12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | смирнова татьяна94 Люблю путешествовать. Люблю свою работу. Встреча с юным поколением чаще оставляет след в твой жизни. Россия, Вологодская обл., Череповец |
Технологическая карта урока «Политическая карта мира»
Цели: сформировать основные представления о современной политической карте мира, познакомиться с группировками стран, c типологией стран.
Учебно- воспитательные задачи:
1.Рассмотреть исторические этапы формирования современной политической карты мира; познакомить студентов с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; дать знания о классификациях стран; изучить государственный строй страны и типологию стран мира; развивать навыки работы с атласом.
2. Развивать умение слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока; развивать устную речь.
3. Развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность студентов.
Методы обучения: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность студента | УУД | результат |
Организационный | Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют наличие всех необходимых принадлежностей к уроку. | Готовность к уроку | |
Активизация познавательной деятельности. | Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» - могут отличиться на уроке | Коммуникативная, личностная | Умение высказать свою точку зрения | |
Целеполагание | Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? Какая карта является наиболее важной в курсе « География »? А что является главным объектом на политической карте мира? Тема урока Политическое устройство мира. познакомиться с этапами формирования современной политической карты мира; с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; выяснить критерий классификации стран; с формами государств, типологии стран мира; развивать навыки работы с атласом. | Ответ студентов. - географическая карта - Политическая карта мира - Страны | Коммуникативная, личностная | Умение высказать свою точку зрения |
Мотивация | Перед вами политическая карта мира. Какую информацию вы можете получить, работая с этой картой? Теперь можем определить, что такое политическая карта мира!. Политическая карта является географическим отражением исторического процесса. Откроем план- схему темы в учебнике. Страница 9 | Ответ студентов Государства, их границы, столицы, крупные города. ПКМ - это географическая карта на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. | УУД: Личностные Коммуникативные Познавательные | Умение слушать и вести конспект урока |
1-й этап | ПКМ постоянно меняется. Причинами формирования ПКМ являются войны, открытия новых территории.. ПКМ отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов: Древний (до 5 в н э) КАКИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА? В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Средневековый(5-15вв.) КАКИЕ ВОЗНИКЛИ КРУПНЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА? Была открыта новая часть света- Америка, и началась испанская колонизация Америки. Новый (16в-19вв)Это время крупных колониальных захватов территории в Америке, Азии, Африке. Возникли колониальные империи – Португальская, Испанская, Голландская Французская, Английская и др Одновременно началось формирование крупных империи: Российская, Османская, великих моголов(Индия), Цин (Китай) и Японская. Новейший (1-я половина 20века). Формирование ПКМ связано с 1-ой и 2-ой мировой войнами, образование социалистических государств и распад колониальной системы. Изменение границ многих государств. Современный(после 2-ой мировой войны) 1.На месте бывшей Германии образовались два государства ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке. 2.распад колониальной системы. Образование независимых государств в Азии и Африке. 3.В 90-х годах распалась СССР. Что такое суверенитет? В мире насчитывается более двухсот суверенных государств. Остальные – колонии и не самоуправляющие территории (7 государств Великобритания(Гибралтар, Каймановы, Виргинские, Фолклендские острова, о. Св.Елены и тд.), Франция, Нидерланды(Антильские острова), Дания(Гренландия и Фарерские острова), США, Австралия, Новая Зеландия, обладают зависимыми территориями) Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014) | Студенты записывают в тетрадь.
Существовали крупнейшие государства – Карфаген, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Существовали государства, как Священная Римская империя и Византия, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания и т.д.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1.Назовите государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы 2.Назовите факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Задание: Прочитайте на с.9 какие государства считаются суверенными? | Все виды УУД Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Предметные | Умение работы с учебником вести конспект урока . |
2-й этап | Группировки стран. Страны мира группируются по разным признакам: по площади, по численности, по ГП, по формам правления | Задание1 стр22. По визитной карточке форзац учебника делают запись. По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика | Коммуникативная, учебно – познавательные | Умение работать с различными источниками знаний |
3-й этап | Типология стран. Страны отличаются по качественным характеристикам- по уровню по социально –экономическому развитию, степени включенности в мировую экономику. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В основу такого деления положен уровень ВВП. Найдите ответ стр 10 в сноске. Граница между развитыми и развивающимися странами проходит на рубеже 6000 долларов на душу населения. К экономически развитым относятся страны, достигшие высокого уровня развития и играющие роль в мировой экономике. К развивающимися относятся страны, которые отстали в социально –экономическом развитии. | Ведут запись в тетради. | Все виды УУД | Умение работать с различными источниками знаний |
4-й этап | Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | Выполняют задание. Составляют таблицу, в которой дают характеристику типов стран. Отвечают на вопросы: сколько их(развитых или развивающихся стран; где находятся, на какие группы делятся, названия и страны) | Все виды УУД | |
Повторение | Вопросы по практической работе. | Коммуникативная, учебно – познавательные. | Умение систематизировать. Обобщать полученные знания. | |
Домашнее задание | Самостоятельная работа: Новейшие изменения на политической карте мира. Знакомство с государственным строем стран мира. Задание 4 стр 23 | |||
Рефлексия | Итак, что сегодня вы узнали нового? Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание. |
Комментарии (1)
