Технологическая карта урока «Политическая карта мира»
Цели: сформировать основные представления о современной политической карте мира, познакомиться с группировками стран, c типологией стран.
Учебно- воспитательные задачи:
1.Рассмотреть исторические этапы формирования современной политической карты мира; познакомить студентов с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; дать знания о классификациях стран; изучить государственный строй страны и типологию стран мира; развивать навыки работы с атласом.
2. Развивать умение слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока; развивать устную речь.
3. Развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность студентов.
Методы обучения: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, задания, компьютер, проектор, электронная презентация.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность студента |
УУД |
результат |
Организационный |
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют наличие всех необходимых принадлежностей к уроку. |
Готовность к уроку |
|
Активизация познавательной деятельности. |
Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» - могут отличиться на уроке |
Коммуникативная, личностная |
Умение высказать свою точку зрения |
|
Целеполагание |
Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? Какая карта является наиболее важной в курсе « География »? А что является главным объектом на политической карте мира? Тема урока Политическое устройство мира. познакомиться с этапами формирования современной политической карты мира; с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»; выяснить критерий классификации стран; с формами государств, типологии стран мира; развивать навыки работы с атласом. |
Ответ студентов. - географическая карта - Политическая карта мира - Страны |
Коммуникативная, личностная |
Умение высказать свою точку зрения |
Мотивация |
Перед вами политическая карта мира. Какую информацию вы можете получить, работая с этой картой? Теперь можем определить, что такое политическая карта мира!. Политическая карта является географическим отражением исторического процесса. Откроем план- схему темы в учебнике. Страница 9 |
Ответ студентов Государства, их границы, столицы, крупные города. ПКМ - это географическая карта на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. |
УУД: Личностные Коммуникативные Познавательные |
Умение слушать и вести конспект урока |
1-й этап |
ПКМ постоянно меняется. Причинами формирования ПКМ являются войны, открытия новых территории.. ПКМ отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов: Древний (до 5 в н э) КАКИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА? В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Средневековый(5-15вв.) КАКИЕ ВОЗНИКЛИ КРУПНЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА? Была открыта новая часть света- Америка, и началась испанская колонизация Америки. Новый (16в-19вв)Это время крупных колониальных захватов территории в Америке, Азии, Африке. Возникли колониальные империи – Португальская, Испанская, Голландская Французская, Английская и др Одновременно началось формирование крупных империи: Российская, Османская, великих моголов(Индия), Цин (Китай) и Японская. Новейший (1-я половина 20века). Формирование ПКМ связано с 1-ой и 2-ой мировой войнами, образование социалистических государств и распад колониальной системы. Изменение границ многих государств. Современный(после 2-ой мировой войны) 1.На месте бывшей Германии образовались два государства ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке. 2.распад колониальной системы. Образование независимых государств в Азии и Африке. 3.В 90-х годах распалась СССР. Что такое суверенитет? В мире насчитывается более двухсот суверенных государств. Остальные – колонии и не самоуправляющие территории (7 государств Великобритания(Гибралтар, Каймановы, Виргинские, Фолклендские острова, о. Св.Елены и тд.), Франция, Нидерланды(Антильские острова), Дания(Гренландия и Фарерские острова), США, Австралия, Новая Зеландия, обладают зависимыми территориями) Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014) |
Студенты записывают в тетрадь.
Существовали крупнейшие государства – Карфаген, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Существовали государства, как Священная Римская империя и Византия, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания и т.д.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1.Назовите государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы 2.Назовите факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Задание: Прочитайте на с.9 какие государства считаются суверенными? |
Все виды УУД Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Предметные |
Умение работы с учебником вести конспект урока . |
2-й этап |
Группировки стран. Страны мира группируются по разным признакам: по площади, по численности, по ГП, по формам правления |
Задание1 стр22. По визитной карточке форзац учебника делают запись. По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика |
Коммуникативная, учебно – познавательные |
Умение работать с различными источниками знаний |
3-й этап |
Типология стран. Страны отличаются по качественным характеристикам- по уровню по социально –экономическому развитию, степени включенности в мировую экономику. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В основу такого деления положен уровень ВВП. Найдите ответ стр 10 в сноске. Граница между развитыми и развивающимися странами проходит на рубеже 6000 долларов на душу населения. К экономически развитым относятся страны, достигшие высокого уровня развития и играющие роль в мировой экономике. К развивающимися относятся страны, которые отстали в социально –экономическом развитии. |
Ведут запись в тетради. |
Все виды УУД |
Умение работать с различными источниками знаний |
4-й этап |
Практическая работа: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
Выполняют задание. Составляют таблицу, в которой дают характеристику типов стран. Отвечают на вопросы: сколько их(развитых или развивающихся стран; где находятся, на какие группы делятся, названия и страны) |
Все виды УУД |
|
Повторение |
Вопросы по практической работе. |
Коммуникативная, учебно – познавательные. |
Умение систематизировать. Обобщать полученные знания. |
|
Домашнее задание |
Самостоятельная работа: Новейшие изменения на политической карте мира. Знакомство с государственным строем стран мира. Задание 4 стр 23 |
|||
Рефлексия |
Итак, что сегодня вы узнали нового? Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание. |
Кравченко Лариса Юрьевна