12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Надежда Николаевна61

МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №35»

Всероссийский конкурс

для педагогов коррекционных классов

на лучшую методическую разработку «Проверочная работа »

Проверочные задания

по литературе

для учащихся

с интеллектуальными нарушениями

(5 класс)

Составитель: Иванова Н.Н.

учитель высшей кв. категории

г.Череповец

2017г.

 

На уроках литературы в 5 классах в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями продолжается формирование навыка чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Изучение художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

Для успешного решения учебных задач, в старших классах продолжается работа по объяснительному чтению. В программе 5 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. Для работы с текстом используется учебник «Чтение для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» З.Ф. Малышевой, М., Пр., 2010г.

В конце каждого раздела в учебнике даются вопросы и задания для повторения и обобщения прочитанного. Этой работе следует посвятить отдельный урок с тем, чтобы ученики не только смогли вспомнить, о чём говорилось в рассказах и стихах, но и установили смысловые связи между содержанием отдельных произведений.

Особенностью организации учебного процесса в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями является уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся. Разноуровневый подход – необходимое условие и основа индивидуализации учебного процесса в работе с данной категорией детей.

По базовому уровню обучаются дети с высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями программы в полном объёме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется только незначительная активизирующая помощь. Ученики, осваивающие программу на базовом уровне, имеют высокую или достаточную мотивацию к обучению, высокий или средний темп работы и уровень активности.

Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне, характеризуются инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и активизации деятельности. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал – требуется многократное повторение и объяснение учителя. Учащиеся имеют достаточную либо сниженную мотивацию к обучению, низкий уровень активности. Темп работы таких учащихся, как правило, замедлен. Программа по литературе предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому, которые предполагают снижение уровня требований к знаниям и умениям обучающихся.

Для учащихся с локальным поражением коры головного мозга, которые не в состоянии усвоить программу, предусматривается возможность обучения по индивидуальной программе, составленной с учетом особенностей усвоения знаний, возможностей каждого ученика.

Поэтому наиболее эффективных приёмом работы на уроке обобщения является использование разноуровневых заданий по теме, которые разрабатываются с учётом психофизического развития каждого учащегося.

Использование развивающих заданий по изученным произведениям, помогает не только проверить полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений, правильное установление смысловых связей, понимание образного языка литературного текста, но и снять напряжение на уроке, улучшить общую работоспособность. Подобный тип работы даёт возможность закреплять и обобщать материал без монотонности и скуки, что способствует в дальнейшем появлению познавательного интереса к предмету.

Приведённые ниже задания построены с учётом программных требований, разработаны для учащихся усваивающих программу по базовому(1-в) и минимально-допустимому уровню (2-в), предусматривают последовательное усложнение, носят привлекательный развивающий характер. Для учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, разрабатываются индивидуальные проверочные задания с учётом возможностей конкретного ребёнка.

Предлагаемый материал может быть использован на уроке литературы для коллективной работы, групповой и индивидуальной.

На основе выполненных заданий в начале года был определён уровень сформированости навыка чтения у каждого ученика. Последующие задания позволили спланировать дальнейшую работу с учётом уровня развития каждого ребёнка, а также оценить эффективность используемых приёмов.

По результатам диагностики на конец учебного года удалось проследить положительную динамику развития навыка чтения у учащихся 5 класса. Наблюдались позитивные сдвиги в понимании логико-информационного плана изложения, в способности учащихся воспроизвести прочитанное по – большему числу признаков, в доступности анализировать, сравнивать героев нескольких произведений, делать вывод из содержания прочитанного с помощью учителя.

Использование разноуровневых развивающих заданий при проверке на уроке литературы способствует успешности усвоения произведений, объединённых одной темой

5 класс

Задания к теме «Устное народное творчество»

В-1

1. Какие жанры относятся к «Устному народному творчеству»? Подчеркни понравившимся тебе карандашом.

пословица стихи

рассказы поговорка

считалка былина

авторские сказки закличка

загадка сказки


 

3. Вспомни сказку А.С.Пушкина. Вставь пропущенные слова.

«Здравствуй, …, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех …

Всех румяней и белее.»


 

4. Выбери правильный ответ:

Золотые руки - …

это грязные руки;

это умелые руки;

это загорелые руки;

Из какой сказке встречается данное выражение? Запиши______________________________


 

5. Расположи пункты плана в нужной последовательности.

Охота за лисой.

Зайцы в опасности. Спасение серой шейки.

Встреча охотника с уточкой.

Досада старичка.


 

Задания к теме «Устное народное творчество»

В-1


 

1. Что придумал народ? Подчеркни карандашом.

пословица

рассказы

считалка

авторские сказки

загадка

2. Найди слова, которые характеризуют главного героя из сказки «Никита Кожемяка». Выдели.

трудолюбивый завистливый

грубый Никита Кожемяка умный

бескорыстный сильный

3. Выбери правильный ответ:

Золотые руки - …

это грязные руки;

это умелые руки;

это загорелые руки

Задания к теме «Картины родной природы»

Осень.

