географическим отражением исторического процесса.

Откроем план- схему темы в учебнике. Страница 9

Ответ студентов

Государства, их границы, столицы, крупные города.

ПКМ - это географическая карта на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города.

УУД:

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Умение слушать и вести конспект урока

1-й этап

ПКМ постоянно меняется. Причинами формирования ПКМ являются войны, открытия новых территории.. ПКМ отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов:

Древний (до 5 в н э)

КАКИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА?

В этот период формировались, развивались и распадались многие государства.

Средневековый(5-15вв.)

КАКИЕ ВОЗНИКЛИ КРУПНЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА?

Была открыта новая часть света- Америка, и началась испанская колонизация Америки.

Новый (16в-19вв)Это время крупных колониальных захватов территории в Америке, Азии, Африке. Возникли колониальные империи – Португальская, Испанская, Голландская Французская, Английская и др Одновременно началось формирование крупных империи: Российская, Османская, великих моголов(Индия), Цин (Китай) и Японская.

Новейший (1-я половина 20века).

Формирование ПКМ связано с 1-ой и 2-ой мировой войнами, образование социалистических государств и распад колониальной системы. Изменение границ многих государств.

Современный(после 2-ой мировой войны)

1.На месте бывшей Германии образовались два государства ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке.

2.распад колониальной системы. Образование независимых государств в Азии и Африке.

3.В 90-х годах распалась СССР.

Что такое суверенитет?

В мире насчитывается более двухсот суверенных государств.

Остальные – колонии и не самоуправляющие территории (7 государств Великобритания(Гибралтар, Каймановы, Виргинские, Фолклендские острова, о. Св.Елены и тд.), Франция, Нидерланды(Антильские острова), Дания(Гренландия и Фарерские острова), США, Австралия, Новая Зеландия, обладают зависимыми территориями)

Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014)
 

Студенты записывают в тетрадь.

 

Существовали крупнейшие государства – Карфаген, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Существовали государства, как Священная Римская империя и Византия, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания и т.д.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.Назовите государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы

2.Назовите факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв.

Задание: Прочитайте на с.9 какие государства считаются суверенными?

Все виды УУД

Личностные

Коммуникативные Познавательные

Регулятивные

Предметные

Умение работы с учебником вести конспект урока

.

2-й этап

Группировки стран. Страны мира группируются по разным признакам: по площади, по численности, по ГП, по формам правления

Задание1 стр22. По визитной карточке форзац учебника делают запись.

По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика

Коммуникативная, учебно – познавательные

Умение работать с различными источниками знаний

3-й этап

Типология стран. Страны отличаются по качественным характеристикам- по уровню по социально –экономическому развитию, степени включенности в мировую экономику.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В основу такого деления положен уровень ВВП. Найдите ответ стр 10 в сноске.

Граница между развитыми и развивающимися странами проходит на рубеже 6000 долларов на душу населения.

К экономически развитым относятся страны, достигшие высокого уровня развития и играющие роль в мировой экономике.

К развивающимися относятся страны, которые отстали в социально –экономическом развитии.

Ведут запись в тетради.

Все виды УУД

Умение работать с различными источниками знаний

4-й этап

Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Выполняют задание.

Составляют таблицу, в которой дают характеристику типов стран. Отвечают на вопросы: сколько их(развитых или развивающихся стран; где находятся, на какие группы делятся, названия и страны)

Все виды УУД

 

Повторение

Вопросы по практической работе.

 

Коммуникативная, учебно – познавательные.

Умение систематизировать. Обобщать полученные знания.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:  Новейшие изменения на политической карте мира. Знакомство с государственным строем стран мира. Задание 4 стр 23

     

Рефлексия

Итак, что сегодня вы узнали нового?

Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать?

На сегодня – все. Спасибо за внимание.

     
Опубликовано

Комментарии (1)

Кравченко Лариса Юрьевна, 14.03.17 в 18:22 0 Ответить Пожаловаться
Не совсем понятно задание по заполнению таблицы, что учитель требует и из каких источников ученики будут брать информацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.