Лекторий по литературе для учащихся 5 класса «Даль и Пушкин»

3
0
Материал опубликован 14 October 2021

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7»











Лекторий «Даль и Пушкин»

t1634201220aa.jpg

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Валентеева Ольга Александровна




Стаханов, 2021


Урок-лекторий в 5-А классе


Тема: «Даль и Пушкин»

Цель: познакомить школьников с историей дружбы В. И Даля и А. С. Пушкина; выявить влияние писателей на творчество друг друга; показать, как актуальны книги Владимира Даля для современного общества; расширить кругозор, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля и А. С. Пушкина.

Тип урока: урок-лекторий

Оборудование:

- Высказывание Даля: “Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!”

- Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)

- Портрет А.С. Пушкина.

- Словарь В. И. Даля, книги.

Ход урока

Организационный момент

Подготовленные ученики зачитывают цитаты из “Писем о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачева:

Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости”.

Человек рождается и оставляет о себе память. Так что жизнь - это и есть вечное созидание... Созидание принципов, цели своего поведения, чтобы не стыдно было вспомнить”.

Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет”.

Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть”.

Учитель: Ребята! Сегодняшний лекторий посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... Его слова: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш». Не все знают, что Владимир Даль был дружен с солнцем нашей поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным. Именно об их дружбе сегодня и пойдет речь.


Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, перед вами – дерево, но непростое! Это дерево знаний. У вас на партах лежат цветы: синие, красные, оранжевые, желтые. Выберите тот цветок, который вам больше нравится, и напишите на нем, чего вы ждете от сегодняшнего урока. А теперь возьмите клеевые карандаши и по очереди приклейте свои цветы на наше дерево. Вот видите, дерево расцвело! Давайте посмотрим, сможем ли мы добиться исполнения наших желаний.

Постановка целей урока

Теперь вместе подумаем и решим, какие же цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей)

Верно, наши цели сегодня – больше узнать о дружбе Владимира Даля и Александра Пушкина, расширить знания о творчестве знаменитых писателей, развивать наш словарный запас и кругозор.

Лекторий «Даль и Пушкин»

Читает подготовленный ученик:

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но как извечная трава,

Всё пробивается сквозь плиты.

Кто нынче скажет “окоём”,

Иль “росстани”, иль “первопуток”-

Все, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,

Не прихотью, а волей сердца

Из чернозёмного пласта

Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин.

Всеволод Рождественский

Учитель:

Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

Крепкая дружба связывала Владимира Даля и Александра Пушкина.

Даль был почти сверстником Пушкина – всего на два года моложе. Последние в жизни слова великого поэта, как известно, были обращены к Далю, с которым они стали друзьями. Основой их прочной и искренней дружбы послужили любовь к своему Отечеству, русскому народу и русскому языку.

«За словарь свой, – свидетельствовал историк Бартенев, – Даль принялся по настоянию Пушкина». Поэт «деятельно поддерживал его, перечитывая вместе с ним его сборник и пополняя своими сообщениями».

Их первая встреча состоялась в 1832 году в Санкт-Петербурге в доме на углу Гороховой и Большой Морской, где была тогда квартира семьи  Пушкиных. Познакомить Даля с Пушкиным обещал Жуковский, однако всё было недосуг.

Пушкин – уже знаменитость, а Даль – никому не известный в литературе автор, доктор медицины, морской офицер в отставке.

Но от Жуковского, Языкова, Плетнёва или Одоевского, общих знакомых набралось к тому времени немало, Пушкин, должно быть, уже слышал о Дале-враче, Дале – искусном рассказчике. 

В 1832 году вышла первая книжка Даля «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Это были не просто сказки, где народ смело говорит, не чинясь, самым что ни на есть живым языком, говорит то, что думает, припечатывает начальство, а щедро «разукрашенные» «ходячими» поговорками и «к быту житейскому приноровленные» народные сказания.

Стало ясно, что это отныне – дело жизни. С такой книгой уже можно было идти к Пушкину. Давний и страстный интерес Даля к народному слову впервые был явлен здесь печатно.

О своих сказках Даль так писал позднее:

«Не сказки сами по себе мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя показаться в люди без особого предлога и повода – сказка послужила поводом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому раскрывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».

Даль решил лично представиться Пушкину и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров своих «Русских сказок», за которые он был даже посажен в тюрьму, но, слава Богу, лишь на короткое время, а тираж книги изъят из продажи.

«Я взял свою новую книгу, – вспоминал Владимир Иванович, – и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шёл по комнатам, пустым и сумрачным – вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал с начала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо».

Пушкин увидел в Дале единомышленника и приветил – тогда Александр Сергеевич начал писать свои сказки.

Он обрадовался его подарку и в ответ подарил Далю рукописный вариант своей сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ! Сказочнику казаку Луганскому, сказочник Александръ Пушкинъ».

Даль и Пушкин сказку любили и не видели в ней «неблагонамеренности» и «слов низкого происхождения». Для них все слова народного языка были интересны, все любимы. Они ценили редкие слова, как собиратели ценят драгоценные камни.

Когда Пушкин узнал от Даля, что слова – самые разные, местные, пословицы и выражения – тот начал собирать с молодых лет, Александр Сергеевич очень обрадовался. Редкие слова, по его мысли, как драгоценные камни – они несут весть о богатстве языка, богатстве его жизни и понимания: ведь почти в каждом таком слове есть поэзия, есть образ мысли и сила жизни.

Пушкин увидел в деле собирания слов достойное и благое детище Даля, дело его жизни.

Таким образом, именно Александр Сергеевич Пушкин убедил Владимира Ивановича Даля, что его словарь – дело чрезвычайно важное, часто «дарил» ему новые слова, услышанные где-то. И к Владимиру Далю были обращены последние слова поэта, так как тот находился у постели умирающего Пушкина…

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня?

- О каких знаменитых писателях мы поговорили?

- Что объединяло Александра Пушкина и Владимира Даля?

6. Заключительное слово учителя

Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»

Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.