1-в

1. Восстанови последовательность событий в рассказе А. Платонова «Июльская гроза»

а) Вихрь настиг детей и ударил в них песком

б)Наташа спешила изо всех сил, чтобы их не застала буря и гроза в чисом поле

в) Старик пошёл под дождём, унося на себе двоих детей

г) Тьма и туча вскоре догнали детей и нашли на них


 

2. Выбери выражения, которые описывают осень. Поставь «+»

Похолодало

Краснеет земляника

Кончились беззаботные дни

Цветут кустарники

Длинные дни

Длинные ночи

 

3. Объясни значение слов

Пурпурный _______________

Манок ______________

4. Вспомни каких зверей так называет И. Соколов – Микитов в рассказе «Золотая осень». Запиши.

беляк

сестричка

скакун

Ежович

квакушка

Михайлович

бездомник

5. Каким человеком тебе представляется дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Г. Скребицкого? Выбери.

аккуратный глупый

заботливый дед наблюдательный

ворчливый Семён смелый

6. Как называет медведя дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Неправильный ответ зачеркни.

Махина, малыш, дядя, лакомка.

Задания к теме «Картины родной природы»

Осень.

2-в

1. Выбери выражения, которые описывают осень. Поставь «+»

Похолодало

Краснеет земляника

Длинные дни

Длинные ночи

2. Объясни значение слов

Манок ______________


 

3. Вспомни каких зверей так называет И. Соколов – Микитов в рассказе «Золотая осень». Запиши.

беляк

сестричка

Ежович

квакушка

Михайлович

бездомник


 


 

4. Каким человеком тебе представляется дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Г. Скребицкого? Выбери.

злой глупый

заботливый дед наблюдательный

ворчливый Семён смелый


 


 

5. Как называет медведя дед Семён в рассказе «Добро пожаловать!» Неправильный ответ зачеркни.

Махина, малыш, дядя, лакомка.


 


 

Задания к теме «О друзьях – товарищах»

1-в


 

1. Найди слова, которые характеризуют главного героя из рассказа «Фосфорический мальчик» В. Медведева


 

скромность Пешкин-Шарокин зазнайство

хвастливость необидчивость

увлечённость злорадство


 

2. О чём думала Вера из рассказа Ю. Яковлева «Колючка», когда увидела что её враг Колючка попал в тяжёлое положение? Напиши _________________________________


 

3. Почему неповоротливого, медлительного, неловкого мальчика Васю автор называет «Рыцарь». Впиши.

На реке бесстрашный ученик Вася … первоклассника, который … под лёд.


 

4. Вспомни рассказ Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Как ты думаешь, какая мысль в этом рассказе самая главная? Выбери, обведи в кружок.

 

Нельзя обманывать близких людей, даже если тебя об этом попросил друг.

Если друг говорит неправду, значит и ты должен соврать.


Задания к теме «О друзьях – товарищах»

2-в


 

1. Выбери слова описывающие главного героя в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»


 

хвастливый храбрый

трусливый Вася нерешительный

отважный решительный


 


 

2. Допиши, что сделала Вера когда враг Колючка попал в тяжёлое положение.

Вера думала как Колючке_________________________________


 


 

3. О чём мечтал неповоротливый, медлительный, неловкий мальчик Вася. Выбери: о подвигах, о подарках.


 


 

4. Выбери выражение с которым ты не согласен.

 

Нельзя обманывать близких людей, даже если тебя об этом попросил друг.

Если друг говорит неправду, и ты должен соврать.


Задания к теме «Спешите делать добрые дела»»

1-в

1. Подчеркни слова, которые описывают человека, нуждающегося в помощи окружающих.

Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой.


 

2. Что сделал мальчик из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчук для того, чтобы домик стал «зрячим»? Перечисли. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________


 

3. Вспомни поговорку из рассказа«Бабка» В. Осеевой:

От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает.

Как ты понимаешь её. Напиши.__________________________


4. Каким голосом необходимо читать слова матери, обращённые к измождённому работой коню, в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное.

Ласково, требовательно, весело, с огорчением.


5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо»


Задания к теме «Спешите делать добрые дела»»

2-в

1. Какой человек нуждается в помощи окружающих? Подчеркни.

Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой.


 

2. Выбери слова о мальчике из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчука. Соедини стрелками.


 

отзывчивый щедрый

безразлично Рома любопытный

внимательный заботливый


3. Назови рассказ, в котором встречалась поговорка:

От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает.

Напиши.__________________________


4. Каким голосом разговаривала мать с выбившимся из сил конём в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное.

Ласково, требовательно, весело, с огорчением.

5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо»

Задания к теме «Картины родной природы»

Зима.

1-в


 

1. Как называет зиму Ф. Тютчев в стихотворении «Зима»? Впиши.

_______________


 

2. О чём говорилось в рассказе Г. Скребицкого «Декабрь». Выбери.

О растениях, птицах и зверях зимой.

О том, как снег помогает выжить растениям, птицам и зверям в мороз.


 

3. Вспомни героя произведения «Всяк-по-всякому» Г. Скребицкого. Чему научила его зима? Перечисли.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Подбери в стихотворении «Поёт зима - аукает»

С. Есенина рифмы к словам.

аукает - баюкает

игривые - …

малые - …

5. Вспомни стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога». Как ты будешь его читать? Зачеркни.

Спокойно, весело, бодро.

Задания к теме «Картины родной природы»

Зима.

2-в


 

1. Как называет зиму Ф. Тютчев в стихотворении «Зима»?

Чародейка ,волшебница.


 

2. О чём говорилось в рассказе Г. Скребицкого «Декабрь». Выбери.

О растениях, птицах и зверях зимой.

О том, как снег помогает выжить растениям, птицам и зверям в мороз.


 

3. Составь слово из букв и запиши. У тебя получится герой произведения Г. Скребицкого.

ЯАЦЗ ____________________

4. Подбери в стихотворении «Поёт зима - аукает»

С. Есенина рифмы к словам.

аукает - баюкает

игривые - …


 


 

Задания к теме «О животных»

1-в

1. О ком говорится в рассказе «Желтухин» А. Толстого?

________________________________________________


 

2. Какая мысль самая главная в рассказе «Тёма и Жучка»

Н. Гарина-Михайловского? Выбери.

Как интересно играть с Жучкой.

Не оставайся равнодушным к жестокому обращению с животными, помоги нуждающемуся в спасении.


 

3. Что ты думаешь о герое рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»? Какая она? Соедини стрелками.


 

озорная послушная

большая обезьянка маленькая

находчивая непоседливая


 

4. Восстанови последовательность событий в рассказе «Кот Ворюга» К. Паустовского и допиши , какое пропущено.

Это был кот-бродяга, вор.

Наконец кот попался.

_______________________________

С этого дня кот прекратил воровать.

Задания к теме «О животных»

2-в

1. О ком говорится в рассказе «Желтухин» А. Толстого?

Выбери и подчеркни.

Мальчик, скворчонок, скворец.


 

2. Какая мысль самая главная в рассказе «Тёма и Жучка»

Н. Гарина-Михайловского? Выбери.

Как интересно играть с Жучкой.

Не оставайся равнодушным к жестокому обращению с животными, помоги нуждающемуся в спасении.


 

3. Что ты думаешь о герое рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»? Какая она? Соедини стрелками.


 

озорная послушная

большая обезьянка маленькая


 

4. Восстанови последовательность событий в рассказе «Кот Ворюга» К. Паустовского и допиши , какое пропущено.

Это был кот-бродяга, вор.

Наконец кот попался.

Дети накормили кота как следует.

_______________________________

Задания к теме «Весна»


 

1-в

1. На что похожи облака в рассказе «Март» , «Весна-красна»Г. Скребицкого? Запиши.

«Март»

«Весна-красна»

   

2. Что называет первыми вестниками весны Г. Скребицкий в рассказе «От первых проталин до первой грозы»? Выбери.

Солнышко,

тающий снег,

кучевые облака,

тени на тропинках


 

3. Вспомни, как описывает весенние изменения Г. Скребицкий в рассказе «В весеннем лесу» . Подбери к словам в левом столбике ответ из правого столбика. Соедини стрелкой.

бабочки

повис на невидимой ниточке

жаворонок

как осенний листок

серёжки осин

шоколадного цвета

верхушки берёз

продолговатое зеркало

цветки медуницы

как серые, мохнатые гусеницы

весенняя лужа

как будто здороваются

лягушки

как крохотные кувшинчики

солнце

кричит как испуганная кошка

сойка

как начищенный медный таз


 

4.Какое настроение передаёт С Есенин в стихотворении «Черёмуха»? Выбери.

Спокойное, радостное, мечтательное, восхищение.

5. Закрась фигуру в лазурный цвет.

Задания к теме «Весна»


 

2-в

1. На что похожи облака в рассказе «Март» , «Весна-красна»Г. Скребицкого? Запиши.

«Март»

«Весна-красна»

   


 

2. Что называет первыми вестниками весны Г. Скребицкий в рассказе «От первых проталин до первой грозы»? Выбери.

Солнышко,

кучевые облака,


 

3. Вспомни, как описывает весенние изменения Г. Скребицкий в рассказе «В весеннем лесу» . Подбери к словам в левом столбике ответ из правого столбика. Соедини стрелкой.

бабочки

как начищенный медный таз

серёжки осин

как осенний листок

весенняя лужа

как серые, мохнатые гусеницы

солнце

продолговатое зеркало


 

4.Какое настроение передаёт С Есенин в стихотворении «Черёмуха»? Выбери.

Спокойное, восхищение.

5. Закрась фигуру в лазурный цвет.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 14.06.17 в 20:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, всегда приятно видеть отличные работы коллег "коррекционников"!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.